Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Наши небесные покровители

Преподобномученицы Матрона и Анна (Макандины)
(игумен Дамаскин Орловский)


Преподобномученица Матрона родилась 5 ноября 1889 года, а преподобномученица Анна 15 октября 1891 года в селе Константиново Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Алексея Макандина. Окончив сельскую школу, сестры поступили послушницами в Алексеевский монастырь на Верхней Красносельской улице в Москве, Матрона – в 1910 году, а Анна – в 1914-м и исполняла послушание на кухне; здесь они подвизались до закрытия обители безбожной властью.

В 1924 году послушницы Матрона и Анна поселились вместе с монахинями в квартире неподалеку от монастыря; здесь они жили, оставаясь верными своим обетам и зарабатывая на пропитание рукоделием.

В 1930 году началось уничтожение советской властью монастырских общин, аресты монашествующих и массовые высылки их из больших городов.

Послушница Матрона была арестована вместе с сестрой Анной 28 декабря 1930 года. Через несколько дней на допросе следователь спросил Матрону о ее политических убеждениях, на что она ответила прямо, что к советской власти относится враждебно, так как та выгнала их из монастыря, и поэтому она считает, что старая власть для православных была лучше. Отвечая на вопросы следователя, Матрона сказала: «До 1924 года я к советской власти относилась безразлично, но с момента нашего изгнания... и по сие время я являюсь противницей советской власти, так как она закрывает монастыри и не дает служить Богу. Свое недовольство я ничем не выражаю активно, лишь не желаю служить на государственной службе, а также сама остаюсь еще большей поклонницей Церкви...»

Следователь спросил послушницу Анну, состоит ли она в политических партиях, с кем живет и чем занимается, на что она ответила, что в политических партиях не состояла и не состоит. Права голоса лишена как монастырская. Вместе с ней живет ее родная сестра и еще три монастырских сестры. Все они занимаются шитьем одеял. «Занимаемую нами квартиру никто не посещал, – сказала она. – Знакомства ни с кем не вели. Добавить к показаниям ничего не могу».

После окончания допроса следователь объявил Анне, что она привлекается к ответственности в качестве обвиняемой в антисоветской агитации.

11 января 1931 года было составлено обвинительное заключение по делу, в котором сотрудник ОГПУ написал: «Привлеченные по данному делу обвиняемые, бывшие монахи ликвидированных монастырей и подворий... живя скопищами, занимались активной антисоветской деятельностью, выражающейся в организации нелегальных антисоветских “братств” и “сестричеств”, оказании помощи ссыльным единомышленникам... антисоветской агитации о религиозных гонениях, чинимых советской властью, и распространении всевозможных провокационных слухов среди населения; квартиры их являлись убежищем для всякого рода контрреволюционного элемента».

В январе 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило послушниц Матрону и Анну к трем годам ссылки в Архангельскую область. Вернувшись из ссылки в 1934 году, послушницы поселились в родном селе Константиново, где они прожили до наступления новых жестоких гонений 1937–1938 годов.

Готовя документы на арест послушницы Матроны, следователь допросил двух штатных свидетелей, которые показали, что будто бы она занималась антисоветской агитацией, упрекала бывших ранее верующими людей, что они отреклись от Бога, за что Господь и дает им такую тяжелую жизнь, что лучше бы они ходили в церковь и молились Богу, а Господь дал бы им счастье и прокормил. Один из них утверждал также, что будто бы она говорила, что в Библии написано, что скоро советской власти не будет, и в разговорах с колхозниками «опошляла вождей партии и правительства».

22 февраля 1938 года послушницы Матрона и Анна были арестованы; обе они были поначалу заключены в тюрьму в городе Загорске. На следующий день следователь допросил послушницу Матрону.
– Обвиняемая Макандина, признаете ли вы себя виновной в антисоветской агитации? – спросил ее следователь.
– Никакой антисоветской агитации я не вела.
– Обвиняемая Макандина, признаете вы себя виновной в антисоветской агитации в ноябре 1937 года?
– Библию я читала, но среди колхозников никаких слухов не распространяла. Я только разговаривала с двумя колхозниками... что война все же будет, но когда – в Библии не написано.
– Обвиняемая Макандина, почему вы, враждебно настроены к советской власти, опошляете вождей партии и правительства?
– Я против советской власти враждебно не настроена. Я довольна советской властью и вождей партии никогда не опошляла.
– Обвиняемая Макандина, признаете вы себя виновной в антисоветской агитации, проводимой вами в декабре 1937 года?
– В декабре, не помню какого числа, я проходила мимо райлесхоза, где стояли в то время... Они вели разговор о закрытии церкви. Я сказала... только два слова – все церкви закрыли, даже ребят крестить негде. Больше я ничего не говорила.

Лжесвидетели показали о послушнице Анне, будто она говорила, что это Господь так наказывает: коммунисты организовали колхозы, православных ограбили и теперь они работают день и ночь задаром, все идет в пользу коммунистов – из-за того, что люди отреклись от Бога и веруют антихристу. Православным лучше бросить работать и идти в церковь молиться Богу.

Будучи допрошена, она отвечала так же, как и ее старшая сестра, не признавая себя виновной.

25 февраля 1938 года следствие было закончено, и послушниц перевели в Таганскую тюрьму в Москве; 8 марта 1938 года тройка НКВД приговорила их к расстрелу. Послушницы Матрона и Анна (Макандины) были расстреляны 14 марта 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребены в общей безвестной могиле.

Источники:

ЦА ФСБ России. Д. Н-6656. Т. 3, т. 11.
ГАРФ. Ф. 10035, д. 23851, д. 23852.