Версия для печати

Паломничество во Святую Землю

Иерусалим и его окрестности

Гефсиманский сад. Сионская горница. Крестный путь Спасителя


Моление о Чаше. Икона из монастыря святой Марии Магдалины в Гефсимании
Моление о Чаше. Икона из монастыря святой Марии Магдалины в Гефсимании
Гефсимания Вспомним немного события Страстной Седмицы.

Совершив чудо воскрешения Лазаря, Господь Иисус Христос идет в Иерусалим, где Ему престоит претерпеть страдания и принять крестную смерть ради нашего спасения. Множество народа собралось тогда в Иерусалиме перед праздником иудейской Пасхи. Конечно, слух о вышеестественном чуде распространился быстро, и люди хотели видеть Чудотворца.

Приближаясь к Елеонской горе, Христос воссел на молодого осла и шествовал в сопровождении множества народа, который устилал путь одеждами и пальмовыми ветвями (вайями). Осел издревле служил на Востоке символом мира. Народ встречал Господа как Царя и победителя и восклицал: "Осанна Сыну Давидову! Благословен Царь, грядый во имя Господне! Осанна в вышних!" Шествие это являло собою нечто торжественное и священное, оно напоминало слова пророка Захарии: "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной" (Зах. 9,9).

До этого момента Спаситель не объявлял Себя открыто, уклонялся от земных почестей. Теперь Господь не препятствовал этому искреннему и радостному выражению народных чувств, свершалась тайна Промысла Божия, сбывались древние пророчества, внимание всего народа обращалось на пришедшего Мессию. "Аще сии умолкнут, - камни возопиют!" - ответил Христос тем, кто советовал Ему остановить народное ликование.

Дорога через Елеон-древние ступени
Дорога через Елеон - древние ступени
А Господь, приближаясь к Иерусалиму, скорбел о духовной слепоте иудеев и о будущей гибели города: "О, если бы ты, хоть в этот день твой уразумел, что служит к миру твоему!" Этим Спаситель еще раз обращал внимание людей на важность происходящего: "в сей день твой".

Сионская горница

В Великий Четверток свершилась Тайная Вечеря, на которой Господь преподал Таинство Своих Тела и Крови, таинство святого Причащения.

Пришло время иудейской Пасхи. Совершив все ветхозаветные обрядовые установления пасхальной вечери, совершив Пасху Ветхого Завета, Господь устанавливает Новый Завет и преподает ученикам святое Причащение. Благословив хлеб, Он подал его ученикам со словами: "Приимите и ядите: сие есть Тело Мое, за вы ломимое во оставление грехов". Затем благословив чашу с вином: "Пийте от нея вси. Сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов".

На этой вечери Христос также показал ученикам образец смирения, умыв им ноги. Святитель Иннокентий Херсонский предполагает, что спор между учениками о том, кто из них больше, возник именно из-за умовения ног, которое необходимо было совершить перед пасхальной вечерей. Прислужника в общине не было, и кто-то должен был исполнить этот обычай и умыть другим ноги. Но никто не хотел этого сделать, ученики спорили между собой о первенстве. И тогда Сам Господь стал умывать всем ноги, наставляя их, чтобы они научились смирению.

В прощальной беседе Христа с учениками после установления Таинства Причащения, Господь раскрывает перед ними тайну Своего служения, сущность Своего учения. Он утешает и укрепляет учеников перед предстоящими испытаниями.

Произошли эти события в Сионской горнице, расположеной на вершине Сионского холма. Здесь же было Сошествие Святого Духа на Апостолов в день Пятидесятницы. Предполагается, что здесь же происходил первый в истории собор Христианской Церкви - Апостольский собор в 51 году по Р.Х.

В четвертом веке на месте Сионской горницы была построена большая базилика. После разрушений, причиненных ей во время мусульманских нашествий, она была отстроена заново при крестоносцах, но затем обращена в мечеть. В настоящее время на первом этаже здания расположена синагога. Мы поднимаемся на второй этаж в Сионскую горницу по наружной лестнице, попадая сразу на второй этаж и минуя синагогу. Второй этаж принадлежит мусульманам, здесь устроен мусульманский михраб. Можно еще выйти на смотровую площадку, расположенную на крыше здания.

В Великий четверг в Иерусалиме на площади перед храмом Воскресения Христова свершается Чин омовения ног, в котором изображается, как Христос умыл ноги учеников, читается Евангелие, повествующее об этом. Христа изображает Иерусалимский Патриарх, а клирики Иерусалимской Церкви - апостолов. Этот чин принято совершать не только в Иерусалиме, но и во всех кафедральных соборах.

Гефсиманский сад

Гефсиманский сад
Гефсиманский сад
Из Сионской горницы Евангельское повествование ведет нас за Господом в Гефсиманский сад, расположенный у подножия Елеонской горы. Здесь Господь молился перед Своими Страданиями и был взят под стражу приведенными Иудой стражниками.

Ученики спали, а Господь, страшась по человечеству страданий и мучительной смерти, трижды молил Отца Небесного, да минует Его чаша страданий. Но сила духа и преданность воле Божией заставляет Христа прибавлять: "Обаче не Моя, но Твоя воля да будет!" В Гефсиманском саду Господь испытал всю тяжесть внутреннего страдания, страдания духа. Чаша предстоявшего страдания и смерти была преисполнена грехами человеческими, грехами всего мира, которые Христос взял на Себя, чтобы искупить человечество от проклятия греха, исцелить поврежденную падением человеческую природу. Именно это и сделало внутреннее страдание Господа столь тяжелым и мучительным - его душу мучили, давили грехи всего мира, которые Он брал на Себя. В глубокой душевной скорби Иисус хотел побудить учеников к совместной молитве, но они были отягчены сонным расслаблением. Томление Богочеловека было настолько сильным, что выступивший пот, по словами евангелиста Луки, был подобен каплям крови, падающей на землю. Трижды преклонял Христос колена в молитве, оставаясь без ответа Отца Небесного, поскольку Он Сам должен был изречь Себе ответ, через самоотвержение достигнув того единения с Отцом, при котором исчезает всякое сомнение. Но любовь Отца Небесного не оставила Спасителя без помощи - с Небес явился Ангел, укрепляя Его.

Гефсимания. Пещерка, в которой спали ученики
Гефсимания. Пещерка, в которой спали ученики
Этой ночью Иуда, окончательно предавший Господа, привел от первосвященников стражу, чтобы взять Иисуса. Страже и слугам нужен был какой-то знак, указывающий на Того, против кого они отправлены. Предатель избрал для этого лобзание: "Кого я облобызаю, Тот и есть, возьмите Его". Христос, зная, что произойдет, разбудил всех учеников и вышел навстречу предателю. Все еще желая образумить несчастного Иуду, Господь спросил его: "Друг мой, зачем ты здесь?" Но Иуда не внял любви Спасителя и облобызал Его, тем самым давая условленный знак воинам. "Иудо, лобзанием ли предаеши Сына Человеческого?" - вопросил его Господь. Стража же не решалась схватить Его, пораженная таинственной силой, исходившей от Него. Дважды Он спрашивал их, кого они ищут. "Иисуса Назорея," - отвечали стражники. "Это Я," - отвечал Господь, оставаясь на месте и ожидая, пока воины схватят Его. Позаботился Он только об учениках, сказав, чтобы отпустили их. А Себя предал в руки стражников. Петр было выхватил нож и отсек одному из служителей ухо, но Господь остановил Петра и исцелил ухо раненого слуги. После этого все ученики в страхе бежали, остались только Иоанн и Петр, которые последовали за Учителем.

"Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе Праведного Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе!" (Тропарь Великого Четверга).

Во времена Спасителя Гефсиманский сад был огромным, он рос почти по всему западному склону Елеонской горы. Сейчас от того древнего сада сохранились лишь восемь оливковых деревьев. Почти все остальные деревья были вырублены римлянами или не сохранились по другим причинам. Господь любил останавливаться здесь с учениками для уединенного отдыха и молитвы. Иуда, конечно, знал этот обычай Спасителя и выбрал Гефсиманию, чтобы предать Учителя "не при народе".

Первая базилика на месте Гефсиманской молитвы Господа была возведена в IV веке, в годы правления императора Феодосия Великого. Храм этот был разрушен персами в 614 году. Ныне здесь католический храм в честь Страстей Господних, именуемый церковью Всех Наций, поскольку в его постройке принимали участие несколько западных стран.

Алтарь храма возведен над большим камнем скалы, на котором молился Господь. Часть скалы находится в алтарной части храма, а часть выступает снаружи. Прикладываясь к этому камню, невольно вспоминаешь льстивое лобзание предателя Иуды. Не льстиво ли наше лобзание? А также молишься о том, чтобы обрести ту преданность воле Божией, при которой слова: "Да будет воля Твоя" станут и нашими словами не по внешности только, но по глубокому сердечному расположению.

Неподалеку находится небольшая пешера, в которой, по преданию, спали ученики. Она расположена на территории монастыря Марии Магдалины. И мы уже упоминали о ней в связи с рассказом об этой обители.

Дом первосвященника Каиафы

Из Гефсиманского сада Господа повели в дом первосвященника. Путь этот лежал вдоль Кедронского потока к Сионскому холму.

Древняя лестница
Древняя лестница, ведущая от Кедронского потока на гору Сион
Враги Христовы крайне спешили, поэтому Спаситель был приведен сразу в дом первосвященника. Вначале Господа привели к Анне (по-еврейски, Ханан или Анан), который ранее был первосвященником и приходился тестем Каиафе - первосвященнику правящему. Анна произвел первый допрос, на что он не имел никакого юридического права, поскольку уже не был первосвященником. Кроме того, древнееврейское право запрещало производить судебные заседания ночью. Но иудейские начальники, на словах защищавшие закон, многажды нарушили его в стремлении во что бы то ни стало осудить Иисуса Христа. От Анны Христа повели к Каиафе (настоящее имя его было Иосиф, а Каиафа - прозвище). Судя по всему, дома Анны и Каиафы находились рядом и имели общий двор. Таким образом, Господа провели только через внутренний двор того же самого дома. В этом дворе и был разложен огонь, у которого грелся Петр. Здесь же произошло и предсказанное Господом троекратное отречение Петра (такой вывод можно сделать, если сопоставить повествования разных евангелистов).

Темница в доме Каиафы
Темница в доме Каиафы
С неимоверной поспешностью успевают книжники и фарисеи в продолжении ночи провести два собрания, найти и выслушать лжесвидетелей, произнести осуждение, предать Господа Пилату на распятие. В продолжении нескольких часов Спаситель выдержал истязание от трех различных властей - иудейской (синедрион), галилейской (Ирод) и римской (Пилат). К каким только средствам не прибегают старейшины иудейские, чтобы достигнуть свой цели! Некоторое замедление в суде Пилата, долго не решавшегося осудить Невиновного, давало им шанс увидеть свою ошибку, опомниться. Но они используют это время, чтобы настроить народ против Христа.

До нашего времени частично сохранился дом первосвященника и его внутренний двор. Находится он на склоне Сиона, ближе к вершине. Участок этот принадлежит сейчас католикам. На месте дома Каиафы построен современный католический храм, именуемый храмом апостола Петра in Gallicantu, т.е., "на месте пения петуха". Спустившись вниз, мы оказываемся в помещениях, оставшихся от древнего дворца первосвященника. Особое внимание паломников привлекает сохранившаяся здесь темница, имеющая форму глубокого колодца, наверху которого имеется отверстие, служившее слуховым окном, через которое можно было наблюдать за узниками. Очень вероятно, что в этой темнице был заключен и Спаситель в перерывах между судами. На стене в темнице почти стертое древнее изображение молящегося человека.

Из дома Каиафы мы выходим в тот самый внутренний двор, о котором говорится в Евангелии. Пройдя через двор, мы оказываемся перед древней лестницей, ведущей от Кедронского потока на гору Сион. Лестнице этой, по данным исследователей, более двух тысяч лет, и очевидно, по этим ступеням ходил и Господь.

Претория

Дождавшись утра, иудейские старейшины повели Спасителя на суд к Пилату, поскольку для утверждения смертного приговора требовалась резолюция римского прокуратора.

Претория (от латинского "претор" - "наместник, главный судья") - официальная резиденция римского прокуратора в Иерусалиме. Находилась она в крепости Антония, которая была построена в Иерусалиме Иродом и названа им в честь римского полководца Марка Антония. Строения крепости непосредственно примыкали к территории Иерусалимского иудейского храма и начинались за купальней Вифезда.

Сейчас мы проходим от ворот святого Стефана мимо купальни Вифезда и чуть далее видим перед собой арку над улицей. Это одна из трех арок ворот Претории, называемая "Ecce Homo" ("Се Человек"), так как туда были перенесены два камня, на которых стояли Христос и Пилат, когда с этими словами игемон вывел измученного Спасителя к народу. Справа - раскопки на месте дворца Пилата.

Не желая осуждать Узника, которого считал невиновным, но стремясь уйти от ответственности, Пилат послал Спасителя на суд к Ироду Антипе - правителю Галилеи, приехавшему в Иерусалим на праздник Пасхи. Останавливался Ирод Антипа в Иерусалиме, по всей вероятности, во дворце Асмонеев (или Хасмонеев, так называли род Маккавеев), который находился недалеко от претории между западной стеной Храма и дворцом Ирода Великого у Яффских ворот. Но Ирод только посмеялся над Спасителем и отправил обратно к прокуратору, дав понять, что не считает Иисуса серьезным преступником.

Часть плит открытого внутреннего двора крепости, на котором римляне производили суд и оглашали приговор - Лифостротон - сохранилась и находится в католическом францисканском монастыре "Ecce Homo" ("Се Человек"). Лифостротон в переводе с греческого означает "каменный помост". Еврейское название этого места - Гаввафа ("мостовая"). Спустившись на место раскопок, мы можем увидеть эти древние камни, на которых видна разметка игр римских воинов, стоки дождевой воды, насечки для лошадей. Сохранилась часть развалин от дворца прокуратора и ступенька от крыльца.

Лифостротон
Лифостротон
Некоторые из рисунков, сохранившихся на камне, напоминают о жестокой игре, бывшей в обычае у римских воинов, так называемой, игре "в царя". При внимательном рассмотрении на рисунке можно рассмотреть корону, меч или греческую букву «бетта» - начальную от слова «Василевс» - царь. Солдаты в шутку выбирали одного из заключенных в "цари", одевали его в багряницу - одежду, напоминающую царскую порфиру, на голову ему надевали шутовскую корону, а в руки вместо скипетра давали палку. Такому "царю" оказывались всяческие насмешливые почести, а затем его убивали. Эта игра напоминает издевательства воинов над Господом Иисусом Христом.

"Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие". (Мф. 27: 27-31).

Лестница, по которой свели измученного Спасителя и ступеней которой касались ноги Божественного Страдальца, была перенесена в Рим. Она и по сей день находится в Риме рядом с Латеранским собором и пользуется благоговейным почитанием. По этой лестнице паломники поднимаются на коленях, молитвенно вспоминая страдания Господа.

Темница Спасителя

Темница Спасителя
Темница Спасителя
Пройдя чуть далее по улице, мы оказываемся у входа в темницы Претории. На этом месте сейчас небольшой православный монастырь. Сохранилось несколько подземных помещений темницы. Одно из них - одиночную камеру с каменными колодками - предание связывает с заключением Христа. Заключенный сидел на каменной скамье, просовывались в эти колодки и внизу сковывались.

Другое помещение - более обширное и глубокое - называется "темницей Вараввы". Эта камера представляет собой достаточно большое помещение с каменными скамьями по стенам и приспособлениями в стене, к которым за поднятые руки привязывали заключенных. Вероятно, разбойник Варавва, которого толпа потребовала отпустить на волю вместо Иисуса Христа, содержался в этой общей камере.

Спаситель мира был осмеян, поруган, претерпел мучительные издевательства. Страшные следы этих страданий запечатлела на себе Плащаница Спасителя (погребальное полотно, в которое было обернуто тело Господа при погребении), хранящаяся ныне в итальянском городе Турине. На полотне Плащаницы остались следы крови от множества ран, нанесенных Господу Иисусу Христу. Римляне производили бичевание веревками или ремнями, в которые по местам ввивались острые металлические или костятные палочки. Каждый бич имел от одного до пяти концов, к которым были привязаны грузила - свинцовые шипы или кости, чтобы плети крепче охватывали тело и рвали кожные покровы. Это наказание причиняло такое страдание, что нередко осужденные умирали под бичами. Страшными разрывами, следами бичевания усыпано все тело Божественного Страдальца. Как свидетельствует Плащаница, били два воина - один высокого роста, другой более низкого. Как считают судебные эксперты, изучавшие Плащаницу, Христа за вздернутые руки привязали к столбу и били сначала по спине, а потом по груди и животу. По закону иудеев не разрешалось наносить подсудимому более 40 ударов. В Риме такого ограничения не было. Спасителю было нанесено 98 ударов плетью! На Плащанице проступают следы 59 ударов бича с тремя концами, 18 - с двумя концами, 21 - с одним концом. Каждый ушиб с рваной раной имеет примерно 3,7 см в длину. На голову Христа надели терновый венец, который имел форму шапочки, а не обруча, как принято считать. Особенно болезненно ранили шипы, когда воины били Господа по голове тростью. От каждого такого удара образовывались глубокие раны. На голове Страдальца - около 30 подтеков крови от проколов, сделанных шипами. Многочисленные повреждения на лице: разбитые брови, порванное правое веко, большая припухлость ниже правого глаза, поврежденный нос, ушиб на правой щеке, травма на левой щеке и на подбородке. На руках и ногах - следы ран от гвоздей. На теле - овальный след от удара копьем. Плащаница запечатлела на себе также глубокий след от тяжелого бруса креста на правом плече Спасителя и следы того, что Христос неоднократно падал под тяжестью этой ноши. При падении было разбито колено, а тяжелая балка креста ударяла по спине и по ногам, нанося повреждения.

Иисус Христос среди всех этих пыток и страданий являл удивительное величие духа. Как изрек некогда пророк Исаия: "Яко агнец на заколение ведеся, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его..." (Ис.52,7), "Плещи Моя вдах на раны и ланиты Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний" (Ис.8), "Той же язвен бысть за грехи наша, и мучен быть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом". Немногочисленные ответы Господа судьям выражают высшую мудрость. Иудеям он дважды подтвердил, что Он - ожидаемый ими Мессия. Но, ослепленные злобой и завистью, они не вняли.

Крестный путь на Голгофу

Отпечаток ладони Спасителя
Отпечаток ладони Спасителя
Из Претории начинается Крестный путь Господа на Голгофу. Рассказ о нем у Евангелистов предельно краток. На Божественного Страдальца возложили Крест и повели по улицам Иерусалима за городскую стену на место, где распинали преступников. Из-за перепланировки города сейчас невозможно проследить в точности путь, по которому вели тогда Спасителя. Только начальная часть Крестного пути, от претории до границы крепости Антония, видимо, проходила также (только гораздо ниже, как мы уже упоминали).

Проследуем по современному паломническому пути и обратим внимание на несколько мест. Улица, по которой сейчас следуют паломники, называется Via Dolorosa, что означает по-латински "Путь Скорби". Этот путь разделен католической традицией на 14 остановок. Эти остановки появились в XVI веке в связи с католическими процессиями, совершавшимися в память Крестных страданий Господа. Впоследствии эти остановки меняли свое расположение. Они имеют, скорее, символическое значение, чем историческое.

Наш путь начинается у Претории. Мы идем по улице Via Dolorosa и на первом перекрестке поворачиваем налево. Именно здесь кончалась крепость Антония. В кладке мостовой заметны большие камни - они остались от прежней древней мостовой. Возможно, и евангельских времен. Где-то здесь, по преданию, Спаситель впервые упал под тяжестью Креста и встретился со Своей Матерью. Слева - небольшая католическая часовня, устроенная в память этого. Далее, дорога резко поворачивает направо и начинает подниматься вверх. На этом повороте в стену дома вделан камень, на который при падении оперся Спаситель и при этом на камне отпечаталась Его ладонь. Следующую остановку - чуть выше - западное предание связывает со святой Вероникой, которая отерла платом лицо Господа. На перекрестке мы поворачиваем налево и, примерно через сто метров, направо.

Порог Судных врат. Александровское подворье

Порог Судных врат
Порог Судных врат
Пройдя чуть далее, мы оказываемся перед зданием Александровского подворья. Когда-то на этом месте располагался вход в древнюю базилику Воскресения, построенную святой равноапостольной Еленой. Во времена Спасителя на этом месте была граница Иерусалима. Археологические раскопки, произведенные здесь в XIX веке Русским Императорским Православным Палестинским Обществом, открыли часть городской стены времен Христа и порог. Потертый древний порог с четкими следами выбоин от находившихся здесь ворот. По обе стороны от ворот располагались неровные плиты древнейшей мостовой. Поскольку это ближайшие к Голгофе ворота древнего города, очевидно, что это порог Судных врат.

Во времена Спасителя в городе существовали ворота, именуемые Судными. Связано это было с тем, что перед ними римляне провозглашали осужденному на казнь окончательный приговор. До этого момента за осужденного еще мог поручиться любой гражданин Иерусалима или Рима, принести новые оправдательные свидетельства в пользу осужденного, и приговор мог быть пересмотрен. Если же такого человека не находилось, то у порога Судных врат процессия останавливалась, осужденному еще раз оглашали приговор, вешали на шею табличку с указанием его вины и вели на казнь. Через этот порог переступил Спаситель, восходя на Голгофу.

Игольные уши
Игольные уши
За порогом, как раз с той стороны, с которой к нему подходили во времена Христа (сейчас мы подходим к нему с другой стороны, с внешней), установлен большой белый камень, на котором возвышается Крест. Это подлинный Голгофский камень, отколовшийся от Голгофского холма во время землетрясения.

С левой стороны от ворот в древней городской стене можно увидеть так называемое "игольное ушко". Все врата города на ночь запирались. Для тех жителей, которые не успеют попасть в город до закрытия ворот, оставлялся такой вот небольшой лаз, который назывался "игольное ушко". Через него мог пролезть запоздалый путник со своим ослом.

Неподалеку от древней стены и порога Судных врат археологи обнаружили арку времен римского императора Адриана - один из пролетов большой арки, ведущей некогда в языческий храм Юпитера.

Порог Судных врат
Порог Судных врат
Александровское подворье было устроено на этом месте в конце XIX века. Участок был выкуплен у Эфиопской Церкви (у коптов) на имя российского правительства и были произведены археологические раскопки. Возглавлял работы начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин). После завершения раскопок здесь было построено здание подворья с храмом, освященным в честь святого благоверного князя Александра Невского - небесного покровителя Императора Александра III. Государь Император Александр III - создатель и покровитель Православного Палестинского общества - скончался в октябре 1894 года. И храм решили освятить в память почившего Государя. Северную и восточную стены храма возвели на руинах древних стен, обнаруженных во время раскопок.

Также был обретен каменный престол, принадлежавший, вероятно, одному из приделов древнейшей базилики Воскресения, построенной святой императрицей Еленой. Перед ним на восток воздвигли алтарь и иконостас. Так что древний престол оказался посередине нового храма. По другую сторону алтаря - порог Судных врат. По стенам храма висят картины русского художника Н.А.Кошелева, изображающие Крестный путь, Страдания Спасителя и Его Воскресение.

После убиения террористом Каляевым Великого Князя Сергия Александровича, возглавлявшего Императорское Православное Палестинское общество, было решено поместить у порога Судных врат икону преподобного Сергия Радонежского с мраморной скрижалью в память об убиенном Великом князе и с неугасимой лампадой, которую зажгла в Москве Великая Княгиня Елизавета Феодоровна.

После октябрьского переворота и последующих за ним трагических событий, совершившихся в России, Александровское подворье оказалось в ведении Русской Зарубежной Церкви.

Существовала традиция в Великий четверток после богослужения с чтением 12-ти Евангелий из Русского Гефсиманского монастыря проходить по Крестному пути с пением тропаря Великого четвертка "Егда славнии ученицы... ". Шествие заканчивалось у порога Судных врат.

Икона "Не рыдай Мене, Мати"
Икона "Не рыдай Мене, Мати"
Храм Всех святых
Заканчивается Крестный путь на Голгофе, которая располагалась совсем недалеко от городских врат. От Александровского подворья мы проходим еще совсем немного вперед по пути нашего следования и оказываемся у входа в храм Воскресения. Где-то здесь, в конце пути, Спаситель совсем изнемог, и крест возложили на Симона Киринейского. Возможно, это произошло перед самым подъемом на Голгофский холм. Божественного Страдальца ожидали еще самые мучительные часы.

Крестная казнь, на которую осужден был Иисус Христос, принадлежит к изобретениям бесчеловечной жестокости и была самой ужасной, самой мучительной и позорной из казней. Распятый в течение многих часов испытывал нарастающую острую боль в запястьях и ступнях, пронзенных гвоздями, неестественное положение грудной клетки вызывало удушье, все тело словно пылало и разрывалось на части. Человек испытывал сильную жажду. Малейшее движение причиняло нестерпимую боль. Кровь приливала к голове и к сердцу, вызывая головокружение и сердечное томление. Умирали на кресте долго и мучительно. У римлян этой казни подвергались только рабы. У иудеев она означала проклятие: "Проклят всяк, висящий на древе" (Втор. 21:23). "В ветхозаветное время крест означал совершенное отвержение и полную гибель. Если у ада есть дно, то крест знаменовал собой дно ада. Поэтому Христос избрал распятие как вид страдания, совмещающего все душевные и телесные муки. Кровь Христа, обагрившая Крест, искупила грехи человечества" (архимандрит Рафаил (Карелин) [9]).

Перед распятием осужденным давали пить одурманивающий напиток, но Господь отказался от него, желая претерпеть все в полном сознании. Согласно церковному преданию, Крест Спасителя состоял из трех пород дерева: кипариса, певга (сосны) и кедра. По обычаю, распинаемого обнажали, а одежда его доставалась воинам, производившим казнь. К прочим мукам добавлялось крайнее унижение, стыд наготы. Над головами осужденных прибивались дощечки с указанием имени и преступления.

Икона "Спас в терновом венце"
Икона "Спас в терновом венце"
При всей лютости страданий, Спаситель до последней минуты являет удивительное достоинство и величие. Вместо стонов от страшной боли - молчание, любовь, молитва. Нам открывается непостижимая человеческому сознанию мера любви и долготерпения Господа, Который ради любви к нам претерпевал жесточайшие телесные и душевные муки и посреди самых страданий вмещал в Себе полноту любви даже к тем, кто глумился над Ним и истязал Его. "Отче, прости им! Не ведят бо, что творят", - так молился Христос за Своих врагов и распинателей.

Крест Христов состоял не только из телесных мучений. Спаситель на Кресте испытал тяжесть грехов всего мира, возмездие за них, страдания всего человечества, слитые воедино. Христос на Кресте "... вкусил адского пламени, возжженного грехами и преступлениями людей. Творец вечности и времени сжал на Кресте вечность в пределы времени. Вечные муки и боль Вселенной собрались в единую чашу, и эту чашу черного пламени выпила до дна душа Богочеловека. ...Тот адский огонь, который был уготован навечно всему человечеству за его грехи, те страшные страдания Господь должен был претерпеть на Кресте. ...Грешник испытывает оставленность Богом. И эта богооставленность, совершенная потеря Бога, она, как говорят святые Отцы, страшнее всех остальных мук. И ее испытал Христос. Поэтому Он воскликнул: "Боже мой! Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?" (Мк.15,34). ...Только вечность откроет тайну того, что свершилось на Голгофе" (архимандрит Рафаил (Карелин) [9]).

Сама природа не могла выносить свершающагося беззакония, поругания Творца своего. Солнце померкло, наступил мрак. Едва Господь предал дух Свой в руки Отца, произошло землетрясение, настолько сильное, что треснули многие скалы и гробницы. В самом храме Иерусалимском явилось удивительное знамение - завеса, отделявшая Святое Святых (последняя из трех частей храма, куда запрещалось входить даже священникам) от Святилища, внезапно разорвалась сверху донизу. Этим указывалось, что Мессия пришел, что на Голгофе принесен в жертву за весь мир Агнец Божий, вземлющий грехи мира. И теперь престол благодати, ранее сокрытый за этой завесой, доступен для всякого.

Существует обычай, согласно которому, паломники проходят по Крестному пути с Иисусовой молитвой или с тихим пением "Кресту Твоему, покланяемся, Владыко...", неся в руках небольшой крест, который затем прикладывают к Голгофе и ко Гробу Господню. Лучше идти ранним утром или поздним вечером, потому что среди дня улицы Иерусалима, по которым проходит Крестный путь, представляют из себя, к сожалению, шумный арабский базар.

В Великую Пятницу по Крестному пути от Претории до Голгофы следует процессия, возглавляемая Иерусалимским Патриархом. Иерусалимское духовенство несет впереди большой Крест. И, как во времена Спасителя, так и сейчас - кому-то из окружающих дела нет до происходящего, они заняты своими повседневными заботами; кто-то смеется и насмехается; кто-то любопытствует; а кто-то идет за Христом по Крестному пути, с любовью и молитвой, неся свой небольшой крест...

Предыдущий раздел. Иерусалим: Елеонская гора, Гефсимания | Следующий раздел. Вифания, Горненский монастырь
Паломничество во Святую Землю. Оглавление


     Источники:
1. Диакон Александр Занемонец. "Неделя на Святой Земле. Путеводитель паломника", - Иерусалим, "Бейт аКерем",2011
2. Ходаковский А. "Краткий справочник-путеводитель по Святой Земле", - Санкт-Петербург, "Сатис", 1998
3. Воронцов Н.А. "Александровское подворье и Императорское Палестинское общество", - Иерусалим, 2006
4. Василиос Цаферис. "Путеводитель православного христианина по местам паломничества Святой Земли"
5. Святитель Иннокентий Херсонский. "Последние дни земной жизни Иисуса Христа". - М.,2002г.
6. Протоиерей Глеб Каледа. "Плащаница Господа нашего Иисуса Христа", - М., Зачатьевский монастырь, 2006
7. Иеромонах Иов (Гумеров). "Суд над Иисусом Христом", - М.,Сретенский монастырь, 2007
8. Священник Вячеслав (Синельников). "Туринская Плащаница на заре новой эры", - М.,Сретенский монастырь, 2007
9. Архимандрит Рафаил Карелин. "Путь христианина: Слова и беседы", - М.,Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2010
10. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. Официальный сайт
11. Православный поклонник на Святой Земле


Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: