Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Монашеское житие


Круглый стол «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»


2-3 июля 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре Санкт-Петербурга прошел  круглый стол на тему «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты».

В состав президиума первого дня заседаний вошли: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; митрополит Почаевский Владимир, наместник Свято-Успенской Почаевской лавры; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; епископ Касимовский и Сасовский Дионисий.

Открывая мероприятие, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност передал участникам собрания благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, поблагодарил митрополита Петербургского и Ладожского Варсонофия и настоятельницу Воскресенского Новодевичьего монастыря игумению Софию (Силину) за предоставленную монашествующим возможность снова встретиться в Северной столице и пожелал собравшимся плодотворной работы. 

Далее вниманию участников были предложены доклады секции «Послушание – дыхание монаха». Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор в своем выступлении на тему «Послушание как фундамент духовного возрастания и приобретения других добродетелей»напомнил, что духовные истины, которым учит Церковное Предание, должны являться для нас не столько теоретическим знанием, сколько тем необходимым опытом, которым мы должны жить и который должны изучать в реалиях современности. «В онтологическом смысле, – отметил митрополит Исидор, – послушание есть восстановление утраченного образа Божия в человеке». Говоря далее о сердечной радости как о важном ориентире в созидании добродетели послушания, докладчик порекомендовал обращать внимание на причины ее возникновения: внимательно смотреть, не зависит ли она от внешних обстоятельств (одобрения игумена или братии), так как лишь внутреннее принятие послушания, стремление исполнить волю Божию является ответом человека на Божественную любовь, дает подлинную свободу и приносит плоды смирения – мир с Богом, мир с ближним, мир с самим собой. Иной же причиной радости может быть, например, тщеславие. Завершая свой доклад, митрополит Исидор привел добрые примеры послушания из «современного патерика» – духовной жизни нынешних насельников монастырей. 

Доверию и любви как основам духовного руководства было посвящено выступление епископа Касимовского и Сасовского Дионисия. Тема «Послушание как основа взаимоотношений послушника и духовного отца», по мнению епископа Дионисия, всегда порождает много вопросов: как выбрать духовного наставника? как относиться к его немощам? может ли старец ошибиться и может ли это принести вред послушнику? Ответы на эти вопросы есть у святых отцов Церкви и современных подвижников. Должен знать ответы на эти вопросы и игумен, осознавая, что руководство монастырем не может ограничиваться только заботой о внешнем благосостоянии братии. Напомнив собравшимся формулу святогорцев – старцем может быть только тот, кто сам был послушником у старца, – владыка Дионисий обратился с вопросом к участникам круглого стола: как же надлежит учиться и учить послушанию тем, кто не проходил этот путь в его классическом понимании? И, отвечая сам на свой вопрос, предложил вниманию собравшихся несколько советов для «старцев поневоле», которые были назначены таковыми и призваны исполнять это послушание. 

Игумен Петр (Мажетов), наместник монастыря Свято-Косьминская пустынь Екатеринбургской епархии, в докладе «Подчинение, повиновение, послушание – "что есть что" и что должно быть в монашеском братстве», посвященном побудительным причинам послушания, в частности, предложил взглянуть на послушание как на целеустремленность, духовное дерзновение. Послушание – это наука, позволяющая монаху держаться конкретной жизненной цели, теряя которую инок перестает слышать сердечный зов Спасителя: «Гряди по Мне». У человека всегда есть свое мнение, и если он понимает послушание как подавление собственной воли, то ничего, кроме уныния, это занятие ему не принесет. Вялость и уныние как проявления подавленности духа очень опасны для монаха, который призван благоговеть перед Тем, Кому служит. 

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт свое выступление на тему «Добродетель послушания и стяжание внутренней молитвы» начал со слов благодарности организаторам круглого стола за подобные встречи, благодаря которым, по мнению Его Высокопреосвященства, монашествующие обретают возможность возродить прерванную в советские годы духовную традицию. 

Среди опасностей, возникающих на пути приобретения добродетели послушания, архиепископ Феофилакт отметил желание псевдостарцев подавлять критическое мышление своих учеников. Владыка напомнил, что исключительной и недоступной для рассуждения личность учителя делается в сектах, в том числе и псевдоправославных. В отношениях духовника и новоначального монаха послушание последнего возможно только в той мере, в какой он видит и воспринимает опыт послушания своего старца Господу и Спасителю Христу. Послушание, как и навык молитвы, лучше всего передается не поучением, а собственным примером. «Послушание есть средство обучения молитвенному деланию. В то же время молитва – средство, приводящее наш ум и сердце в благословенное послушание Самому Богу. И здесь цель и средство меняются местами. Благословенное послушание Спасителю во все дни жизни становится целью внутренней молитвы», – заключил архиепископ Феофилакт.

Игумения Анастасия (Мордмиллович), настоятельница Казанского женского монастыря г. Калуги, в докладе «Послушание – основной монашеский обет» подчеркнула мысль, что послушание есть не что иное, как закон жизни человека, с помощью которого он должен воплотить замысел Божий о нем. Небесная Иерархия подчинена закону послушания: все Небесные Силы, в т.ч. архангелы и ангелы, живут радостным послушанием Богу, сказала докладчица. Игумения Анастасия привела святоотеческие высказывания о необходимости для монашествующих исполнения обета послушания. «Исполнение обета послушания оберегает монаха от всех козней врага, хранит, поддерживает, утешает и радует в течение всего следования по тесному монашескому пути», – заключила матушка.

Во второй части работы круглого стола на секции, озаглавленной «Что такое жизнь в послушании» (на примерах житий святых и подвижников благочестия XX века, а также личного общения с духовно опытными наставниками), участники заслушали выступления митрополита Почаевского Владимира, наместника Свято-Успенской Почаевской лавры; протоиерея Александра Чеснокова, клирика храма святителя Николая г. Краснодара Екатеринодарской и Кубанской епархии; иеромонаха Рафаила (Янкевича), насельника Санкт-Петербургского подворья Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря; игумении Филареты (Калачевой), настоятельницы Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря в Эстонии; игумении Елисаветы (Евдокимовой), настоятельницы Богородицкого Житенного женского монастыря г. Осташкова Тверской и Кашинской епархии. Докладчики поделились воспоминаниями о жизни в послушании у старцев и рассказали присутствующим о подвижниках благочестия, память о которых хранят представляемые ими обители.

По окончании заседаний для участников круглого стола была организована поездка в Кронштадт и посещение мемориальной квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского. Экскурсию провел клирик Морского Никольского ставропигиального собора в Кронштадте иерей Сергий Резниченко.

3 июля круглый стол продолжил свою работу.

В президиуме утреннего заседания секции «Созидание жизни братства в духе послушания» присутствовали: митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Почаевский Владимир; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; епископ  Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусской Православной Церкви (Белорусского экзархата Московского Патриархата); епископ Касимовский и Сасовский Дионисий.

К участникам собрания с приветственным словом обратился митрополит Петербургский и Ладожский Варсонофий. Глава Петербургской митрополии подчеркнул, что предстоящая на круглом столе дискуссия призвана актуализировать суть монашеского обета послушания применительно к жизни в современном монастыре. Митрополит Варсонофий также напомнил игуменам и игумениям, что принцип послушания воспринимается современным человеком, приходящим из мира в монастырь с багажом собственных представлений, через призму светского понимания внешней свободы, и поэтому так важно, чтобы окормление в монастырях было больше отеческим, чем начальственным. «Монаху трудно вверять свою свободу игумену или игумении, когда он не видит в них любящих отца или матери», – сказал владыка. 

Работа секции была открыта выступлением епископа Лидского и Сморгонского Порфирия. Епископ Порфирий, в частности, поделился с участниками круглого стола своими наблюдениями о том, насколько быстро продвигаются в духовной жизни те, кто имеет послушание и доверие к духовнику, и какие бури и крушения претерпевают те, кто полагает в основание всего доверие к себе: «Из опыта исповеди я очень ясно увидел и понял, что означают слова "им же несть управления – падают аки листвие" (Притч. 11:14)». Особо докладчик отметил, что послушание только тогда является добродетелью, а не просто дисциплиной, когда бывает результатом свободного выбора и вытекает из любви и уважения послушника к своему духовному наставнику, который заботится о нем, берет на себя его немощи и несет ответственность за душу, находящуюся у него в послушании.

Иеромонах Даниил (Константинов), и.о. наместника Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы в докладе «Послушание “о Христе братии”: что это означает в контексте монастырской жизни» на примерах жития близких нам по времени святых показал, насколько важным является для монаха послушание, оказываемое равным по чину. Жизнь монаха-послушника проходит в ежедневном соприкосновении с такими же, как и он, иноками. Оказывать послушание братии в обыденных ситуациях – значит приобретать навык отсечения собственной воли – качества, которое отличало святых учителей монашеской жизни.  

Настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии игумения Илариона (Феоктистова) в докладе «Добродетель послушания в практическом применении монастырского устава» раскрыла тезис о том, что монастырский устав является школой послушания. Большинство приходящих в монастырь, отметила матушка, имеют смутные познания о вероучении и слабые навыки церковной жизни. В этих условиях изучение устава и усвоение его на практике становится для монашествующих насущной задачей. Первым шагом к добродетели послушания при поступлении в монастырь является согласие новоначального с уставом монастыря. Устав обители изображает спасительный образ жизни как целостную систему подвижничества: распределение времени суток, молитва храмовая и келейная, чтение святых отцов, бдение, поклоны, правила поведения, труды и прочее. Сердечное принятие устава как принципа монашеской жизни, познание смысла уставных норм и правил, богослужения и молитвы помогает монаху стяжать добродетель послушания, выводит его из мира страстей и вводит в жизнь по закону свободы и любви. «Мы все призваны к тому, чтобы исполнить предание, и значение монастырского устава в этом очень велико. В условиях нашего времени, когда немного осталось живых носителей предания, соблюдение устава приобретает особое значение», – подчеркнула матушка Илариона. 

Игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего женского монастыря в Санкт-Петербурге, раскрывая тему доклада «Враги послушания – вопросы: “А почему я?” – “А зачем?” – “А может, лучше по-другому?” – “А если я не смогу?” и прочие: источник их происхождения и методы борьбы», заметила, что желательная часть души стала для современного человека определяющей весь его образ жизни. При высокой культуре интеллекта можно наблюдать крайне низкую культуру сердца. Кроме того, в глубоком кризисе оказался образ отца; нечто подобное можно сказать и об образе матери, и, как ни печально, это ощущается многими как освобождение. Приходя в Церковь, современный человек по сути возвращается к подлинному пониманию основополагающих истин. Наличие дара рассуждения, который невозможно приобрести без чистоты сердечной, трудно ждать от тех, кто идет в монастырь из мира. Вот почему советы исполнять послушание с рассуждением или, выбирая обитель, присмотреться к действиям настоятеля, проверить их соответствие святоотескому преданию вряд ли имеют под собой почву. Борьба за послушание – это борьба с ветхим человеком. И современный монах, вставший на путь послушания, встает на путь мученичества. Но как, по слову священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, нет христианства без Церкви, так нет и монашества без монастырей – орудия Промысла Божия в приобретении послушания. 

Игумения Домника (Коробейникова), настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга, продолжила тему обретения истинного послушания в докладе «Как научиться оказывать послушание с радостью и желанием сердца». В своем выступлении матушка Домника глубоко раскрыла жизненно важные для монаха проблемы управления своей свободной волей, которая всегда должна быть сознательно направлена к добру, чтобы человек не попал в рабство своему эгоизму. «Господь никогда не перестает стучаться в сердце монаха и подает ему множество случаев в повседневной жизни, чтобы он мог освободиться от этого внутреннего рабства и со свободою предстоять пред Богом», – заметила докладчица.

Далее игумения Домника сказала о необходимости учиться не только внешнему послушанию, удерживаясь от греха на деле, не обнаруживая свои страсти, но и, главное, одновременно с этим приступать к внутреннему подвигу, изгоняя противление, печаль и огорчение из сердца и ума. И содействие в этом монаху может оказать только молитва, с которой он будет обращаться непосредственно к Богу, прося у Него помощи и укрепления.

Если монах «творит послушание с терпением, жертвенным духом, молитвой, то он не только сам освящается, но и создает вокруг себя подлинно монашескую, духовную атмосферу… Монастырь не может существовать, если в нем не будет таких послушников с жертвенным духом», – сказала настоятельница, особо подчеркнув, что самая важная миссия игумена, игумении – научить братий и сестер совершенному послушанию, не только внешнему, но и внутреннему. Именно послушание дает монастырю жизнь. Именно благодаря послушанию монастырь превосходит этот мир и вся жизнь монахов наполняется духом беспопечительности – этот вывод в завершение доклада игумении Домники подвел своеобразный итог всех выступлений, прозвучавших на круглом столе. 

После перерыва участники собрания имели возможность высказать свое мнение, поделиться опытом, попросить совета в формате свободной дискуссии на тему «Подвиг послушания в современном монастыре: препятствия, трудности и помощь в их преодолении». Ведущим дискуссии выступил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, который в своем вступительном слове особо подчеркнул роль игумена в воспитании у братии истинного послушания: игумен сам должен иметь навык послушания, оказывать послушание своему епископу. В противном случае бессмысленно требовать этого от братии. Мотивация послушания не страх, не выгода, а смирение пред Богом, сказал владыка Георгий.

Для обсуждения были представлены вопросы, поступившие как от руководителей, так и от насельников монастырей. Вопросы касались самых разных сторон монастырской жизни в свете послушания: соотношения внешних попечений и внутреннего монашеского делания; меры заботы о материальном устроении обители; форм наказания за проступки; правил пользования электронными техническими средствами; выбора насельниками литературы для чтения и т.д.

По окончании дискуссии митрополит Георгий зачитал итоговый документ круглого стола, где была особо отмечена обстановка духовного единства, понимания и взаимного обогащения опытом, в которой прошло мероприятие.

Организаторы и участники выразили глубокую благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за возможность соборного обсуждения насущных проблем монашества. Искренняя благодарность за гостеприимство была также принесена митрополиту Санкт-Петербурскому и Ладожскому Варсонофию, настоятельнице Новодевичьей обители игумении Софии и всем, кто трудился над подготовкой данного собрания.

Также с благодарностью участники отметили организацию Новодевичьим монастырем в дни работы круглого стола ознакомительных экскурсий в Кронштадт с посещением музея-квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского и предоставленную возможность поклониться святыням Санкт-Петербурга, осмотреть достопримечательности Северной столицы.

За два дня работы круглого стола было зарегистрировано 170 участников, в том числе: 13 архиереев, 60 игуменов, 38 игумений из 86 епархий Русской Православной Церкви.

По материалам сайта синодального отдела по монастырям и монашеству