Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8
Тел. (499) 264 72 74
http://www.hram-ks.ru
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

протоиерей Сергий Теплов

Неделя о самарянке

Христос воскресе!

Поздравляю всех, братья и сестры, с продолжающимся праздником святой Пасхи и с праздником Преполовения Пятидесятницы. Апогеем этого праздника является сегодняшний воскресный день, именуемый Неделей о самарянке. Ибо в этом празднике Святая Церковь предлагает нам таинственное учение о Святом Духе, Который снизойдет на апостолов в день святой Пятидесятницы, и Которого заповедано было ожидать им. И совсем недолго, всего лишь 50 дней ученики уверялись в истинном Воскресении их Учителя, ибо О являлся им в течение 40 дней, после чего чудесно вознесся, благословив и укрепив их, исполнив их великой радости о скором пришествии Дух Святого.

И сегодня мы слышим откровение Божие из уст Самого Христа, которое обращено к простой женщине самарянке, которая пришла на колодец Иакова, который он когда-то посвятил и отдал своему сыну Иосифу, чтобы почерпнуть воды.

Мы знаем, что Иосиф является прообразом Самого Христа, он был продан за 20 сребреников своим братьями. И тот из братьев, который подал такую мысль о продаже своего единокровного брата, именовался Иудой, а сам Иосиф, которого именуют Прекрасным, который носил одежды, сшитые любящей его матерью из разных лоскутков, разных цветов, знаменовали многие дары Святого Духа, которые он воспринял, когда претерпел злостарадния и предательство от своих братьев. Но силой Божией был возвеличен и стал правителем Египта, вторым лицом в египетском царстве, прообразовал Самого Господа Иисуса Христа.

И вот у этого колодца, колодца Иосифа Прекрасного Господь обращает Свою речь к женщине, которую мы бы назвали еретичкой, то есть которая неправо веровала в Бога, ибо после вавилонского плена иудеи смешались с язычниками и, конечно, их вера была повреждена. Но, тем не менее, Господь являет Свое всеведение, и Свою любовь, так что прозревает в этой женщине жажду истины, жажду Бога, и обращает к ней Свое слово. И просит у нее воды, которую она почерпнула из колодца Иосифа. Она удивляется, как это: иудей просит у нее воды, хотя иудеи вовсе не общаются с самарянами. Но как Господь прикасался к умершему, не боясь осквернения, и воскрешал его, так Он и не смущается тем, что вера этой женщины повреждена, но видит в ней живое искание истины. И поэтому Он Сам вступает с ней в беседу и, прося у нее воды, говорит ей о том, что если бы она знала, с Кем она беседует, то сама бы просила у Него, Христа, воду живую.

Образ живой воды мы знаем из русских сказок. Живая вода и мертвая – это все из Евангелия русский народ почерпнул. И Сам Господь дает нам такой образ живой воды. Мы знаем эту воду, и в Церкви постоянно употребляем святую живую воду, которая освящается особыми молитвами и, прежде всего, в день Богоявления, Крещения Господня. То есть в воде заключается некая тайна жизни. Без воды жизни нет, и ни туды и ни сюды.

И Господь в этой беседе открывает тайну будущего века, тайну молитвы в духе и истине. Ибо самарянка жаждет узнать, как правильно молиться Богу – это ее сокровенный глубокий вопрос. И Господь зрит ее сердце. Он потому и затевает с ней этот разговор и открывает ей Самого Себя, Свое Божественное достоинство, потому что видит в ней и желание и готовность воспринять слово откровения.

Сначала она не понимает Его, но по-человечески говорит: как ты можешь дать мне воды, когда у тебя даже нет и почерпала. А Господь говорит ей, что Я имею в виду не эту воду, которую вы пьете и потом вновь жаждете. А Я говорю о той воде, принимая которую человек уже не жаждет, но сам становится источником живой воды. Не то что жаждет, но готов еще напоить и других. И здесь Господь говорит о Духе, который придет в день Пятидесятницы и Который сделает из учеников апостолов, способных проповедовать Евангелие по всей вселенной творить чудеса, говорить на многоразличных языках, прозревать тайны Божии.

И самарянка отзывается на это предложение Христа, она просит у Него: дай мне эту воду. Ее душа жаждет этой живой воды, и именно поэтому Господь вступает с ней в беседу и открывает ей Себя.

И далее Господь предлагает ей пойти и позвать мужа своего. Женщина смущается и говорит, что нет у меня мужа. И тогда Господь говорит ей нечто сокровенное о ее жизни, что правильно ты сказала, действительно это не муж, тот с которым ты сейчас живешь. То есть их сожительство было беззаконным, как бы мы сейчас сказали, жили гражданским браком. У тебя было пять мужей, а этот муж, с которым живешь, не муж тебе. Она удивляется его прозорливости, то что он видит ее жизнь, ее сокровенные тайны. И в ней является вера в то, что она встретилась с пророком, знающим сокровенное. И она спешит задать ему вопрос, который, видно, глубоко был упрятан в ее душе: как нужно молиться Богу, где? Иудеи говорят, что в Иерусалим, самаряне говорят, что на горе Гаризим. Вот что ее мучило, несмотря на то, что она жила и в грехах своих, но в ней оставалось искра Божия, жажда Бога. И вот Господь увидел эту искру и делает все необходимое, чтобы эта женщина обрела жизнь вечную, чтобы она уверовала в пришедшего уже Христа.

И Господь дает ей таинственный ответ: «Поверь мне, что наступает время, когда не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться отцу, но настанет время и оно уже настало, – настало потому, что она беседует с Самим Спасителем мира, Мессией, – когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников ищет Себе Отец». Это откровение о тайне внутренней сокровенной благодатной жизни, что человек призывается сам быть храмом Божиим и совершать службу молитвенную, не зависящую от места, но во всякое время и во всяком месте – то, что мы уже сейчас знаем. И не только это пророчество о том, что храмы Божии будут по всему миру воздвигнуты, то что мы наблюдаем в сегодняшний день: во всех, самых отдаленных уголках земли мы находим православные храмы. И даже там, где официальной религией является язычество, но почему-то православные храмы там строятся, и там совершаются службы, и там предлагаются Святые Дары Тела и Крови Господней.

Но это пророчество не только о внешнем, но и о внутреннем строе жизни человека, что, оказывается, сам человек призван быть храмом Божиим и совершать на престоле собственного сердца богослужение в духе и истине, в духе любви и чистоте сердца. Истина там, где совершаются заповеди Божии, где человек живет чисто и благородно, где он всегда помнит о своем небесном родстве, где он ощущает Божие присутствие и в этом мире, и в своей собственной душе. И вот таких поклонников, живущих во Христе, живущих в духе ищет себе Отец Небесный. Об этом говорит апостол Павел, заповедуя молиться непрестанно, всегда молиться и всегда благодарить Бога. Это и есть заповедь, которую открывает Сам Христос этой женщине и она, удивляясь этому откровению, узнает, что говорящий с ней и есть Сам Христос. Потому что она не только интересуется, где и как молиться, но она уже предчувствует, что это не просто пророк, но это Мессия.

И она задает Господу вопрос: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос, когда Он придет то возвестит нам все». А Господь говорит ей очень просто и прямо, что бывает очень редко: «Это Я», – то есть прямое откровение, Иисус именует Себя Христом. Во всем Новом Завете мы находим больше прикровенных свидетельств о том, что Иисус именует Себя Христом, а здесь мы видим явное, прямое утверждение. Чем проще человек, тем порой он бывает более готов принять откровение Божие. И Господь это видит и знает. И открывается этой женщине, которая живет во грехе, которая еретичка, но которая в глубине своего сердца ищет Бога и помнит о обетованном Мессии: «Это Я, Который говорю с тобою».

Ученики приходят и предлагают пищу, ибо они ходили именно для этого в селение. Но Господь не вкушает ничего. «У Меня, – говорит, – есть другая пища, которую вы не ведаете, это творить волю Пославшего Меня». И, таким образом, открывает нам тайну благодатного питания, что человек, живущий в Боге, он уже земную пищу употребляет не в тех количествах, как раньше. Это известно из опыта святых людей, которые соблюдали строжайший пост. В житии Марии Египетской мы слышали о том, как они довольствовали какими-то несколькими зернами, как и сама Мария Египетская, то что Серафим Саровский питался некоей травой снитью в течение трех лет, а благодать Божия все восполняла и давала человеку силы. Это говорит о том, что человек это создание небесное, что призван человек питаться, прежде всего, небесной пищей, благодатью Святого Духа.

И в эти святые дни мы и стараемся прибегать к этому питанию. Мы приходим в Церковь, исповедуя свои грехи, принимаем Животворящие Дары и верим, что Господь совершит все необходимое для нашего исцеления, для нашего спасения, для того, чтобы мы могли быть храмами Духа Божия, чтобы жили чисто и свято и всегда Бога благодарили, на всяком месте во всякое время.

Христос воскресе!




(MP3 файл. Размер 3 Mb)

Скачать


Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: