Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

О Святейшем Патриархе Алексие II

Из беседы в прямом эфире на радиостанции «Радонеж»
с протоиереем Артемием Владимировым (9 декабря 2008г.)

     Некоторые священнослужители, участвовавшие в проводах Святейшего Патриарха Алексия II, говорили, обмениваясь своими духовными впечатлениями, что этот день, по продолжительности, особому духовному простору и значимости, очень напоминал Великую Субботу. Казалось, что сквозь дождливую, непривычную для русской зимы декабрьскую погоду нам улыбалась покинувшая хладное тело бессмертная душа Святейшего Патриарха. Почему? Прежде всего, Святейший Патриарх Московский и всея Руси был доволен, что ему по смерти удалось увидеть то, к чему он стремился всю свою земную жизнь. Что же он увидел? Что осуществилось сегодня, в день его погребения, у нас на Руси Великой? Подлинное духовное единство, единение, собрание окрест его гроба великих и малых, верхов и низов, просвещенных светом Евангелия и только-только устремившихся в объятия Христа Спасителя, воцерковленных и недавно крещеных, простецов и мудрецов, пастырей и пасомых. Действительно, сегодня мы были свидетелями всесословного единства. Разве не чудо, что нынче телевидение уцеломудрилось, и то, что всем было не под силу, осуществилось в день кончины Святейшего Патриарха? Вмиг ушли пошлые, сальные, дурные, глупые развлекательные программы. Вместо них был дан подробный отчет, по часам, о том, что с утра происходило в храме Христа Спасителя, затем продолжалось на улицах Москвы, в соответствии с движением погребального шествия, и завершилось в Елоховском соборе, где был погребен пятнадцатый Патриарх всея Руси. Вся страна, одевшись в приличествующий дню траур, затаив дыхание, провожала в путь всея земли Святейшего Патриарха Алексия II. Две столицы - Москва и Санкт-Петербург - вчера были лишены привычной вечерней иллюминации, как будто бы надели скорбные ризы. Калининград и Хабаровск, север и юг, каждый большой и малый, губернский и уездный город впустили в свои кафедральные соборные храмы народ, дабы там возносились молитвы, идущие из глубин скорбных, но верующих сердец. О если бы каждый день в России проходил так, на едином дыхании, с единым устремлением сердец к небу! Кроме, разве только, нынешней скорби. Тогда действительно наша страна, как предсказывал преподобный Серафим Вырицкий, встав на колени, в едином покаянном порыве к Богу мгновенно освободившись от всех трудностей, скинув груз грехов, окрыленная Божьей благодатью, уверенной поступью вошла бы в XXI столетие. Святейший Патриарх ценой своей кончины добился этого единомыслия, этого единства, когда не видно было ни злопыхателей, ни провокаторов, ни недобросовестных критиков. Но даже самые ироничные и циничные смиренно сняли головной убор и склонили гордую главу, вынужденные признать всенародный нравственный авторитет, духовную силу Святейшего Патриарха.

     Сегодня, пережив эту утрату, мы, быть может, в полную силу осознали, каким беззаветным тружеником на ниве церковной был наш Святейший отец. Мать Церковь, ее благо, ее духовная польза составляли главную цель и смысл его земной жизни. С юных, отроческих лет, дав внутреннее обещание посвятить себя Создателю и вступить на стезю священства, Святейший Патриарх трудился не покладая рук над самим собою, трудился на той ниве, которая показана была ему Господом и которая именуется православным пастырством. Кому много дано, с того много спросится. Большому кораблю - большое плавание. Став достаточно в молодых годах епископом, он приумножил данные ему пять талантов и сегодня сполна возвращает Небесному Сеятелю те золотые зерна духовных дарований, которые приумножил почти что за восемьдесят лет своей земной жизни. В храме Христа Спасителя сегодня звучали слова протоиерея Димитрия Смирнова о том, какое наследие оставил нам Святейший Патриарх: необозримое число храмов - несколько десятков тысяч по всей Великой, Белой и Малой Руси; несколько сот обителей мужеских и женских, в которых не угасает свеча молитвы и мерцает покаянная лампада; академии и семинарии, воскресные школы для взрослых и для маленьких; периодические издания, телевизионные каналы, многочисленные братства, общества просветительского характера. А самое главное - миллионы крещеных людей, обратившихся к Матери Церкви осознанно, с готовностью черпать через покаяние, веру и благочестие живую воду Божией благодати.

     Вчера над гробом Святейшего Патриарха временно исполняющий обязанности епархиального архиерея Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий сказал, что главным вкладом Святейшего Патриарха в житницу Христову было обращение миллионов россиян в «объятия Отчи», в лоно Матери Церкви. А сегодня в Елоховском соборе наш старший собрат, протоиерей Валентин Асмус добавил: «Многие, может быть, думают, что Святейшему Патриарху повезло, когда он в 90-м году, взойдя на патриарший престол, возглавил то движение, тот процесс возвращения общества к духовным корням, когда, как думают и говорят некоторые, сама жизнь заставляла отказываться от шор безбожия, сама жизнь вела общество к воцерковлению. Но, - добавил протоиерей Валентин, - в России, всегда все определялось личной инициативой, личностью мыслящей, действующий, молящейся». Никакие так называемые объективные условия, обстоятельства, закономерности не имели того значения, которое определяется личностью и свободой произволения. Заслуга Святейшего Патриарха перед обществом и историей в том, что он в эпоху безвременья, распада великой империи советского периода не потерялся, не стушевался, не отдался на волю обстоятельств, но крепко, как настоящий капитан, сжимая в руках штурвал Русской Поместной Церкви, повел корабль, ломая льды стереотипов безбожной инертности, отчуждения, холодности и злобы, доставшихся нам в наследие от прошлого. Эти усилия Святейшего Патриарха, поддержанные и приумноженные трудами архипастырей и пастырей, вывели корабль Русской Церкви в открытое море богопознания и богообщения, к которому стали причастны уже не тысячи, а миллионы наших сограждан. Церковь пожилых людей, Церковь благочестивых бабушек, которые не оставляли храмы в тяжелейшие годы реакции и безбожия, стала Церковью молодых людей, Церковью студенчества, Церковью православных семей, насчитывающих уже не три, не четыре, а пять и шесть, и семь деток, к утешению грядущей России. Во многом это заслуга Святейшего Патриарха, который открывал глаза правителям, который умел говорить с чиновным людом на его языке, не умаляя достоинства церковного сана; который обладал политической мудростью, тонким искусством дипломатии и одновременно - горячим сердцем и сокровенной молитвой, воспринятой еще в юности от протоиерея Михаила, родителя Святейшего Патриарха. О. Михаил, став священником в военные годы, дерзал входить в лагеря смерти, беря с собою сына, и там, смотря смерти в лицо, будучи чужд «страха иудейска», окормлял верующих соотечественников, не взирая ни на какие препятствия и обстоятельства.

     Сегодня мы имели возможность слышать и видеть, как простые люди, никогда не общавшиеся со Святейшим Патриархом с глазу на глаз, называли его отцом, подлинным своим духовным наставником и плакали, не замечая, что на них устремлены юпитеры и телевизионные съемочные камеры. Действительно, Царя-батюшки у нас нет: он на небесах. Но у нас был Святейший Патриарх - отец всего нашего народа, который никого не отгонял от Христа и от себя и, никем не брезговал, не гнушался. Он помышлял, по слову Ветхого Завета, о том, чтобы «не отвергнуть и отверженного», умея своим мягким, прочувствованным, ласковым словом, сиянием своих патриарших очей ободрить скорбящего, утешить потерявшего надежду, умягчить дерзкого, привести в задумчивое состояние циника и агностика, а главное - засвидетельствовать всему миру (иноверному и инославному, в том числе), что Православная Церковь, всегда прекрасная и юная, никого не обделит материнским теплом и светом, но всех примет с распростертыми объятиями, никому насильственно не навязывая своего общения.

     Святейший Патриарх, объездивший весь свет, привлек к Русской Православной Церкви умы и сердца ее детей – русскую эмиграцию, которая в течение многих десятилетий, оставаясь вдали от Родины, часто и соблазнялась, и огорчалась, и едва ли помышляла о вхождении в родимое лоно. Но лишь в лице лучших своих представителей: святителя Иоанна Шанхайского, иже во святых отца нашего, нового чудотворца; простых и скромных пастырей, таких, как отец Роман Лукьянов из Бостона, дерзавшего писать открытое письмо митрополиту Виталию и свидетельствовать о том, что само время велит протянуть братскую ослабевающую руку Церкви в России и перешагнуть ту психологическую пропасть отчуждения, недоверия и скепсиса, пропасть, которая, казалось бы, навеки разделила на две части Русское Православие. Святейший Патриарх, поддержанный российским правительством, а главное, братской молитвой митрополита Лавра, уже ушедшего в вечность, сумел создать ту благоприятную среду общения, плодом которого стало подписание два года назад, на праздник Вознесения Господня, акта о возобновлении литургического общения между Московским Патриархатом и Русским Зарубежьем. Как символично и таинственно, что оба первоиерарха, сначала митрополит Лавр, угасший на Торжество Православия, а теперь и наш Святейший Патриарх, отошли в лучший мир, чтобы, верим, предстать пред Божьим Престолом и, взирая на Судию всех Бога, сказать: «Се мы и дети, яже дал есть нам Господь». Это восстановление русского единства, или, как высказался Святейший Патриарх, окончательное завершение гражданской войны - есть одно из главных деяний Святейшего Патриарха, плод и последствия которого намного его переживут. Восстановленное литургическое общение двух частей нашей Церкви всегда будет совершаться о имени Господнем, с молитвой об упокоении тех, кто совершил трудное и почти что неосуществимое, - об упокоении душ Святейшего Патриарха Алексия II и Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра.

     Сегодня, отдавая честь Святейшему Патриарху, нашедшему место упокоения в Елоховском соборе, вспомним о том, что это был человек великой русской культуры, предок которого, обрусев, здесь, в России, послужил Царю и Отечеству и дал начало роду Святейшего Патриарха, который был плоть от плоти, и кость от кости великой русской православной культуры. В наш XXI век, когда так быстро меняются покрои, прически, платья, самый язык, мы будем вспоминать Святейшего Патриарха как охранителя русского начала, как созидателя культуры, как человека великой культурообразующей нации, усилиями которого наша Церковь, выйдя из подполья, стала подлинной законодательницей нравственности, стала возвышать свой голос во дни общественных потрясений, вновь восприяла служение примирительницы народов. И как отрадно было сегодня видеть у гроба Святейшего Патриарха Алексия II Католикоса всея Грузии, Патриарха Илию II с епископами и священством, которые, вырвавшись сюда, в Россию, самим приездом своим показали и доказали, что братские узы между нашими православными народами прочны, и поэтому никакая политическая пропаганда и демагогия не в силах будут разлучить Грузию и Россию, составляющих единую христианскую цивилизацию, вместе с славянскими и греческим народами.

     Думаю, что главным заветом Святейшего Патриарха для нас остается молитва о единстве, по существу, это первосвященническая молитва Господа Иисуса Христа, Который, собеседуя с Отцом Небесным, просил, дабы просвещенные верой ученики Его были едины, как едины Отец и Сын и Дух Святый. Наше единство – единство духовное, единство нравственное, единство культурное и историческое, основанное на общей вере в Единого Бога, прославляемого в Отце и Сыне и Духе Святом. Вот почему, поминая почившего Святейшего Патриарха сорок дней и по истечении сорока дней, включив его в диптих поминовения всех наших российских патриархов, будем, братья и сестры, как зеницу ока, блюсти мир в собственной душе, дабы ум и сердце не противоречили друг другу, но в согласии поклонялись Господу Иисусу Христу; блюсти мир в семье, чтобы не возобладала рознь среди домочадцев, но каждый из нас, сознательных православных христиан, был источником и гарантом спокойствия, нежности, деликатности; блюсти мир во граде, в котором мы живем, и в Отечестве, дабы богатые от избытков своих делились с нуждающимися, а бедные памятовали, что скудость – не порок, если дары любви и милости сочетаются со скромным и умеренным образом жизни.

     Выполняя завет Святейшего Патриарха, будем приносить Господу наши горячие молитвы о мире, раскалываемом противоречиями, политическими интригами, и будем умолять Господа, дабы ненавистная «рознь мира сего» не возобладала над нами, но Господь умирил языки, хотящие бранем, расточил агрессоров, смирил их в их немощах и слабостях и возвел Россию на присущую ей высоту, которая заключается не в чем ином, как в свидетельстве о правой вере среди народов, соблюдении мира в Европе и вселенной, благодаря державной мощи нашего государства. Будем молиться и о том, чтобы Святейший Патриарх Алексий, упокоившись со всеми прежде почившими своими собратьями, внушил народу Божьему избрать достойного преемника, непорочного по жизни, просвещенного в исповедании догматов, опытного в общении со своими и внешними, человека ясного ума и твердой воли, человека, для которого служение Церкви было бы подлинной святыней, а жертвенность служения - образом жизни. Будем молиться, чтобы на палубу корабля Русской Православной Церкви взошел человек, готовый полагать жизнь свою за Христа и «за други своя». Дальновидный, мудрый, исполненный благости и любви к немощным и согрешающим, пусть он станет наследником тех даров, которые носил в своем сердце незабвенный, присно поминаемый Святейший Патриарх Алексий II.

     Будем молиться, браться и сестры, о том, чтобы Бог умудрил наших архиереев, имеющих собраться на Архиерейском Соборе, помог им организовать Поместный Собор Русской Церкви (по Уставу он необходим), дабы из нескольких кандидатов был избран тот, кого мы будем поминать как отца и под управлением которого Русская Церковь будет свершать свою духовную историческую и внеисторическую миссию. А покуда, по молитвам почившего Патриарха, жизнь продолжается. Ежедневно в наших храмах совершается Божественная литургия, за которой мы молимся о Святейшем Патриархе Алексии как о новопреставленном. И верим, что душа почившего, отходящая ныне на Божий Суд, обретя милость, конечно же, не забудет и нас, чад Матери Церкви, так что через взаимную молитву веры и любви благодать умирит наши души, утешит и освятит их. Каждый из нас пусть несет крест своего служения так же преданно, так же жертвенно, так же спокойно и рассудительно, с той же молитвою о помощи Божьей, как это свойственно было новопреставленному Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II!