Протоиерей Артемий Владимиров
«Расцветший финикс»
Воспоминания об иерее Данииле Сысоеве
Будучи молодым иереем, я часто посещал многодетную семью Сысоевых. Приятно было проводить у них время, хотя бы часок-другой. Даниил, старший из мальчиков, тогда заканчивал школу. Мы общались с родителем Алексием, художником и директором Радонежской гимназии, высоким романтиком и просто очень добрым человеком. Мама будущего священника – хлопотливая, заботливая, мягкосердечная… Подвижные, веселые и шумные дети, расположенные к шалостям и серьезным творческим трудам…
С отцом Даниилом мы впоследствии встречались редко, но метко. Помню его радостную улыбку при нашей совершенно неожиданной встрече в Шарм – эль – Шейхе, курорте на Красном море. Столкнулись мы в мусульманском городке, наполненном мужчинами-торговцами, одетыми в бежевые и светло-зеленые длиннополые платья. Эти одежды были совершенно схожи с подрясниками, которые в России носит православное духовенство. Батюшка, с присущей ему милой открытостью, тотчас присоветовал рыбный ресторанчик, где можно было поесть вкусно и дешево. Матушка Юлия в подтверждение слов мужа скромно кивала головой и улыбалась. Всегда общительный и готовый поделиться новостями, отец Даниил сообщил с улыбкой во весь рот, что купил уже два «подрясника» у мусульман с намерением опробовать обнову на Родине. Я запомнил тогда его удивительно добрые глаза, лучившиеся радостью о Господе… «Вот таким и должен быть православный батюшка», - подумалось мне тогда. Плохо, когда мы, священники, выглядим озабоченными, хмурыми, когда проявляем душевную скупость, встречаясь с людьми, хотя бы и на минуту.
Вспоминаю Курскую семинарию, где мы вместе с отцом Даниилом выступали перед священнической аудиторией в присутствии Владыки Германа. Это было примерно пять лет тому назад. Батюшка, став за кафедру, рассказывал нам о миссионерстве. Мне он показался тогда всадником на боевом коне. Сама жестикуляция напоминала удары, наносимые саблей. Батюшка рубил пространство рукой, акцентируя свою бодрую, четкую, богато интонированную речь. Говорил он с решимостью, убежденно, как будто предупреждая возражения предполагаемого оппонента. Я тогда обратил внимание на широту его кругозора и основательность богословских позиций. Удивило свободное цитирование ветхозаветных пророков, один из которых поделился с ним своим именем.
Отец Даниил не ведал духовных компромиссов, да и не хотел их знать. Для него сравнительное богословие было именно «обличительным», как оно именовалось в России два столетия тому назад.
Или пан, или пропал; или ты православный христианин, или пособник темной силы, попранной Христовым воскресением! Вот духовная философия убиенного иерея Божия.
Уже тогда я знал и о бурной приходской деятельности батюшки, и о его миссионерской школе, и о бесстрашных диспутах с иноверными… Слышал и об угрозах, щедро расточаемых неизвестными лицами молодому настоятелю по телефону… Батюшке бы родиться в царской России, под крылом Самодержца всея Руси… А он жил в Москве третьего тысячелетия, давно забывшей о призвании третьего Рима. Отец Даниил настолько любил Отечество горнее, что, по горячности, мало взирал на судьбы Отечества дольнего. Огонь, пылавший в его груди, звал его в небесные сферы, куда он и влек своих слушателей, желая поскорее вывести их за рамки земной истории. Многие чувствовали, что для него, как и для святого апостола Павла, смерть была бы приобретением: он жил мыслью о встрече со Христом, Сыном Бога Живого.
Кончина батюшки Даниила… Что это: Божье попущение или промышление? Недостаток осторожности или благодетельный перст Божий? Лучше всего об этом сказал Святейший Патриарх Кирилл на отпевании иерея, собравшем несколько тысяч москвичей: «Самая красноречивая проповедь убиенного священника Даниила Сысоева – это его кровь, пролитая посреди вверенного ему храма. Кровь, забрызгавшая епитрахиль, только что снятую с главы кающегося грешника…»
При этих словах Патриарха внезапно разошлись тучи, сплошь затянувшие небо, и сноп света пролился на храм, где завершалось отпевание…
Говорят, убийца, вошедший вечером в храм, спросил: «Где здесь отец Даниил?» Тот, выступив вперед, сказал: «Это я». И раздались выстрелы…
Некогда святой библейский отрок, спавший при скинии свидетельства, среди глубокой ночи услышал глас Божий: «Самуиле, Самуиле!» Тотчас встав пред лице Неведомого, он отвечал: «Се аз, Господи…»
24 августа 2011 года