Версия для печати

Страничка паломника. Рассказы о святых местах.

По святым местам Грузии. Дневник паломника

В 2004 году группа наших прихожан совершила паломничество по святым местам Грузии. Предлагаем вашему вниманию дневник этой поездки, составленный ее участниками.

Часть пятая. Зугдиди - Риза Пресвятой Богородицы. Сванетия. Хони. Баграти

15 июля, четверг.

Рамаз вез нас часов шесть или семь, по пути на перевале был завтрак на траве. Дорога идет по красивому лесистому ущелью, река внизу сильно петляет и разделяется на несколько рукавов. Ещё немного, и мы в Зугдиди. Там находится великая святыня всего христианского мира – Риза Пресвятой Богородицы. После разорения Константинополя Риза, хранившаяся до этого во Влахернском храме, попала в Грузинскую Церковь. Так случилось, что в маленьком городке оказалась одежда, которую носила Пресвятая Дева.

Сейчас Риза хранится в музее и лишь один раз в году, 15 июля, в праздник положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, ее приносят в церковь. Этот день очень чтится в Зугдиди и окрестностях, и много людей со всей Грузии приезжают поклониться Святыне. И мы приехали сюда в этот день.

К Ризе стоит большая очередь, поэтому мы поехали в резиденцию владыки Герасима. Там в саду накрыты столы человек на сто: мацони из воловьего молока, мингрельский поросенок, шашлык, мамалыга и другие блюда грузинской кухни. Но самая главная особенность грузинского застолья – это, конечно, пение. За столом сидело несколько старцев с длинными седыми бородами – видимо, местные жители – и как же они пели! Это надо слышать и видеть…

После трапезы нас отвезли в город, и мы приложились к Великой Святыне, волей Божией Матери оказавшейся в Её грузинском уделе. Риза хранится в сложенном виде в витрине (наподобие той, в которой хранятся вещи преподобного Серафима). Она сделана из материала, похожего на холст, серо-белого цвета.

В тот же день удалось съездить в Цаленджиху. Там храм с росписями XII века. Сразу видно, что их делал греческий мастер и, как свидетельствуют надписи, ему помогали два местных художника. Росписи хорошо сохранились, особенно некоторые. Кое-где красками сделана имитация инкрустированных камнем панно, как в Софии Константинопольской. Снаружи к храму в разное время (XV-XVII вв.) пристроено несколько приделов, расписанных уже местными мастерами. Кое-где они попытались повторить имитацию, но поскольку не видели оригинала, получилось нечто непонятное – какие-то полоски.

На западной стене ктиторская композиция – два джигита с большими усами. Как объяснил Рамаз, усы символизировали совесть, и когда кто-то брал в долг, он оставлял в залог волосок из усов, как свою совесть.

Неподалеку от храма растет несколько огромных лип. Им уже более трехсот лет. Чтобы обхватить одну из них, не самую большую, нам пришлось всемером взяться за руки.

Вдоль дороги – чайные плантации, где мы набрали немного чая. Коля взял черенки и семена, чтобы посадить чай в Москве.

Тут совсем недалеко, километрах в тридцати, море; мы даже видели его, но поехать туда не удалось – все решили, что фрески интересней.

Из-за близости моря здесь большая влажность воздуха, так что жара переносится хуже, чем в горных районах. Повсюду растут магнолии, секвойи, кедры, а во дворе дома, где мы ночевали, растут апельсины и камелия – Коля, конечно, тоже взял черенки.

16 июля, пятница. Утром поехали в Сванетию. С нами едут две монахини из Местии. Они приехали на праздник и теперь возвращаются домой. Это очень хорошо, потому что грузины побаиваются ехать в Сванетию без провожатых.

Дорога очень красива, мы беспрестанно фотографируем.

Сванетия
Сванетия
Проезжали огромную ГЭС на реке Ингури: очень высокая бетонная стена перегораживает ущелье, в нижней части плотины несколько отверстий для сброса воды. Водохранилище, которое образовалось выше по течению, простирается на несколько километров. Вода в нем голубовато-бирюзового цвета, но река, которая его образует, оказалась черной! Оказывается, ночью был сильный ливень и бурная река Ингури, которая и в обычное время темно-серая от размываемой породы, совсем почернела и стала похожей на кипящую и бурлящую грязь.

Ночью в нескольких местах селевыми потоками размыло дорогу – путь завален камнями и грязью, лежат поваленные деревья. Одно из таких мест мы героически преодолели, но в другом пришлось подождать, пока грейдер расчистит путь.

Горы здесь лесистые, поросшие пихтой, вязом, соснами. Попадаются рододендроны, конечно, давно отцветшие.

Постепенно приближаемся к снежным горам, и вот уже – первые кошки. Оказывается, по-свански башня – кошки. Сванетия – независимое «государство». В кавычках потому, что здесь не было государей и вообще центральной власти. Сваны никогда не признавали ничье владычество, и если их страну пытались взять силой, они поднимались в свои кошки и оборонялись.

Потомственные владелицы церкви Иоанна Богослова (с ключом от храма)
Потомственные владелицы церкви Иоанна Богослова (с ключом от храма)
Монахинь, которые едут с нами, зовут Екатерина и Марионилла. Благодаря им мы смогли увидеть многие храмы в деревнях. Раньше здесь жили большими семьями – родовыми общинами. У каждого рода была своя башня и своя церковь со священником. Эти древние храмы и башни (иногда XII века) до сих пор в частном владении. Матушек здесь все знают, они брали ключи, мы входили, молились – и опять все закрывали. Конечно, при таком положении вещей не все могут увидеть сванские церкви, но благодаря этим строгостям очень многое сохранилось.

Первое село – Латали. Храм Мацховриси, то есть Спасителя. В одном месте из-под позднейшей записи виден очень древний лик, века XII. В этом храме очень красивая старинная резная дверь.

В селе Ленджери зашли в три церкви: Архангела, Иоанна Богослова и Спасителя. Один из них расписан и снаружи – это характерно только для Сванетии. Как правило, снаружи бывают не библейские сюжеты или жития святых, а орнаменты и сцены из народного эпоса. Мы видели, как Амиран, его герой, со своими братьями побеждает страшного злодея с огромным черным рогом на лбу. Его брат сражается со змеем.

Один из храмов двухэтажный, под верхним храмом – нижний, поменьше, с низким проходом.

Раньше в этих местах был культ вола и лошади, поэтому во всех храмах много изображений святых на конях: святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Стратилат.

Церкви все маленькие, часто с галереей или просто небольшим помещением типа притвора. Алтарная преграда сделана из камня и расписана. Это тоже особенность Сванской церковной архитектуры. Росписи, в основном, XV-XVII вв., но кое-где проглядывают прекрасные лики XII века. В одном из храмов – колоритная фигура ктитора: джигит с усами, с кинжалом, в национальной одежде. Стены сложены из туфовых блоков с небольшими узкими окошками. Из этих окошек видны снежные горы, и зеленые склоны, и кошки, кошки…

Нас пугали, что все здесь очень дикие и страшные, но ничего такого мы не заметили. Со всеми здороваемся по-русски – нам отвечают и очень приветливо беседуют с нами.

В Местии находится епископская кафедра, тут построен большой новый кафедральный собор великомученика Георгия, где хранится чеканная икона святого X века. Великомученик на коне поражает копьем Диоклетиана, а не змея, как на русских иконах. В Грузии часто можно встретить именно такие изображения святого.

Ночуем у матушки Екатерины в монастыре. Раньше тут располагалась резиденция владыки, но потом он переехал в другое здание, и этот дом передали матушкам. Дом большой, двухэтажный, весь отделан деревом. Живут они тут вдвоем, мать Екатерина и её мама, схимонахиня Иоанна. Она почти совсем не видит.

Вечером матушка Екатерина рассказывала, что местные священники, и даже епископ тоже проявляют своеобразные черты сванского характера. Она пояснила это так: «Как погода здесь переменчива, так и характеры людей – то солнце, то буря». Местный владыка, в отличие от всех остальных епископов Грузии, не захотел, чтобы в его резиденции жили монахини. Уж не знаю, кто ему готовит, стирает и убирает. Он вообще очень строгий, и матушка, которая родом не из Сванетии, не сразу привыкла к его суровому сванскому характеру.

17 июля, суббота.

Сванетия
Сванетия
Утром немного прогулялись по Местии, «столице» Сванетии. В нескольких местах вчера сошли сели. Местный житель рассказал нам, что в прошлом году четыре дома были полностью разрушены селем и даже показал нам их остатки. Сейчас в том же месте снова камни, грязь, вода.

Попрощались со схимонахиней Иоанной. Она благословила всех деревянными крестиками собственного изготовления. Удивительно, как она их делает, не видя. Матушка сказала, что у того, кто носит такой крестик, исполняются желания.

Сегодня мы идем в музей – его, как и храмы, открыли специально для нас благодаря матушке Екатерине. Многие туристы уезжают, так и не повидав этого замечательного музея, так как сваны неохотно показывают чужим свои сокровища. Говорят, что здесь в каждой семье есть иконы X века, но их не показывают даже Патриарху – и все-таки часть их оказалась в музее. Сотрудница музея была очень любезна и интересно рассказывала нам о его экспонатах. Здание музея новое, построено оно всего полтора года назад. Раньше музей располагался в другом, менее удобном помещении. Экспозиция начинается с бронзовых орудий труда и глиняной утвари. Интересны женские украшения, сделанные из материала, похожего на смальту. Всё это найдено в захоронениях, причем специально раскопки не проводились, находки сделаны случайно, при строительстве или во время сельхозработ. В отдельной витрине – самое древнее из находящихся в Грузии Евангелие на грузинском языке, оно датировано 897 годом. Есть и более древние грузинские рукописи, но они хранятся в монастыре святой Екатерины на Синае.

В одном из залов – копии росписей, в основном наружных, многие из них можно увидеть только тут, так как с храмов они уже смыты дождем и снегом. Есть реконструкция сванского жилища: очаг, лавки, посуда, светильники, оружие, предметы обихода. Но самое главное, конечно, иконы.

В музее уникальная коллекция древних икон. Многие из них хорошо знакомы нам по репродукциям. Есть и серебряные чеканные иконы. Это настоящая сокровищница!

После музея пошли еще в одну церковь, поблагодарили Бога за то, что Он показал нам эту удивительную страну – Сванетию. Попрощались с матушками и отправились в обратный путь.

В Хони мы поехали по очень плохой дороге; как нам потом сказали, её разбили танки во время последней войны. По ней кажется, кроме нас, никто не ездит – коровы смотрели на нашу машину с большим удивлением. Но мы все-таки добрались до Хони, правда, к самому концу службы.

Владыка Савва всех благословил и пригласил к себе в резиденцию. Там очень красиво – большой двухэтажный дом окружен разными диковинными растениями: две огромные агавы (метра по два в диаметре), финиковые и кокосовые пальмы. Площадка перед домом не заасфальтирована, а засыпана гравием. Владыка – прирожденный садовник, и когда мы вышли на балкон, увитый виноградом, он рассказал, что часто с этого балкона он обозревает свой сад и ему приходят мысли, что и где посадить. Все это потом воплощается в жизнь. У него в кабинете – коллекция кактусов, около ста видов, и он подарил Коле несколько кактусят.

Владыка Савва
Владыка Савва
Вечером – грузинский стол. Матушки подают и меняют блюда. После трапезы мы и матушки по очереди пели. Владыка с большой любовью принимает нас, как своих родных детей.

Когда мы наелись всяких вкусностей, владыка благословил всех, кто хочет, утром причащаться, только после двенадцати не кушать. Он показал в молитвослове, что из правила необходимо прочитать, и мы поехали по домам.

Там нам со Светой принесли прямо в спальню оладьи. Мы сказали, что уже полночь, а мы хотели бы завтра причаститься. Но гостеприимные хозяева отвели нас к часам, на которых было без пяти двенадцать, так что пришлось съесть еще по очень вкусному пышному оладушку. После этого отключился свет, и мы заснули как убитые.

18 июля, воскресенье.

На литургии мы вместе с матушками пели на евхаристическом каноне – они по-грузински, а мы по-русски. Владыка даже произнес по-русски несколько возгласов. Уже потом он сказал, что впервые служил по-русски – а казалось, что это для него привычное дело.

Сегодня память преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского. После службы владыка целый час говорил проповедь об этих святых (он был на Афоне в лавре преподобного Афанасия). Про святого Афанасия матушки нам переводили, а про Сергия Радонежского мы и сами знали. Владыка отметил, что в день памяти великого русского святого к ним приехали гости из России.

После службы – трапеза, а потом владыка провел нас по всему дому, показал свои книги, подарил всем четки из лавры преподобного Афанасия Афонского, иконы и диски грузинской музыки. Между прочим, владыка рассказал, что, если к нему кто-нибудь приходит – священник или просто прихожанин – он принимает всегда сразу, даже если работает в своем кабинете или отдыхает.

Потом владыка отвез нас на своей машине в женский монастырь Матходжи, где хранится чудотворный список иконы «Достойно есть». Матушки угостили нас парным молоком, специально для нас не в урочный час подоили корову.

Баграти
Баграти
Очень не хочется расставаться, но нужно прощаться с владыкой и ехать дальше. Нам дали с собой цветов, вручили сумки с едой на дорогу, и мы, обложенные со всех сторон подарками, поехали дальше. Ночевать сегодня будем в Кутаиси.

Самый известный храм Кутаиси – это, конечно, Баграти. Мы увидели его уже в сумерках.

История его такова. Построен храм в 1103 году, при царе Баграте III, который отметил освящение храма специальными торжествами. В конце семнадцатого века, во время турецкого нашествия, храм был взорван: обрушился купол, все своды и верхняя часть стен. С тех пор храм стоит в таком виде. Сейчас там совершаются службы по воскресным и праздничным дням – прямо под открытым небом. Даже в таком виде этот величественный храм производит неизгладимое впечатление. Совсем недавно, в 2003 году, храму исполнилось тысяча лет, и это событие, как и в древности, было отмечено с большой торжественностью.


Материал подготовила Вера Орловская

Продолжение следует...


Часть IV. Светицховели. Давид-Гареджийская Лавра. Сагурамо. Зедазени | Часть шестая. Гелати. Вардзия. Бодби




Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: