Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8
Тел. (499) 264 72 74
http://www.hram-ks.ru
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

протоиерей Евгений Каньшин

Память священномученика Ианнуария епископа  и иже с ним пострадавших

Христос воскресе!

Поздравляем всех причастников с принятием Святых Христовых Таин!

Сегодня мы воспоминаем с вами священномученика Ианнуария епископа – такое необычное имя он носит, потому что был уроженцем Италии, – и с ним святых мучеников Прокула, Сосия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия, Акутиона. Евтихий и Акутион были миряне. Воспоминаем мы их как святых мучеников, пострадавших за Христа в самом начале IV века.

В то время Италия находилась под властью Римской империи, и император Максимиан правил с 285 по 305 год. И в области, которая именовалась Кампания, был управляющим некий Тимофей, который послушно исполнял все приказы императора. И вот привели к нему христианина, потому что Максимиан воздвиг гонение на христиан, объявил что всех христиан необходимо испытывать на предмет веры, и если не отрекутся от Христа, то уничтожать. И вот известно стало, что Ианнуарий христианин, его как священнослужителя привлекли к ответу, привели к этому Тимофею, управителю области и Тимофей испытывал его о вере. Ианнуарий сказал ему четко и ясно, что никаким язычески богам поклоняться не будет, и на этом все, больше с Максимианом ему не о чем разговаривать. Тогда Максимиан, видя решимость и настойчивость Ианнуария святого, решил избавиться от него таким привычным на то время способом – бросить его на сжигание в печь.

Ну тут вот необходимо вспомнить нам с вами Ветхий Завет, где святые отроки которые вспоминаются в каждой, по-моему, третьей песни канона любого, который читается на утрени, «отроки от огня избавивый» – вот как раз отроки Анания, Азария и Мисаил брошены были в печь за исповедание Господа Бога истинного. Не стали они поклоняться языческим богам. И вот Господь в те давние времена сохранил этих отроков от огня чудным образом – это пламя было потушено росой и отроки были невредимы. И для многих наблюдавших эту казнь было свидетельство таким образом от Господа, Кто здесь Господь Бог, в Чьих руках сила. В Чьих руках слава в Чьих руках истина.

И вот прошли тысячелетия, 305 год, исповедник Ианнуарий также брошен в печь. И Господь Бог ограждает его росой от вреда всякого, так что когда желают узнать, весь ли он там сгорел, открывают эту печь, и он выходит оттуда живой и невредимый. Выходит живой и невредимый и народ, видящий это чудо, радуется и прославляет Христа. И так часто бывало в истории развития веры, в распространении веры, когда мучители думают, что сейчас они всех приведут в ужас, замешательство, смущение, сомнения и страх, и все будут трепетать, никто не пойдет вслед за Христом, получают эффект противоположный, когда Господь Сам, подтверждая Свою силу и славу, и действие в этом мире, и Его силу в верующих людях, Господь обращает видящих это чудо к Себе Самому, обращает людей к вере. Вот так было со святым Ианнуарием.

Но этот вот правитель области Кампания, Тимофей, он не вразумился этим чудом. Поскольку язычники прибегали постоянно к волхованию друг против друга, зависть, власть деньги, сила и прочее, как и сейчас, собственно говоря, он счел, что Ианнуарий каким-то волхованием добился такого эффекта, что остался живым посреди огня. Тогда он решил подвесить Ианнуария на веревках и его истязать. Ну поскольку совершалось все это опять публично, народ видящий это, конечно, ужасался, вид пыток страшный. И приблизились к святому Ианнуарию трое человек – Прокул, Сосий и Фавст, были они диаконами. Диакон в церкви возглашает молебное прошение, ектеньи. И вот они приблизились, видя как священномученик страдает – вся земля под тем местом, где подвешен был Ианнуарий оросилась его кровью. И эти святые диаконы, они тоже исповедовали себя христианами, видя перед собой такой пример мученичества. Вслед за ними и другие – чтец Дисидерий, и Евтихий, и Акутион, миряне, также вышли и исповедали себя христианами.

Тогда, видя, что вот такое публичное опять мучение Ианнуария продолжает вызывать противоположный эффект, который хотел видеть Тимофей, видит, что люди обращаются, выходят, исповедают себя христианами, готовы претерпеть мучения, готовы исповедовать Христа – то есть все наоборот, все не так, как хотел Тимофей. Тогда он решил разом от всех их избавиться и бросил их к зверям, надеясь на то, что сейчас бросятся львы и просто-напросто растерзают этих людей, и на этом все закончится и все будут в страхе и ужасе.

Однако же опять мы можем с вами обратить взоры в Ветхий Завет и вспомнить те же времена. Анания, Азария и Мисаила – отроки которые были брошены в печь и остались невредимы, пророк Даниил, который вместе с ними исповедовал веру в Живого Бога, был брошен в яму зверям, и от него желали также быстро и так вот зрелищно избавиться. Но однако же Господь заградил уста голодных зверей. Неврежденным оказался Даниил, и неврежденными оказались все вышеозначенные святые мученики. Притом что любой дрессировщик вам скажет, что зверь, любой зверь, какой бы он не был отдрессированый, если он увидит кровь или почувствует кровь даже у того, кто его воспитал, он может броситься и растерзать, потому что запах крови пробуждает все звериные инстинкты в животном, какой бы он дрессированный ни был. А Ианнуарий был истерзан так, что был весь в крови. И, несмотря на это, звери в большом количестве не прикоснулись ни к нему, ни к другим святым мученикам.

Тогда Тимофей уже не знал, что еще делать: огонь не попаляет их, звери не съедают их, что же еще с ними можно сделать. Но народ, видящий это неистовство Тимофея, все более и более веровал во Христа и внутри своего сердца все утверждались в истинном Боге христианском, потому что так чудно защищает Он верующих в Него. И что интересно, в этот самый момент своего неистовства этот управитель Тимофей был наказан слепотой. Внезапно он ослеп и стал руками махать по сторонам, не мог найти выход, просил помощи. И, в общем, всем было явлено что он слепотствует духовно, что он ходит во тьме язычества, во тьме своих заблуждений и, как слепой, ведет своих последователей в такой же мрак и в такую же слепоту.

Но святой Ианнуарий, видя вот этого сановника в подобном ущербном состоянии, видя, насколько он жалок стал и ничтожен, он проявляет благородство в высокой степени. Он молится Господу об исцелении этого слепотствующего управителя Тимофея. И, помолившись, Ианнуарий исцеляет этого Тимофея. И вот как бывает интересно в жизни: вроде человек сам вот Тимофей этот и бедствует, и слепой, несчастный, получает исцеление, но это исцеление не касается его души. Глаза его прозрели, но вместе раскаяния, благодарности и обращения ко Христу, он повелевает вывести святых мучеников за город и всех обезглавить мечом. Стоит об этом задуматься. Очень многие в мире ищут исцеления от тяжких недугов, от болезней, но так часто бывает, что не на пользу получает человек исцеление, не на пользу получает облегчение. Часто душа человека оказывается гораздо тверже, и мрак души никуда не уходит, даже если глаза открываются и видят мир. Вот так, к сожалению, случилось и с этим Тимофеем – прозрев, он еще больше утвердился в своей злобе, и таким образом вот наконец-то, как он считал, избавился от святых христиан. Их вывели за город и там уже усекли мечом и погребли.

А впоследствии христиане той местности взяли тела святых мучеников и с честью их похоронили при храмах. И с тех самых пор, с 305 года тело святого мученика Ианнуария находится в Неаполе. Кто желает проехаться в Италию, посмотреть тамошние святыни, имейте в виду: в Неаполе есть тот самый святой мученик Ианнуарий, которому молятся об утверждении в вере, которому молятся об исцелении от различных недугов, в том числе и от слепоты, исповедуя уже свою веру во Христа, как Подателя всех благ, народ прибегает к нему как к заступнику и молитвеннику, исцелителю.

Пример святых мучеников – пример, который побеждает злобу, ненависть ко Христу, побеждает языческое мракобесие, пример, который обращает тысячи к Господу Богу. Таким образом, христиане часто именуются семенами слова Божия, семенами веры. Многие думают избавиться от них, чтобы их не было. Но оказывается, что вера христианская, как новый клас, выросший из семени, приносит в сто раз больший плод.

Будем молиться святым мученикам – Ианнуарию и с ним пострадавшим, чтобы они укрепили нашу веру, чтобы они молились о каждом человеке, находящемся в заблуждении, чтобы умягчилось его сердце, чтобы слепота, по которой человек ходит в жизни, была упразднена, обрел человек путь, истину и жизнь во Христе Иисусе Господе нашем.




(MP3 файл. Размер 2.9 Mb)

Скачать


Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: