Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

протоиерей Сергий Теплов

Священномученика Игнатия Богоносца и святого праведного Иоанна Кронштадтского


Поздравляю всех, дорогие отцы, братья и сестры, с началом предпразднства Рождества Христова!
Церковь вводит нас в особое время подготовки к великому празднику встречи со Христом, призывает нас встречать Господа чистыми сердцами. Мы уже совершили пост Четыредесятницы Рождественской почти, и уже приближаемся к празднику. И, как всегда в жизни бывает, начать легче, чем закончить, какие-то искушения бывают. И таким искушением для православных является так называемый гражданский Новый год. Слава Богу, он уже у нас наступил, как его еще называют финансовым новым годом, и мы спокойно можем теперь все свои мысли и усилия душевные и телесные устремить ко Христу Спасителю, к Его Пречистой Матери, которая следует в Вифлеем, Промыслом Божиим, чтобы там родился Христос, Сын Давидов. И сегодня святая Церковь дарует нам память великих святых. Одного святого, который был современником Самого Иисуса Христа, священномученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского, и святого, близкого к нам по времени, простого приходского священника, святого праведного Иоанна Кронштадтского, которого узнала вся Россия еще до его смерти, потому что Господь даровал ему великую благодать чудотворений, благодать молитвы. И таким образом сегодня мы являемся свидетелями того, что Господь во все дни, и вчера, и ныне, и вовеки Тот же. И Каким Он был в первый век христианства, таковым же оставался и в веке XX, и XXI веке, так что нам нет возможности унывать и думать, что в наше время уже спастись гораздо труднее, чем в былые времена. Во все времена спасение было подвигом веры и любви ко Христу. Священномученик Игнатий был, по Преданию Церкви, тем ребенком, которого Господь, обняв, сказал Своим двенадцати ученикам: «Кто хочет быть первым, да будем всем слугою». И, обняв этого ребенка, сказал: «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня. А кто Меня принимает, тот принимает Пославшего Меня». Господь часто обращал внимание Своих учеников на детей. И даже говорил им, что если вы не станете как дети, то не войдете в Царство Божие. Получается, что это очень важное слово, потому что все мы хотим войти в Царство Божие. И нам бы нужно учиться у детей тем добродетелям, которые Господь даровал от рождения младенцам, и которые потом человек теряет уже в своем зрелом возрасте. Конечно, не полностью, но греховная короста закрывает в человеке образ Божий, и те дарования образа Божия, которые несет человек от своего сотворения, от своего рождения, прежде всего это, конечно, чистота детская, непричастность каким-то греховным устремлениям плоти, это детское незлобие, детская послушливость и, самое важное, это детская любовь. Кто видел, как младенец, ищущий свою мать, радуется, когда узнает ее, и как лучезарно его маленькое личико, и как светла его беззубая улыбка, тот понимает, что происходит великая тайна: Бог присутствует в душе этого ребенка и изливает Свою любовь, Свою благодать через это маленькое существо. И мы в преддверии Рождества Христова, конечно, не можем не помыслить о том, что Сам Господь стал таким Младенцем – беззащитным, беспомощным, полностью преданным Своей Матери и нареченному отцу, полностью зависящим от них. Но Господь, конечно же, провидел их любовь и их благочестие, так что Он оказался окруженным этой заботой, любовью с самого Своего зачатия и рождения. А там где человеческие силы недостаточны, там является Божественное промышление. Божественная любовь находит средства для того, чтобы защитить беззащитного: как мы с вами услышим вскоре, через ангела Господь даст указание Иосифу бежать в Египет, ибо Младенцу угрожала смертельная опасность. Таким образом, размышляя об этом, мы стремимся быть младенцами во Христе, младенцами, которые доверяют полностью Отцу Небесному и не имеют попечений о многом, подобно младенцам, которые во всем полагаются на заботу своих любящих родителей. И, конечно, у младенцев мы учимся той чистоте и незлобию, той легкости прощения, с которой младенец, поплакав немножко, вновь улыбается и прощает своих обидчиков от сердца, глубоко, как будто бы не было никаких скорбей и обид. Игнатий Богоносец воспринял от Самого Христа и от апостолов дар веры, дар молитвы, так что был ревностным служителем Церкви Христовой, был поставлен апостолами во епископа и совершал свое служение ревностно в самом начало жизни христианской Церкви, горел любовью ко Христу и непрестанно Ему молился. Для него действительно Христос был его дыханием и его жизнью. Поэтому он получил наименование Богоносца, потому что, по его собственному слову, всегда носил Христа в своем сердце, призывая Его в молитве. И Господь сподобил его мученического венца, и он горел любовью ко Христу и желал пострадать за Него, как и Господь пострадал за нас. Господь сподобил его быть мучеником, и он сознательно пошел к властям, которые повелели приносить жертвы идолам, исповедовал себя христианином для того, чтобы защитить свою паству, чтобы отвести от нее неизбежные прещения и казни. Сам взял на себя первый удар и был осужден, отправлен в Рим, подобно апостолу Павлу, по дороге совершал свое служение, писал послания различным церквам, как и апостол Павел, эти послания сохранились. Он жаждал прославить Христа своим подвигом, не боялся он смерти, но просил молиться о нем, чтобы Господь его укрепил. «Я, – говорил святой Игнатий, – ищу за нас Умершего, Его желаю, за нас Воскресшего». Искать Христа – это есть наша основная задача. Именно искать, потому что Господь желает, чтобы мы приложили усилия к встрече с Ним и говорит: «Ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам». Мы порой бываем ленивы и хотим иметь мгновенные результаты, сказав одно слово молитвы, уже хотим получить просимое. Хотя Господь и хотел бы нас облагодетельствовать, прежде всего небесными дарами, а не земными, но знает нашу поврежденную природу и то, что произошло с Адамом и Евой, которые не устояли в верности Богу, то же произойдет и с нами, если мы получим быстро Божии дарования. Потому Господь, не желая нам причинить вреда, воспитывает нас с большим терпением и с большой любовью, дает нам время на покаяние, дает время на укрепление нашей веры, чтобы мы, получив просимое, не потеряли, но сохранили и преумножили те таланты, которые Господь дает любящим Его. Иоанн Кронштадтский был простым человеком, сын простых родителей и не имел каких-то выдающихся способностей, но имел от Бога выдающуюся способность это благоговение пред Богом и веру, и этого было достаточно, чтобы он возрос в великого пастыря Церкви. Когда отец на последние средства устроил его в архангельскую семинарию, он трудно там учился и, подобно Сергию Радонежскому, не мог осмыслить преподаваемого учения в полноте. От этого он, конечно, печалился, страдал, но находил выход в молитве к Богу. И однажды ночью, когда все семинаристы спали, он со слезами просил Бога, чтобы Он даровал ему разуметь учение – со слезами, и со смирением, и с верой, и получил. Получил прямо тут же, ночью вдруг он вспомнил самый урок, и этот урок открылся для него, все, что там говорилось, он это смог уже воспринять глубоко и вникая в самый смысл сокровенный этого учения. После этого он стал учиться очень успешно, был одним из лучших учеников, за что был благословлен на учение в Санкт-Петербургской академии. И попав в этот большой город, исполненный всяких соблазнов, он никак не повредился от этого, но был тем же сосредоточенным молитвенником и устремленным к Богу человеком, каким был и ранее. Наоборот, он продолжал многие труды и учения, и молитвы. И когда узнал, что отец умер, и мать нуждалась, он взял еще на себя работу, не очень-то высоко оплачиваемую, но все деньги (десять рублей, по-моему, в месяц он получал) отправлял любимой своей матери. Которая была его и наставницей, и высоким авторитетом в его жизни, с которой он советовался, когда не мог принять сам решения, очень почитал ее как человека набожного, чистого и молитвенного. И таким образом возрос он в человека Божия, так что после окончания был рукоположен в священника и получил приход в Кронштадте, стал настоятелем большого собора Андреевского, где и прослужил всю жизнь. Всегда горячо молился, так что Господь совершал многие чудеса по его молитве. И поэтому к нему обращаться стали все большее и большее число людей, вплоть до живущих в иных городах и странах, которые посылали ему телеграммы. И порой на литургии он поминал десятки, сотни этих телеграмм, зачитывая их и тут же вознося свою молитву к Богу – горячую, простую и святую, приносил Бескровную Жертву и, причащаясь Святых Таин, действительно соединялся со Христом, исполняясь животворящей силы. Его молитвы Господь исполнял, и люди многие получали великую милость от Бога и помощь. И, главное, эта помощь была в укрепление их веры, благочестия, желания молиться и следовать за Христом. Святой Иоанн Кронштадтский был действительно добрым пастырем, он никому не отказывал в нуждах, всегда спешил на помощь, когда его звали к людям, находящимся в тяжелом состоянии болезненном, при смерти. Никогда не смотрел на звание, состояние, но спешил и в каких-то трущобы кронштадтские там, с опасностью для жизни совершал свое служение, исповедовал, причащал, вразумлял людей. И всегда благотворил. Его милостивое сердце не знало границ, он раздавал все, что имел. Порой снимал с себя и одежду, когда видел людей нагих и нуждающихся, приходил без сапог, без пальто, за что получал укоризны своих близких, но терпел все благодушно, хотя имел характер очень такой раздражительный. И тем не менее никогда не позволял себе выплескивать страсти, боролся с ними всегда и везде, и через эту борьбу получал от Бога помощь и научался смирению. Говорил слова проповеди очень простые, но столь теплые и столь сердечные, что они проникали в сердца многих тысяч людей, собиравшихся в храме, и жизнь людей менялась, они обращались к Богу с покаянием. Известны его общие исповеди, когда, конечно же, уже вышеестественным образом он называл грехи кающихся, и они сами называли грехи свои тяжкие, и получали исцеление и обращение к праведной жизни. Вот таких двух великих мужей мы сегодня почитаем, двух молитвенников, которые пребывали в непрестанном призывании Христа. Мы знаем, что в сердце Игнатия Богоносца, который непрестанно призывал имя Христово, были обнаружены слова Иисус Христос. Когда его спрашивали: почему ты все время призываешь имя Иисуса Христа? Он говорил, потому что оно у меня в сердце. И действительно вот каким-то чудесным образом Господь это и явил, чудо его единения с Собою и дал такое знамение чудесное. Как важно для христианина Христа носить в своем сердце как Младенца, Которого принял праведный Симеон. Сердце, оказывается, человеческое - это колыбель для Богомладенца и это место, где Господь желает пребывать, реально пребывать Своей благодатью. А благодать это Божественная энергия, нетварная, которая является человеку, Бог является человеку благодатью Своей. И мы в Церкви обретаем такую милость единения с Богом через веру во Христа и Святую Троицу. И сегодня мы приобщились Святых Таин, и хотя нас немного в этом храме, но мы испытываем великую радость и благодарность Богу за то, что в эти дни предпразднства Господь нас собрал и сподобил великой Своей милости, по молитвам тех великих мужей духа, который мы сегодня почитаем, которым молимся, память которых совершаем. Желаю всем продолжать в таком же духе молитвенном, готовиться к встрече со Христом, проживать эти святые дни предпразднства и носить Христа в своих сердцах любовью, надеждой и смирением. Аминь.