Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

протоиерей Сергий Теплов

Преполовение Пятидесятницы

Христос воскресе!

Поздравляю всех с участием в Божественной литургии, причастников с принятием Животворящих Небесных Даров Тела и Крови Господних. И всех поздравляю с продолжающимся праздником святой Пасхи Христовой, с ее преполовением, и с особым праздником, который именуется именно Преполовением Пятидесятницы. Этот праздник особенный, он включен в празднование святой Пасхи, как бы праздник в празднике. И отмечают то, что наступил 25-й день по Воскресении, и до дня сошествия Святаго Духа также остается 25 дней. Между двумя этими великими событиями мы находимся. И Церковь отмечает это особым богослужением, которые свершается в течение восьми дней, как в великие праздники. Вчера было начало праздника, а сейчас продолжение, отдание его будет в следующую среду. И этот праздник малоизвестен. Так, кто-то что-то слышал, хотя он имеет особый чин и такое длительное время празднования.

Праздник сокровенный, он, можно сказать, праздник монашествующих, которые призваны особо к внутренней духовной жизни. Хотя к этому призван всякий христианин, но в монастырях особенно люди подвизаются, чтобы стяжать дух молитвы, дух непрестанного памятования о Боге. И вот праздник святой Пятидесятницы как-то напоминает нам об этом сокровенном делании, о стяжании благодати Святого Духа. Ожидаем мы пришествие Святого Духа по заповеди Христа не удаляться из Иерусалима, но ожидать этого таинственного и спасительного пришествия Третьего Лица Святой Троицы, когда, собственно, и родилась святая Церковь, когда Дух Святой осенил учеников Христовых и соделал их апостолами, проповедниками Евангелия по всему миру.

И в сегодняшнем Евангелии мы слышим, как Господь именует Себя светом. «Я, – говорит Господь, – свет миру. Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Господь прибегает к различным образам для того, чтобы таинственные предметы сделать для нас воспринимаемыми, то, что мы не можем ощутить порой своим сердцем, хотя бы можем иметь образ, который зрим очами телесными.

И как мы знаем, свет Господь сотворил в самый первый день, и этот свет таинственный, это не есть свет материальный, который мы видим, но это свет, который позволяет творению, прежде всего человеку, увидеть Творца. Также как свет вещественный нам открывает окружающий нас мир, и мы различаем предметы этого мира, также и свет Божественный, Божественная энергия, которую Господь ниспослылает нам в Церкви, позволяет нам увидеть предметы, невидимые телесными очами, которые могут восприниматься очами души. И вот чтобы душа была зрячей, необходим этот свет. И Господь Сам Себя называет этим светом.

Также как мы не можем жить без воздуха, не можем жить без хлеба, и Господь называет Себя не только светом, но и называет Себя Хлебом Небесным, называет Себя Дверью, через которую мы можем войти в вечную жизнь. Называет Себя и светом, ибо свет есть очень сильный образ Божественного воздействия на душу, которая, просвещаясь, обретает способность различать добро и зло. То, что от Бога, то, что Богу угодно, человек может воспринять и осмыслить с тем, чтобы его сердце могло сделать свой выбор и приклониться либо к Божественному началу, либо отвратиться от него.

И, конечно, для того, чтобы человек мог совершить этот выбор, необходима Божественная помощь, которую Господь нам щедро ниспосылает с небес, в Церкви, особенно когда мы принимаем Его Дары, Животворящие Тело и Кровь, когда мы совершаем церковные молитвы, душа наша просвещается, как мы говорим. И слово «просвещение» тоже в себе содержит корень света. Просвещение как познание Божества, познание высших предметов, смыслов, для чего Господь сотворил этот мир и самого человека, это является предметом нашего постижения постоянного, нашего искания. И вчера мы слышали слова, где Господь говорит: «Жаждущий да придет ко Мне и пиет». Вот важно, чтобы мы искали этот свет или эту живую воду.

Видите, Господь употребляет разные образы, но говорит об одном и том же: и свет, и вода – все это образы благодати Духа Божия. И как человек не может жить без воды, и также не может жить и без света, и без воздуха. Все это говорит о том, что без Бога человек жить не может, как не может жить без вот этих вещей материальных, также и душа не может существовать без духовного питания, без духовного воздуха, без духовного света. И Господь щедро нам желает преподать этот свет, эту благодать Божественную, которую мы ожидаем вместе с апостолами, которую мы уже приняли. То есть как бы поновляется, каждый раз поновляется в нас это дарование, это действие, так чтобы мы не выгорели, чтобы мы не привыкли к тем великим дарам, которые Господь нам преподает. Чтобы мы каждый день рождались в вечную жизнь, каждый день обретали и живую воду, и свет, и радость, и находили ответы на все вопросы, которые нам задает жизнь, наше земное бытие. А вопросов этих порой много, и все они часто остаются без ответа до тех пор, пока свет Божественный не проникнет в наше темное сердце, пока оно не озарится благодатью Христовой. И только тогда человек в свете Божественном видит в какой-то мере, как существует этот мир, для чего он создан, и как преодолевать те или иные обстоятельства жизни нашей земной.

Господь смело проповедует, хотя знает, что Его готовятся убить, и Он предупреждает об этом Своих апостолов. Но враги не могут ничего сделать со Христом, ибо Он охраняем Божеством Своим. И как говорит Господь: «Волос с головы вашей не упадет без ведома Отца Небесного», так и Господь беспрепятственно проповедует, хотя заговор уже зреет в течение этих лет. Но, как говорит евангелист Иоанн, никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его. То есть все оказывается в Божественном промысле, нет случайностей, нет каких-то неблагоприятных стечений обстоятельств, но все совершается в свое время по воле Отца Небесного. Это напоминает нам о том, чтобы мы не боялись завтрашнего дня и не подвергались никаким страхованиям бесовским, чтобы мы твердо верили, что всему свое время и все в руках Божиих находится. Силы зла ничего сами по себе сделать не могут в этом мире, тем более, с человеческой душой и с человеческой жизнью – все это Божие достояние. И как мы видим, Господь являл нам вот это промышление, когда много раз покушались на Его жизнь но никто не прикоснулся к Нему даже пальцем, пока Он Сам не соблаговолил предать Себя в руки Своих врагов.

Да укрепит нас Господь светом Своей благодати в эти святые дни, чтобы мы жили в этом свете, чтобы мы жили в радости, в любви Божественной, чтобы не боялись каких-то демонических внушений. Пусть они исчезнут, как дым и как воск тает от огня. И чтобы душа действительно в этой жизни обретала твердую веру, надежду на спасение.

Христос воскресе!




(MP3 файл. Размер 2.2 Mb)

Скачать