Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати


Протоиерей Артемий Владимиров

Память святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
О победе над диаволом, миром и плотью.
Проповедь за Всенощной

В посланиях святого евангелиста Иоанна Богослова мы находим такое свидетельство: что вера есть победа наша. Тот, кто верует в Господа Иисуса Христа, побеждает мир. Тот, кто в вас, - говорит Спаситель об истинных христианах, разумея Бога, обитающего в наших сердцах - больше того, кто в мире". Он разумел под этими словами князя мира сего - диавола, владеющего сердцами сынов века сего. А посему вы призваны исполнить завет Христа: "Дерзайте, ибо Я победил мир". Первым эту победу одержал Сам Христос, затем апостолы, и вслед за ними и нам должно победить. В послании апостола и евангелиста Иоанна находим эти слова: "хвалю вас дети, что вы познали Отца, хвалю вас, юноши, что вы победили лукавого".

И мы слышали из Акафиста, что Иоанн Богослов, в котором жил Бог, потерпев крушение, кораблекрушение, в течение нескольких недель обретался посреди пучины морской, так что ученик его, Прохор, оставшийся на суше, уже оплакал смерть учителя и не надеялся и не чаял увидеть его живым. Однако, Бог, обитавший и обитающий в святом Иоанне Богослове, вышеестественно спас от смерти Своего избранника. Море изблевало его на сушу, как некогда чудище морское пророка Иону близ Ниневии.

Это свидетельство является прекрасным образом для нас. Ибо мы с вами, несомненно, являемся пловцами посреди житейского бушующего моря, грозящего ежедневно нам потоплением. Притом что водится на этом море разбойник, диавол, который, если бы возможно было, всех нас давно бы утянул в пучину морскую. И не проходит дня, когда бы он ни пытался этого с нами проделать.

Однако, мы, христиане, имеем в сердце своем залог спасения - благодать Духа Святого. Сам Бог, если только мы отвечаем званию христианскому, почивает непостижимо Своей благодатью в наших сердцах. И задача наша - быть настолько легкими, дабы тяжелые соленые волны страстей, мирских грехов и волнений не поглотили нас. Но все бы мы выплывали, даже если по временам какая волна нас и накроет.

Об этом-то умении держаться на волнах и говорит апостол, призывая нас одержать победу с помощью веры в Господа Иисуса Христа, в истинного Бога и истинного Человека. Наша же забота, имея эту веру, изгонять из сердца всякую тягу греховную. Как это бывает с кораблями, застигнутыми бурей, когда находящиеся на корабле собственными руками выбрасывают за борт груз, балласт, дабы корабль не пошел ко дну. А лукавый только и старается наше сердце отягчить, наше сердце обременить, соделать его неподъемно тяжелым, неспособным к благополучному странствованию, переплытию житейского моря. Едва лишь душа каким пристрастием уязвится, едва к чему земному прилепится, и тотчас уже чувствует, что житейское море заглатывает его, и кричит бедная: "Спаси мя, погибаю, Господи!". Осознавая причину погибели именно в том, что сердце изменило благодати, сердце стало несвободным, сердце восприняло в себя тяжесть греха, который, как правило, проистекает из пристрастия, болезненного прилепления к чему-либо земному. И каждый должен осматривать днище, внутренность корабля своего, что именно грозит ему потоплением.

Одних лукавый побеждает, вводя в их сердца, не без согласия хозяев, неприязнь, нелюбовь, постоянную раздражительность, и совсем уже почти торжествует победу, когда в нас поселился гнев, который дает себя обнаруживать через вспышки ярости. Таковый почти уже совершенно пошел ко дну, если только особая милость Божия с ним не приключится молитвами Пречистой Божией Матери и святых, всегда стоящих на страже нашего спасения. Других лукавый удобно запинает плотскими пристрастиями. Так что, еще вчера сердце наслаждавшееся свободой, радостью, миром, покоем, тишиной, сегодня мучается, переживает, тревожится, разрывается на части, даже отчаивается. И все по причине прилепленности человека. Праведно, впрочем, страдает, потому что создано сердце для единого Бога, Которому и должно принадлежать всецело, в Котором только нам и дано правильно относиться к нашим ближним, любя их во Христе и во славу Божию, но не ради них самих и не ради нас. Большинство же людей отягощены бывают вещественными пристрастиями, тем, что называется общим словом сребролюбие.

И часто удивляться приходится, как променивают народы, как променивают Божии создания золото спасения своего на разбитые глиняные черепки каких-то смехотворных земных пристрастий. Чего ради и дано нам покаяние, дабы мы вовремя заметив опасность, увидев себя утягиваемыми диавольскими щупальцами на дно погибели, во ад, тотчас били тревогу, каялись, выбрасывали вон из корабля все это злое имение и прося Матерь Божию простреть нам руки с Небесе и молитвами святых извлечь нас на свет Божий и соделать вновь способными с легкостью, под веянием Духа Святого свершать столь опасное плавание к берегу спасения.

Тот же, кто радеет о любви ко Господу, наподобие святого Иоанна Богослова, думает о Христе, молится Ему, изощряется, как угодить Господу Богу, почитая все прочее второстепенным. Впрочем, так почитая Бога, дабы не было крена и перекоса. Но, учась в ближних видеть Христа, исполняя обязанности наши земные, стремиться на Небо. Такой, познав вскоре, радость и блаженство жизни во Христе, уже бережет себя от крупных ошибок, хранит себя от крушения и, со дня на день укрепляясь верою во Христа, укрепляемый благодатью Божией, набирает скорость, и, если только постоянно смиряется, безбедно свершает это плавание во славу Господа.

Да научит и нас святой Иоанн Богослов всему сказанному и да дарует и нам покров, который он имел сам при жизни. Дабы и мы, имея в себе благодать Божию, хранимы были от всех диавольских козней, искушений, людской злобы, нападок врагов веры. И, таким образом, чрез нас бы прославился Сам Господь, даровавший нам спасительную веру в Него

Святый Апостоле и Евангелисте Иоанне Богослове, моли Бога о нас!

8 октября 1999 г.