Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Пояс Пресвятой Богородицы

Пояс Пресвятой Богородицы
Ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы,
из священной обители Ватопед
Согласно преданию, Пояс и Риза Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии Честный Пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещен в золотой ковчег, который хранился в одном из трех главных Богородичных храмов Царьграда — Халкопратийской церкви (некоторые источники говорят о нахождении Пояса не в этом, а во Влахернском храме — вероятно, это следствие путаницы — Влахернский храм был местом хранения Ризы Богоматери; вполне возможно, однако, что святыни могли быть перемещаемы из одного храма в другой).

В честь этого события установлен праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы, который совершается 31 августа (13 сентября по новому стилю).

Спустя много лет после сего, в царствование Льва Мудрого, случилось, что супруга его Зоя была мучима нечистым духом, из-за чего царь и его родственники были весьма опечалены. Тогда начали все воссылать усердные моления ко Господу о страдавшей царице. После сего царице Зое было видение, знаменовавшее, что она получит исцеление, если на нее будет возложен Пояс Пресвятой Богородицы. Об этом видении царица рассказала своему мужу, императору Льву. Тотчас царь упросил Патриарха открыть Пояс Пресвятой Богородицы: была снята печать и открыт ковчег. Святыня оказалась в полной сохранности, нисколько не поврежденной от времени. И как только Патриарх распростер Пояс над царицей, тотчас она освободилась от мучения демонского и получила совершенное исцеление от недуга своего.

После падения Константинополя святыня покинула город. Части святого Пояса доныне хранятся в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон и на Кипре в монастыре Троодитисса, где прославились множеством чудес. Есть небольшие его частицы и в России (в частности, в Москве в храме пророка Илии, что в Обыденском переулке, в Серафимо-Дивеевском монастыре).

В Ватопеде Честной Пояс хранится начиная с XIV века. Свидетельства о чудесах совершаемых его благословением не иссякают по сей день. Чудотворную силу святыни признавали даже турецкие султаны. Так в 1871-72 году султан Абдул-Азиз обратился к ватопедским отцам с просьбой доставить Пояс в Константинополь, прислав для этой цели пароход прямо к пристани Обители. Как только судно приблизилось к Царь Граду, бушевавшая там эпидемия холеры прекратилась и удивленный правитель приказал принести реликвию во дворец для поклонения.

Известны многочисленные случаи исцелений от различных болезней благодатью Честного Пояса, но особенно ярко она проявляется в помощи бездетным супругам. Монахи хранят множество писем, в которые счастливые родители вложили фотографии своих детишек, родившихся благословением Божией Матери, посредством Ее Честного Пояса.

Честной Пояс Пресвятой Богородицы является главной и наиболее любимой святыней монастыря Ватопед. История Обители настолько тесно переплетена с историей реликвии, что уже не мыслится отдельно от нее, о чем свидетельствует прозвище “агиазониты” (то есть “святопоясники”) данное на Афоне ватопедским монахам. На престольный праздник Честного Пояса, совершаемый 31 августа по старому стилю, для прославления святыни со всей Святой Горы стекаются киновиальные монахи, скитские аскеты и уединенные подвижники. Число паломников в этот день нередко достигает 500 человек, что по афонским меркам является внушительным количеством.

По традиции святыня ежегодно изходит из стен монастыря на краткий срок и проносится по греческим городам для чествования и поклонения. Это событие обычно сопровождается особой торжественностью, вместе с реликвией следует парадный эскорт вооруженных воинов и ее путь устилают лавровыми ветками и лепестками роз.

Тропарь, глас 8:

Богородице Приснодево, человеков покрове, ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, о Тебе бо и естество обновляется и время. Темже молим Тя, мир граду Твоему даровати, и душам нашым велию милость.

Кондак, глас 2:

Богоприятное Твое чрево, Богородице, объемший пояс Твой честный, держава граду Твоему необорима, и сокровище есть благих неоскудно, едина рождшая Приснодево.

Другой кондак, глас 4:

Честнаго пояса Твоего положение празднует днесь Твой, препетая, храм, и прилежно взывает Ти: радуйся, Дево, христиан похвало.

По материалам:
Святитель Димитрий Ростовский «Жития Святых — месяц август»
Патриархия.ru
Интернет-издание общества друзей священной обители Ватопед