Страничка паломника. Рассказы о святых местах.
По святым местам Грузии. Дневник паломника
Часть вторая. Крестный ход по пути святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Начало
5 июля, понедельник.
Встали в пять часов, в полшестого разбудили хозяйку и вышли из дома. Участники Крестного хода собрались в церкви, там дети пропели акафист святой Нино. Построились в шеренгу и двинулись в путь. Утром небо было затянуто облаками, поэтому идти было легко, но когда выглянуло солнце, стало очень жарко. Несмотря на это, все дети шли, как ни в чем не бывало. Надо сказать, что грузинские дети разительно отличаются от московских: спокойные, послушные и в то же время веселые и общительные. Мы шли с ними 10 дней, и за все это время не происходило никаких эксцессов: никто никуда не залез, не потерялся, не отстал, не подрался. При этом они остаются детьми – веселыми, живыми, разными. Мы очень их полюбили.
Останавливались отдыхать под соснами, среди кустов, сплошь покрытых ярко-желтыми цветами. Как сказал Коля, они называются «дрок испанский». Во время перекуса мы выучили тропарь святой Нино – благодаря Марине, которая написала грузинские слова русскими буквами. Под палящим солнцем дошли до храма, который посвящен великомученику Георгию. Дети спели несколько молитв, а после них мы спели несколько песнопений по-русски. Над нашими головами летали две ласточки. Они были гораздо крупнее, чем в средней полосе. Испугавшись шума, птицы метались из одной части храма в другую, не находя выхода.
Наташе, а потом и Коле, предложили понести крест из виноградной лозы – такой же, как несла святая Нино два тысячелетия назад. С 1995 года эту святыню по очереди несут во главе Крестного хода его участники. Наташа говорит, что, когда несешь Крест, то словно святая Нино идет рядом.
Зная, как устроены подобные крестные ходы в России, мы приятно удивляемся, видя, как хорошо все организовано здесь: продуман маршрут, закупаются на пожертвования верующих продукты для дневных перекусов. С нами идут священник и дьякон из монастыря Бетани, а поют дети сами. Нас сопровождает машина, которая привозит обеды и может взять наши вещи, если мы устанем.
На Крестном ходе есть удивительная традиция – после Крещения священник трижды окунает в реку всех желающих (из крещеных) со словами «Во имя Отца и Сына Святаго Духа!», называя имя человека. Таким образом и мы как будто бы приобщились к Грузинской Церкви.
По дороге мы увидели необычное зрелище – несколько гусей шли гуськом и каждый нес в клюве перо. Приглядевшись, мы увидели, что перья просунуты через ноздри.
Мы долго выспрашивали и, наконец, выяснили, что так делают, чтобы гуси не клевали своих гусят. Непонятно, как перья не дают птицам заниматься каннибализмом, и непонятно, как бедные гуси дышат с заткнутым носом. Нигде, кроме этой деревни, мы такого не видели.
Поужинали, как всегда, роскошно – с домашним вином и хлебом, который бабушка испекла для нас.
6 июля, вторник.
К 10 часам идем в храм (в тот же, где были вчера) на молебен – параклис. Церковь здесь стала разрушаться, и ее заделали цементом – поставили опалубку до самого верха и залили раствор. Снаружи не очень красиво, но изнутри видно, что храм очень древний. О том же свидетельствует и большая круглая башня – все, что осталось от крепости. Теперь эту башню приспособили под хозяйственные нужды.
Сегодня день памяти Владимирской иконы Божией Матери и именины отца Артемия, поэтому мы, когда пришли в храм, начали, пока никого нет, читать акафист Божией Матери. Интересно, что, когда все собрались, тот же акафист был прочтен по-грузински.
Сегодня наш путь лежит на другую сторону долины – мы поднимаемся в гору, чтобы перевалить через небольшой хребетик.
Дорога идет мимо полей, под абрикосовыми деревьями, мимо пастухов со стадами коров и овец под охраной собак очень делового вида. Поют жаворонки, а воздух волнами доносит разные ароматы: то каких-то трав и цветов, то чабреца. Хорошо, что пошли ближе к вечеру – солнце уже не так высоко, хотя все равно очень жарко. На самом верху у нас был привал под сенью сосен. Тут растет много земляники, разрушившей наши стройные ряды (конечно, не она на нас напала, а мы на нее). Сверху открывается вид на обе стороны хребта, видно далеко-далеко.
На другой стороне горы не пасут, поэтому альпийские луга сохранились во всем своем великолепии. Идем, обвеваемые благоуханными струями. Когда мы уже почти спустились, неожиданно открылись сглаженные выходы породы, сливающиеся в сплошные «потоки», как будто застывшая лава. На самом деле это песчаник, осадочная порода, а причудливая форма – работа ветра и дождя. Тут наши ряды опять разрушились, и мы вприпрыжку, кто как мог, побежали вниз. Спустились к храму. Он стоит в огромном пещерном городе, который называется Уплисцихе (Божия крепость). Этот город расположен в живописном месте, на высоком берегу Мтквари (Куры), которая делает тут излучину; слышен шум реки.
Есть ещё несколько больших пещерных храмов – в древности они были языческими, а потом стали христианскими. Много цистерн для воды, лестниц и разных строений. Вдоль всех дорог проложены глубокие канавы, видимо, для стока дождевой воды. Мы заметили какую-то непонятную яму – вроде цистерны, но без желоба для воды. Как объяснил гид, которого мы встретили внизу, это одиночная тюрьма, где ни лечь, ни сесть.
С конца VIII века, когда в Грузии шли войны за объединение страны, Уплисцихе был важным стратегическим пунктом и до того, как в 1122 году был освобожден Тбилиси, здесь жили грузинские цари. В XIII веке город был захвачен и разорен монголами, а потом землетрясение еще больше разрушило город.
В закатном свете все это смотрится так красиво, что невозможно оторваться: скалы, внизу река, ходят коровы среди развалин старых домов, в которые когда-то переселились жители пещерного города после монгольского завоевания.
Кто с фонариком, кто на ощупь, добрались до церкви – под звездным небом огоньки друг за другом цепочкой тянутся вверх. Началась служба – при свечах, как в древние времена. Поют дети. В храме несколько человек из соседней деревни. Служили всенощную и литургию. Иногда выходили на воздух и любовались горами, освещенными белым лунным светом – полнолуние было совсем недавно.
На такой службе узнаешь на собственном опыте, почему во время богослужения так часто используют свечи – без алтарников со свечами священник вовсе ничего не увидит и может споткнуться на неровном полу.
7 июля, среда.
Закончилась служба около 5 утра, и мы все расползлись по пещерам спать. Спалось хорошо, но мало – всего три часа. Собрали вещички и спустились вниз, построились и пошли. Сегодня наш путь проходит вдоль Мтквари, и ветерок очень приятно обдувает нас, иначе под палящим солнцем было бы очень жарко. На привале мы заметили на другой стороне реки несколько пещер высоко в скалах: наверное, бывший монастырь.
Шли, шли, шли… Было жарко; устав после ночной службы, некоторые дети даже положили рюкзаки в машину. По пути встретили, к радости Саши, несколько ослов (Саша питает к этим длинноухим нежные чувства). Прошли по большому висячему мосту через Мтквари – широкая река разделяется на несколько рукавов, как часто бывает на Кавказе. Видели башню, похожую на ту, что в Бершуэти, только пошире и выше – видимо, остатки крепости. Часто останавливаемся для отдыха и никак не дойдем до села, где будем сегодня ночевать. В деревнях стали попадаться большие дома с балконами во весь второй этаж, оформленными арками в мавританском стиле – по словам Светы, как будто в кино «Санта-Барбара». Потом к ним прибавились дома, украшенные греческими колоннами с капителями. Но встречаются и совсем бедные, обветшалые дома.
Древний храм в Метехи |
Каждый день преподносит нам сюрпризы. Великие памятники грузинского зодчества, такие как Джвари, Светицховели, Алаверди, вошли в историю мировой архитектуры и многим знакомы – но сколько таких же древних, но менее известных храмов, в простых грузинских селах! Когда идешь с Крестным ходом, то понимаешь, что почти каждая деревня хранит своё сокровище: Бершуэти, Метехи, Мухрани… Как здорово каждый день открывать для себя новые и новые прекрасные храмы!
В Метехи |
Сколько раз приходилось слышать такие слова: «У меня сегодня большая радость, большой праздник, потому что вы сегодня мои гости, вы пришли в мой дом. Каждый гость – от Бога». Все хозяева говорили, что им особенно приятно принимать участников Крестного хода, потому что с ними сама святая Нино заходит в дома.
Хозяйку гостеприимного дома, в котором мы ночевали, зовут Эка. Ее муж, Мамука, пока мы сидели за праздничным столом, удалился в мастерскую и сделал нам своими руками подарки – серебряные крестики святой Нино. Нам было здесь очень хорошо и спокойно; мы помылись, погуляли в саду, где уже поспели вишни – и вообще чувствовали себя как дома.
Материал подготовила Вера Орловская
Часть I. Из Владикавказа в Грузию. Тбилиси. Атенский Сион. Гори | | | Часть III. Крестный ход: Каспи. Самтависи. Мухрани. Цилкани. Сагурамо. Зедазени |
- Часть первая. Из Владикавказа в Грузию. Тбилиси. Атенский Сион. Гори
- Часть вторая. Крестный ход по пути святой равноапостольной Нины. Начало
- Часть третья. Крестный ход по пути святой равноапостольной Нины. Каспи. Самтависи. Мухрани. Цилкани. Сагурамо. Зедазени
- Часть четвертая. Светицховели. Давид-Гареджийская Лавра
- Часть пятая. Зугдиди - Риза Пресвятой Богородицы. Сванетия
- Часть шестая. Гелати. Тимотисубани. Абастумани. Вардзия. Бодби