Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Страничка паломника. Рассказы о святых местах.

По святым местам Грузии. Дневник паломника

В 2004 году группа наших прихожан совершила паломничество по святым местам Грузии. Предлагаем вашему вниманию дневник этой поездки, составленный ее участниками.

Часть третья. Крестный ход по пути святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
Каспи. Самтависи. Мухрани. Цилкани. Сагурамо. Зедазени


8 июля, четверг.

Собор в Самтависи
Собор в Самтависи
Утром простились с гостеприимным домом Эки. Амиран, её сын, пойдет с нами. После акафиста в храме двинулись в путь. Солнце печет, но мы, с Божией помощью, идем – нам сегодня предстоит не очень долгий путь. По дороге зашли в храм Иоанна Крестителя. Церковь небольшая, стоит на холме; вокруг нее кладбище. Сухая трава, цепляющаяся за одежду, кипарисы. Все поросло синеватой полынью. Многие надгробья украшены резьбой – разные орнаменты, надписи, изображения лозы, серпа и даже один схематичный рисунок человека. Внутри храма росписи неопределенного стиля, поздние, немного похожие на русский деревенский стиль. Мы вдруг вспомнили русский пейзаж – храм на холме, старое кладбище… Тут все то же, но совсем другое; совсем не похоже – но очень похоже…

Прошли по мосту. Еще час пути, и мы в Каспи. Трудно идти по городу, жарко, так что к церкви мы подошли на последнем издыхании. Нас поят холодной водой, мы отдыхаем и на автобусе едем за 10 км, в Самтависи.

Там большой кафедральный собор, построенный в XI веке, поновленный в XV веке. На восточной стене сохранилась резьба XI века и большой крест, украшенный орнаментом. Окна в широкой полосе резьбы, справа один грифон. Второй, наверное, тоже был, но куда-то ушел. Апсиды вогнутые, как и в Метехи. Это особенность грузинской архитектуры: в кафедральных соборах апсиды устроены за счет вогнутостей внутрь основного объема храма, а не выпуклые, как мы привыкли.

В левом приделе под спудом хранятся мощи преподобного Исидора, одного из двенадцати учеников преподобного Иоанна Зедазенского, который был основателем монашества в Грузии; его ученики учредили монастыри по всей стране. Для нас, русских, Иоанн Зедазенский напоминает преподобного Сергия Радонежского, который воспитал плеяду учеников, основавших монастыри по всей России. У мощей отслужили молебен, во время которого все клали на надгробие свои крестики и четки. Потом мы обедали в тени храма, как раз с восточной стороны, так что все могли налюбоваться резьбой.

Вечером Веру с Наташей поместили к русским – на самом деле это украинцы, родившиеся в Грузии, их родители убежали сюда от раскулачивания. Было такое ощущение, что мы оказались в России. Хозяев зовут Таисия и Виктор, у них большой виноградник, сад, две коровы и два теленка – один из них очень красивый и похож на олененка, его даже иногда называют Бембичка.

9 июля, пятница.

Утром встали очень рано и в пять часов уже пошли. Пройдя около часа по дороге, мы свернули и стали по цветущим лугам подниматься в гору.

Грузинский крест выглядит необычно – его ветви опущены вниз.
Грузинский крест выглядит необычно – его ветви опущены вниз.
Довольно круто, все запыхались, а некоторые даже приотстали. Слава Богу, что сегодня небо затянуто облаками – иначе нам было бы совсем трудно, а так все-таки не очень. Вышли на гребень и пошли по нему, любуясь открывающимися видами. На гребне стоит крест, а чуть дальше каменный храм IV века. Это место называется Тхоти, здесь произошло чудо уверения святого царя Мириана. Когда царь был еще язычником, он охотился в этих местах. Вдруг среди дня стало темно. Мириан испугался и призвал своих богов, но помощи не получил. Тогда он вспомнил, что есть Бог, которого проповедует святая Нино, и попросил у Него помощи – и сразу же увидел свет. После этого царь принял христианство, а с ним и вся Грузия.

Тут нас уже ждут несколько священников, диакон и архимандрит Савва, с которым мы уже встречались во время трапезы в Иверском монастыре. Здесь будет совершена литургия. В храме земляной пол, только в алтаре положены плоские камни, так что служащие отцы должны передвигаться с осторожностью. Храм очень древний, поэтому алтарной преграды нет, таинство Евхаристии совершается у нас на глазах. Надо сказать, что богослужебные уставы Грузинской и Русской Церквей почти совпадают. Различий очень и очень мало – например, на литургии, во время Великого входа священник поминает не только Патриарха, епископа и всех православных христиан, но поименно всех, кого пожелает. Во время крестного хода поминали всех его участников, в том числе и нас.

Тхоти
Тхоти
После службы трапеза. Нас угощают арбузами, персиками, черешней, пирожками и медовым тортом с орехами. Все очень вкусное (но при этом постное).

Немного отдохнув, начинаем спуск.

Теперь и мамао Сабба идет с нами, и когда мы спустились в деревню к источнику, он так всех полил водой! Прямо по ведру на каждого вылил. При такой жаре водные процедуры просто возвращают к жизни!

При входе в село Мухрани стоит памятник и большая икона святой царице Кетевани, так как тут она жила и венчалась. В этом селе нас встречают очень тепло и приветливо: почти у каждого дома стоят люди, и вот уже к нашему крестному ходу присоединилось множество местных жителей, так что в храме мы еле поместились.

Тут родовое имение князей Мухранели-Багратиони. От него сохранились крепостные стены с круглыми башнями и придворная церковь, в которой и венчалась царица Кетеван. Жилой дом сохранился почти до наших дней, но, сожалению, был разрушен во время Перестройки.

Когда мы уже выходили из имения, раздалось стройное пение. Группа детей с руководительницей встречают отца Савву. Он сразу же повел их крестным ходом вокруг храма, а потом попросил спеть несколько песнопений для гостей из Москвы. Дети запели, да как! Радостно, громко и свободно, так что мы сразу забыли про нашу усталость. Все слушатели захлопали в ладоши в такт песне, а две девочки вышли и стали танцевать. Оказывается, детский фольклорный ансамбль из Тбилиси приехал сюда на экскурсию. Как же нам повезло, что мы оказались здесь в это время! Долго не могли расстаться с этим замечательным хором и его руководительницей Лией Салахия. Сразу видно, что она все свои силы и время отдает детям – настоящий педагог, от Бога.

На ночлег расположились неподалеку от храма. Нашу хозяйку тоже зовут Лия. Она прямо при нас приготовила хачапури, только не из сыра, а из свекольной ботвы с зеленью. Это необычайно вкусно, и если мы в Москве сумеем найти свекольную ботву, обязательно попробуем приготовить такие же.

В грузинских домах целую комнату или часть комнаты обустраивают для молитвы. Там стоит столик, на котором красиво расставлены иконы и различные святыни, тут же свечи, святая вода и освященное масло. Этот уголок всегда содержится в чистоте и порядке. В таком месте у нас в доме оставалась на ночь икона святой Нино, и уже в поздний час приходили соседи, которые не успели приложиться к ней в храме.

После трудного пути спать было очень приятно – встали мы сегодня часа в четыре и прошли километров двадцать-двадцать пять, да по жаре и в горку.

10 июля, суббота.

Утром собрались на акафист в храме святого Георгия. После молитвы по благословению мамао Саббы все опоздавшие положили по двенадцать поклонов. Мы уже собрались в путь, как вдруг раздалось пение. Это местные жители вышли нас провожать. Наверное, нигде не поют так, как в Грузии: очень много красивых и сильных голосов, все поют многоголосие. Тут говорят, что редко какой грузин не поет.

Путь сегодня у нас средний – километров восемнадцать – двадцать. Когда мы идем по шоссе, почти все водители проезжающих машин крестятся, многие приветственно сигналят.

В селах и деревнях часто попадаются черепичные крыши, дома и заборы сделаны из камней или керамических плоских плиток вроде плинфы, художественно положенных «елочкой».

Часов в двенадцать пришли в Цилкани. Тут большой храм, бывший кафедральный собор. Здесь был епископом святой Исо Цилканский, один из двенадцати учеников Иоанна Задазенского. В левой части храма, около алтаря под спудом – его мощи. Тут хранилась до 1926 года знаменитая Цилканская икона Божией Матери – теперь она в музее в Тбилиси. Церковь была здесь с VI века, но от тех времен осталась только одна стена, остальное построено позже. В храме фрагменты каменной резьбы на колоннах и стенах; резные деревянные киоты.

Тут трапеза и отдых: после вкусного обеда подремали на травке – и пошли. Сильный ветер в спину облегчает путь.

С обеих сторон дороги тополя, а за ними – поля, в основном кукурузные. Проходим несколько селений. Иногда попадается навстречу повозка, запряженная ослом или лошадью.

Под вечер дошли до экклесии – так по-грузински (и по-гречески) называют церковь. Старенький батюшка в фелони благословляет нас и помазывает маслом. Вообще, в Грузии чаще, чем у нас, помазывают маслом и кропят святой водой – например, после литургии, когда дают крест, рядом со священником стоит алтарник с водосвятной чашей и батюшка кропит всех, подходящих ко кресту. В храме началась утреня, а мы, чуть-чуть отдохнув, идем дальше в сопровождении большой добродушной собаки. Она проводила нас до водохранилища – оказывается, здесь водохранилище, из которого половина Тбилиси снабжается водой, и еще целый каскад рукотворных водоемов, питающихся из Арагви. Через реку переправились по мосту, сделанному из большой трубы. Идем над быстрым потоком при очень сильном ветре, и в который раз удивляемся мужеству взрослых, не побоявшихся взять сюда детей.

Проходим сжатое поле, стадо коров – и вот мы уже в Сагурамо. Тут много домов в европейском стиле – сказывается близость Тбилиси, начинаются дачные места. Один из таких домов был виден особенно издалека, и в него-то мы все и вошли – оказывается, мы тут будем отдыхать. Через шикарный дом, прямо по паркету и коврам, проходим во внутренний дворик, к бассейну, обсаженному бананами, агавами и прочими экзотическими растениями. Наша галдящая пестрая компания расселась на скамейках, качелях и просто на траве. Смотримся мы тут интересно – как пионерлагерь в гостях у миллионера. Нас угостили арбузом и мы пошли дальше, осталось немного.

Оказывается, часть нашей московской компании будет ночевать здесь две ночи, поэтому в храм идем налегке, без вещей. Храм построен совсем недавно; еще идут последние отделочные работы. Он посвящен Илье Чавчавадзе, новопрославленному грузинскому святому XIX века. Он был известным писателем, поэтом, экономистом, знал много языков; выступал за национальное возрождение Грузии. Он жил в Сагурамо в родовом имении жены и был убит здесь в 1907 году национал-демократами.

Приложились к иконе святого и пошли на трапезу, приготовленную местными жителями. Мы сидели в лесу, за большими столами, уставленными заботливо приготовленными домашними яствами, фруктами. После трапезы наш детский хор пел народные песни, а все подпевали.

Домой мы ехали на джипе. Тут нас в первый раз в Грузии напоили чаем – обычно местные жители вместо чая пьют мяту. Как приятно принять горячий душ! Хозяева, Нато и Каха, очень простые и сердечные люди; их дети, Нино и Николай, отлично говорят по-русски. По тому, как спокойно и просто в доме, видно, что здесь живут люди глубоко верующие; несмотря на непривычно роскошную обстановку, мы очень скоро почувствовали себя как дома.

Вечером Нато рассказала нам, как возник обычай Грузинской Церкви молиться в шесть часов утра, в девять, в полдень, в три часа дня, в шесть и девять часов вечера, а также в полночь. Оказывается, однажды патриарх был в Турции и слышал как муэдзины призывают мусульман на молитву в определенные часы. Идея об общей молитве всей Церкви в определенные часы ему понравилась, тем более, что такая практика была в древней Церкви. Были составлены краткие последования из нескольких псалмов и молитв. С тех пор вся православная Грузия в эти часы пребывает в молитве.

11 июля, воскресенье.

После литургии мы зашли в музей Ильи Чавчавадзе. К сожалению, в доме идет ремонт, все экспонаты упакованы, и войти внутрь было нельзя. Но мы побродили по саду, в котором многие деревья посадил сам Чавчавадзе, попили воды из колодца, сделанного его руками, посмотрели на дом, построенный им. Увидев нас, вышел из дома дедушка в белой рубашке, сотрудник музея. Он немного рассказал нам об Илье Чавчавадзе. К нашему стыду, никто из нас не читал его произведений.

Домой нас отвез Каха на своем большом серебристом джипе. Очень приятно сидеть за столом, сделанном из большого плоского камня, и пить кофе со льдом. Вокруг все увито зеленью типа плюща, прохладно, чирикают птички.

Зедазени
Зедазени
Хозяева специально для нас сварили русский борщ. Пообедали и поехали на «своем» джипе на встречу. Сегодня у нас подъем на гору Зедазени, где расположен первый грузинский монастырь, основанный тринадцатью сирийскими отцами – Иоанном Зедазенским и его учениками. Склон горы порос лесом, в основном буком и грабом, изредка попадаются дубы – многие из них засохли: видимо, от нашествия дубового шелкопряда. Рядом растут маленькие, ростом сантиметров по двадцать, дубки. Когда-нибудь они придут на смену погибшим великанам.

Идем по лесной дороге. Как обычно в буковых рощах, под ногами опавшая листва. Местами земля покрыта плющом, он карабкается вверх по стволам. Пройдя примерно полпути, свернули с дороги и подошли к развалинам старинного храма, оставшегося от времен Иоанна Зедазенского, то есть конца пятого или начала шестого века. Первоначально святой с учениками жили и молились здесь, но после смерти преподобного церковь построили на вершине горы, причем строящийся храм несколько раз разрушался, пока наверх не перенесли мощи святого Иоанна.

И вот, наконец, мы в монастыре. Оттуда открывается замечательный вид: Мцхета, слияние Арагви и Куры, Джвари. Уже вечереет, закатное солнце освещает все мягким светом.

Завтра память первоверховных апостолов Петра и Павла, идем на всенощную. В храме очень низкая алтарная преграда (по пояс). В левом приделе, под спудом – мощи святого Иоанна. Там же колодец, который наполняется водой один раз в году, в день памяти преподобного. Эту воду раздают верующим, а колодец вновь наполняется только на следующий год.

Материал подготовила Вера Орловская


Часть II. Крестный ход по пути святой равноапостольной Нины. Начало | Часть IV. Светицховели. Давид-Гареджийская Лавра