Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

История Алексеевской обители


Алексей Ильич Грузов родился в семье псаломщика Московской губернии. В 1872 г. он окончил Московскую духовную семинарию. В 1873 г. был определен псаломщиком к церкви Живоначальной Троицы в Кожевниках. В 1876 г. его перевели к Крестовоздвиженской церкви Алексеевского монастыря на вакансию псаломщика с возведением в сан диакона. С конца 1887 г. отец Алексей занимал должность редактора «Душеполезного собеседника», издаваемого Русским, на Афоне, Пантелеимоновым монастырем. В 1892 г. он был рукоположен во священника.


20 июля 1902 г. прихожане избрали отца Алексея на должность председателя Елисаветинского комитета прихода Крестовоздвиженской церкви в Алексеевском монастыре. Комитет входил в состав Елисаветинского благотворительного общества, задачей которого было оказание помощи детям неимущих родителей в Москве и Московской губернии. При монастыре были открыты Елисаветинские Алексеевские ясли на 10 детей. Находились они на Митьковской улице (сейчас ул. Шумкина) в доме отца Алексея Грузова. Непосредственное наблюдение за детьми было поручено его супруге – Лидии Ивановне Грузовой.


19 сентября 1908 г. настоятельница Алексеевского монастыря игумения Сергия (Смирнова) ходатайствовала перед митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) о награждении отца Алексея наперсным крестом. В прошении говорилось: «Священник Алексей Грузов более 30 лет проходит свое служение при храме вверенного мне Алексеевского монастыря и всегда отличался особенною неустанною ревностию, как в служении церковном, так и в исполнении треб по монастырю и в приходе» (ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 763. Д. 36. Л. 288–288 об.)

Точная дата смерти отца Алексея неизвестна. Арестованная в 1931 г. послушница Алексеевского монастыря Анна Дорофеева показывала на допросе, что, переехав в 1923 г. на жительство в деревню, ездила в Москву к духовному отцу — священнику Алексеевского монастыря Алексею Грузову, а после его смерти ездила к другим священникам монастыря. Вероятно, отец Алексей скончался в период между 1923 и 1931 гг.


Отец Алексей Грузов являлся автором следующих книг:


- Путь неизбежный. Размышление о человеческой жизни / Сост. диакон Грузов. М., 1883.

- Загробная жизнь. Домашние вечерние беседы священника с прихожанином: о кратковременности здешней жизни, о смерти, и о жизни загробной вечной / Сост. диакон Грузов. М., 1882.

- Воскрешение Лазаря Господом нашим Иисусом Христом / Сост. на основании евангельских сказаний диаконом Грузовым. М., 1893.



7 октября 1897 г. было совершено отпевание и погребение тела почившей настоятельницы Алексеевского монастыря игумении Антонии (Троилиной). По окончании заупокойной литургии священником Алексеевского монастыря А. И. Грузовым была произнесена проповедь, которая позднее была издана отдельной книжечкой.


Игумения Антония, настоятельница Алексеевского монастыря

† 7 октября 1897 г.

Осиротела обитель Алексеевская! Не стало матушки нашей Антонии. Вот гроб ее пред нами, а вокруг его неутешно плачущие сестры и ее почитатели.

Видно, крепко любили сестры свою матушку, видно, жила она в их сердцах… Эта единодушная скорбь сестер, эти их сердечные воздыхания свидетельствуют пред всеми, чем была почившая для обители Алексеевской, кого погребают насельницы ее.

Вспоминая то, что было в сей же обители 11 лет тому назад, когда праздновался 25-летний юбилей игуменства почившей, вспоминая отношения к ней (и до и после сего) высшего начальства духовного и светского, людей монашеского и светского звания, мы смело можем сказать, что ее знали и чтили не только обитатели Москвы, но и жители северной столицы, подвижники лавр, и Афона, и обитатели далекой Палестины. Так она умела быть достойною почтения от многих и достопочтеннейших лиц. И теперь мы видим сонм избраннейших людей и самого высокопреосвященнейшего владыку нашего, отдающих последний долг почившей настоятельнице сей обители. О, если бы и торжествующая на небесах Церковь встретила душу почившей с такою же любовью, какой пользовалась она среди членов Церкви воинствующей здесь на земле! О, если бы и на небе Святые Божии признали почившую за одну из собратий своих!

Основываясь на обетовании Божием, что Он грядущего к нему не изженет вон, мы уповаем на милость Божию к ней – почившей матушке нашей. Ибо она с юных лет стала на путь, ведущий ко Господу. 19 лет от рождения, вскоре по выходе из пансиона, призвана к сему указанием Божиим. Об этом так передает наш историк Погодин в своей книге «Простая речь о мудреных вещах»: «В одну ночь представилось ей во сне, что подъехала карета, из которой вышла высокая женщина, величественного вида, в монашеском платье, как будто игумения, с бриллиантовым крестом на груди и с посохом в руке, поддерживаемая двумя монахинями. Дверь спальни отворилась, и величественная игумения подошла к ее постели и надела ей на руку кольцо, сказав: «Это посылает тебе св. великомученица Варвара».

Черты лица игумении врезались в ее память, и поутру она рассказала родным все подробности своего сна. Отец опечалился, думая, что это предвестие смерти любимой дочери; замужняя сестра уверила, что кольцо означает близкую свадьбу, – и все, потолковав о сне и сделавши свои замечания, забыли о нем. Прошло около трех месяцев; кто-то из знакомых стал рассказывать о великолепной и трогательной церемонии, происходящей 26 августа на Бородинском поле. Молодой девушке захотелось быть свидетельницей этой процессии; отец, противник монастырей, не соглашался, но врач утвердительно сказал, что зрелище Бородинского праздника должно оказать благодетельное влияние на его пациентку и развлечь ее задумчивость. Отец изъявил согласие и отправился вдвоем с дочерью. Приехали накануне праздника, поздно вечером, остановились в гостинице, куда, несмотря на поздний час, явилась посланная от игумении Марии, с предложением ужина и различных удобств. Отец был удивлен и тронут такою предупредительностию и на другой день, за обедней, подошел к игумении, благодарил ее и представил дочь свою.

Мать Мария посоветовала ему идти в алтарь и обещала сохранить дочь его. Что, какие были в это время чувства дочери: в лице игумении она узнала знакомые, глубоко запечатленные в сердце, черты той величественной женщины, которую она видела во сне, – крест и посох были тут же.

Пораженная дивным сходством, она увидела в этом необыкновенном происшествии руку Божию, волновалась различными чувствами и, едва началась панихида о воинах за веру и отечество на брани убиенных, она упала в обморок. Настоятельница последовала за ней в свои келии, помогала приводить ее в чувство, и только что она пришла в себя, как бросилась к ногам игумении, умоляя ее принять в число сестер монастырских. Игумения не согласилась исполнить такого внезапного желания и предложила остаться погостить в монастыре недели на две... а потом и навсегда...» (стр. 112) Так дивно почившая вступила в обитель Бородинскую и там, на месте смерти героев воинства Российского, сама становится воином духовным, облеченным во вся оружия Божия, чтобы противостать всем кознем диавольским. Погребает там ветхого своего человека, этого внутреннего нашего врага спасения, и всякою молитвою и молением молящеся на всякое время духом, в терпении, вере и благочестии содевает свое спасение, не озираясь вспять, но устремляясь вперед, горняя мудрствуя, а не земная. Приснопамятный владыка Филарет видел подвиги инокини и призвал ее на пост руководительницы других, поставил ее игумениею Страстного монастыря, а преемник его высокопреосвященнейший Иннокентий вверил ей управление сей обители Алексеевской.

И она, уповая на помощь Божию, бодро понесла сей крест. Много доброго успела она сделать для обители во славу Божию. Так мы видим два новые храма, ею устроенные, видим несколько новых корпусов, созданных ею для трапезы, келлий сестер и училища. Кто бывал часто в сей обители, тот мог наблюдать, с какою заботливостью относилась почившая к благолепию храма и службы церковной и благоустройству обители. Последним делом ее, уже больной, было устройство водопровода в обитель. За все это сестры благословляют и будут благословлять ее всегда. Заботясь о внешнем, она, как знают сестры обители сей, собственным примером и добрым словом руководила к нравственному совершенствованию и их и всех, искавших у нее совета и рассуждения духовного, особенно старалась она внедрить во всех любовь к Церкви и ее уставам, к богослужению и труду. Юным она часто повторяла: «Не будьте в праздности, праздность есть мать всех пороков». Заботами о внутреннем и внешнем устройстве обители она привела обитель в цветущее состояние, так что по Высочайшему повелению она стала первоклассною. Всю жизнь свою, таким образом, почившая шла путем правым, посвящая все силы свои на служение Богу и ближним. Она сама побеждала в себе страсти, присущие естеству человеческому, учила и других сему подвигу. Да увенчает же ее Господь венцом, уготованным Им для всех любящих Его!

Блажени мертви умирающие о Господе. Ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих: дела бо их ходят в след с ними (Апок. 14, 13). Напутствованная св. таинствами Елеосвящения за несколько дней до смерти и Евхаристии накануне, она умерла о Господе, т. е. по воле Его, облагодатствованная Им, с верою и надеждою на милосердие Его. С надеждою и упованием будем и мы взирать в горняя, что Господь упокоит душу ее в месте светле, идеже несть болезнь, печаль и воздыхание, но жизнь бесконечная.

Игумения Антония, настоятельница Алексеевского монастыря. Свящ. А. [И]. Грузова. М., 1897.

Послужной список протоиерея Алексея Грузова за 1914 год

А) Сан, чин или звание, должность, имя, отчество, фамилия, лета от роду: когда и чем награжден и сколько получает содержания из казны и из других источников, и каких именно.
Б) Из какого звания происходит.
В) Есть ли недвижимое имение: у самого или у жены, и какое именно.
Г) Где получил образование и окончил ли полный курс наук в учебном заведении; когда поступил в службу, в каких должностях и где проходил оную; какие проходил и проходит особенные должности. Годы. Месяцы и числа.
Д) Был ли в походах против неприятеля и в самых сражениях, и когда именно: не было ли каких особых поручений или отличий.
Е) Подвергался ли взысканиям по суду, и каким именно, или не состоит ли под следствием или судом.
Ж) Был ли в отпусках; когда и на сколько именно времени: являлся ли в срок или если просрочил, то когда именно явился, и была ли причина просрочки признана уважительной.
З) Был ли за штатом, или без места; и с которого по какое именно время.
И) Холост или женат; кого имеет в семействе: год, месяц и день рождения членов семейства: где кто находится.
К) Кто в каком родстве.
Л) Сведения благочиннического надзора о поведении священно-церковнослужителей с их семействами, сообщаемые для епархиального начальства.


А) Протоиерей Алексей Ильич Грузов, 63 л. Награжден: 1895 г. – набедренником, 1899 г. - бархатною фиолетовою скуфьею, 1903 г. – таковою же камилавкою, 1909 г. – золотым наперсным крестом, 1914 г. – саном протоиерея. Имеет медали: в память освящения Храма Христа Спасителя и в память царствования Императора Александра III и юбилейный знак в память 300-летия царствования Дома Романовых. Содержания получает из местных приходских средств до 3000 рублей в год.

Б) Сын псаломщика.

В) Имеет смешанный дом на церковно-причтовой земле.

Г) Обучался в Московской духовной семинарии, где и окончил курс наук по первому разряду с званием студента.1872.
Определен во псаломщика к Троицкой, в Кожевниках, церкви. 1873. Мая 4.
Переведен к настоящей церкви на вакансию псаломщика с возведением в сан диакона. 1876. Июн[я] 18.
Определением Св[ятейшего] Синода от 24 декабря 1887 года назначен редактором «Душеполезного собеседника», издаваемого русским, на Афоне, Пантелеимоновым монастырем.
За отлично усердное служение церкви Божией и труды по изданию «Душеполезного собеседника» по представлению епархиального начальства удостоен благословения Святейшего Синода. 1889. Произведен на штатную вакансию священника. 1892. Апр[еля]19.
Избран прихожанами председателем Елизаветинского приходского комитета. 1902. Июл[я]20.
От 10-ти причтов благочиния 3 отд[еления] Сретенского сорока был избираем на три года депутатом на епархиальный съезд /1910 г. [ноября] 3, 1911 г. окт[ября] 12, 1912 г. сент[ября] 5/. Ставленую грамоту имеет.

Д) Нет

Е) Нет

Ж) Нет

З) Нет

И) Женат на Лидии Ивановне, 60 лет, имеет детей: 1) Иоанна, р[одился] 1878 г. янв[аря] 31, помощник секретаря Московского окружного суда, 2) Ольгу, р[одилась] 1879 г. июн[я] 4, в замужестве за священником, 3) Александра, р[одилась] 1881 г. авг[уста] 6, на частной службе, 4) Веру и 5) Зинаиду, р[одились] 1888 г. июл[я] 28 – обе в замужестве.

К) Ни с кем из причта не в родстве.

Л) Отлично [хорошего]

ЦГА Москвы, ф. 203, оп. 744, д. 2615. Л. 117. Клировая ведомость Крестовоздвиженской, в Алексеевском девичьем монастыре, церкви, состоящей в 3-ем отделении Сретенского сорока г. Москвы, за 1914 год.