Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

протоиерей Сергий Теплов

Святителя Филиппа, митр. Московского и всея России чудотворца


Поздравляю всех, братья и сестры, с продолжающимся великим праздником Богоявления, Крещения Господня. Мы обновляемся в эти дни, вспоминая чудесное явление Святой Троицы на Иордане, смиренное Крещение Господа ради нашего спасения, пришедшего в этот мир и берущего на Себя грехи всего мира. Как говорит сегодня нам апостол Петр: «Он грехи наши вознес телом Своим на Древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды. Ранами Его мы исцелились». И если мы забываем об этой великой тайне искупления нас спасительными страданиями и смертью Христа Спасителя, то умираем духовно и можем погибнуть. Святая Церковь возгревает в нас эту память и полагает нам на сердце всегда молиться Христу, за нас умершему и воскресшему. Другого пути к спасению нет. «Никто не приходит ко Отцу, только Сыном». «И если раньше, – говорит апостол, – вы были как заблудившиеся овцы, не имеющие пастуха, пастыря, то ныне вы собраны в святую Церковь, возвратились к пастырю и блюстителю ваших душ». Господь печется о наших душах, желая их спасти, каждая душа для Него драгоценна, ибо она содержит в себе Божественный образ.
Сегодня мы слышали Евангелие, повествующее о том, как некие лукавые люди пытались уловить Господа в слове и задавали Ему каверзный вопрос: нужно ли подавать кесарю подать или нет? Но кесарь был оккупантом, захватил Иудею и обложил ее данью, и, конечно, народ страдал под игом чужестранцев. И если бы Господь ответил, что нужно подавать, то как бы получалось, Он не патриот и не разделяет желания людей Божиих освободиться от этого ига. А если бы, наоборот, Он сказал, что не нужно, то становился бы государственным преступником, и можно было бы обвинить Его в неблагонадежности. Господь дает удивительный ответ: просит принести Ему пенязь, некую монету и спрашивает: чей там образ или чье надписание? Ему говорят: кесарев. То есть вот эти земные средства имеют на себе образ земного царя. И Господь говорит: земное отдавайте кесарю – это его, кесарево отдайте кесарю – он напечатал эти монеты, пусть он их и получит. А Божие отдавайте Богу.
Действительно, Богу не нужны наши монеты, материальные какие-то пожертвования, это нужно нам. И когда мы жертвуем на храм Божий или нуждающимся с верой, что Бог примет наши пожертвования, Богу угодно и приятно, когда мы руководствуемся заповедью, которую Он нам дал, заповедью любви и благотворим по мере своих возможностей. И таким образом земные эти блага, средства несут на себе образ земного царства. А вот в человеке есть образ Божий, и он принадлежит только Богу. И именно этот дар человек и должен принести Богу. Как говорит Господь: «Сыне, даждь Ми сердце». Сердце есть средоточие духовной жизни, и апостол Петр объясняет нам, как важно в себе этот образ беречь и раскрывать в своей жизни. Он говорит это на примере жен, которые сожительствуют с мужьями далеко не кроткого нрава, с мужьями, которые противятся Христу. А апостол говорит: «Повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову – то есть которые не принимают евангельского благовестия, – житием жен своих без слова приобретаемы были».
Оказывается, можно проповедовать Христа без слов. Мы это очень мало знаем, и сами, сделав первые шаги воцерковления, начинаем всех вокруг себя катехизировать, проповедовать, а своих близких мы просто насильно стараемся затащить в храм и всеми возможными средствами. А вот апостол дает совсем другой пример. Сначала ты просвети в себе образ Божий, покажи жизнь по духу Христа, по духу любви, и тогда говорит, такие мужья, которые не принимают прямого благовестия, видя ваше чистое богобоязненное житие обратятся ко Христу. «Пусть будет украшением вашим не внешнее украшение, не плетение волос, не золотые украшения», но чем предлагает украсить апостол жену? Сокровенным сердца человеком в неистленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Господом. Вот, оказывается, самое ценное, что мы имеем, это внутреннего человека в нетленной красоте духа кроткого и смиренного. Конечно, это Дух Божий. Господь говорит: «Научитесь от меня, яко кроток и смирен сердцем и обрящете покой, радость в ваших душах». Поэтому пока мы не стяжали дух мирный, дух милосердный, наша проповедь не будет иметь успех. Если мы в себе образ Божий обретаем и Богу приносим, то есть стараемся жить по духу заповедей евангельских, то и даже людей, которые отвращаются от Христа, можем приобрести для Бога и для вечной жизни. Это, конечно, совет конкретный женам, но он, безусловно, и к мужьям относится. И бывают ситуации зеркальные, когда муж обращается ко Христу, а жена имеет нрав немирный, и тогда и муж должен в нетленной красоте этого внутреннего человека пребывать и кротостью любовью приобретать для Бога вторую свою половину.
Мужьям апостол Петр дает такое наставление: «Обращайтесь с женами благоразумно, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах». Оказывается, женщины имеют не меньшую честь, чем мужчины, и являются сонаследницами благодатной жизни. И поэтому всякое тиранство и навязывание своей воли жене является грехом. Некоторые считают, что муж глава, значит, он должен использовать жену как некое послушное, ему данное орудие, жена как бы и не человек, должна во всем слушаться мужа и исполнять его волю. Такая позиция для мужа не спасительная, он должен читать «Сказку о рыбаке и рыбке». Там, правда, о старухе говорится, но та же страсть гордость присутствует и в мужчинах. И, если они не встречают никакого сопротивления в своих женах, если они покоряются, то часто это приводит к тому, что муж доходит до безумия в своих требованиях, и рано или поздно все равно такой союз распадется.
Должно, конечно, уважать друг друга и мужьям, и женам, и строить отношения в духе любви. Конечно, первенство принадлежит мужчине, и на нем лежит большая ответственность, значит, за сохранение и жизнедеятельность семьи. Поэтому каждый должен потрудиться в своем чине, и мужья, и жены, так чтобы малая церковь не распалась, но была созидаема духом Христовой любви для Царства Божия. Тогда и дети будут вырастать крепкими духом и способными на великие дела. Если мы почитаем жизнеописания великих людей, святых, то окажется, что их родители были именно людьми благочестивыми, которые знали закон Господень и жили по закону любви.
Вот таковым является святитель Филипп, митрополит Московский, память которого мы совершаем. Он был знатного рода, сыном благочестивых родителей, получивший от них очень глубокую закваску евангельскую. И настолько он возлюбил Христа, что уже в юности желал оставить этот мир и удалиться в пустыню и там подвизаться в молитве и богоугождении. Он был близок с будущим царем, именуемым Иоанном Грозным, он потом оказался при его дворе, и уже у него открывалась очень благоприятная перспектива для служения Отечеству при царском дворе. Он был человеком одаренным и, конечно, царь это не мог не заметить и всячески старался его приблизить к себе и использовать для правления государством.
Но Филипп избрал иной путь, он оставил все эти соблазны земных царств и тайно ушел из дома и отправился в Соловецкий монастырь, где подвизался как простой послушник, там, имея мудрых и богомудрых учителей, достиг чистоты сердечной и стяжал дух молитвенный, так что затворялся даже и пребывал с единым Богом по благословению своих духовников. И все-таки Промыслом Божиим он был призван на великое служение первосвятителя Руси. Вспомнил про него царь Иоанн и желал видеть на церковном престоле человека духовного действительно, молитвенного и святого, который помогал бы ему в управлении государством, был бы ему советчиком, наставником, духовником. И Филипп смирился пред Промыслом Божиим и принял это служение, хотя душа его стремилась лишь к уединению и молитве.
Как мы знаем, он ревностно исполнял свое служение, был высоким примером и в жизни, и в слове, о чем говорится в сегодняшнем, посвященном ему кондаке, где он называется «златоустым учителем», то есть стяжал он дары слова и молитвы. И он не боялся говорить царю то, что считал нужным сказать, как ответственный за судьбы Руси. Не всегда это были приятные для царя слова. Тем не менее он ценил митрополита, и какое-то время они исполняли совместно свои служения.
Но, как говорит история, все-таки лукавый нашел какие-то поводы, и царь вознегодовал на своего избранника, заточил его в монастыре, устроил над ним суд, конечно, не без действия лукавого духа. И некоторые обвиняют Иоанна Грозного в убийстве, якобы он послал Малюту Скуратова и отдал приказ убить митрополита Филиппа, который обличал его в каких-то его делах. Не очень по душе была эта опричинина, которую царь учредил по образу монашеского ордена, он видел лукавство в этих опричниках и предупреждал об опасности царя. Царь решил иначе, не прислушался к этим советам. Можно ли говорить о том, что действительно царь дал такой приказ? Я думаю, эта версия, которая является общепринятой и даже в церковном, житийном повествовании мы читаем об этом, в наше время много вскрыто фактов о том, что информация, которую содержат книги исторические, сфальсифицирована во многом, что царь Иоанн был сильно оклеветан врагами Церкви. И была выставка, на которой довольно наглядно показано было, как эта клевета распространялась еще при жизни царя, потому что он многим врагам Руси не давал спокойно жить. Поэтому это оружие диавола, клевета, была пущена в ход во всей мощи. А тогда уже появились печатные станки, и всякие листовки, порочащие царя, благочестивого и преданного Церкви, распространялись не только на Руси, но и по всей Европе.
Сегодняшние исторические данные говорят о том, что Иван Грозный царь был весьма действительно благочестив и рассудителен. Те казни, которые он совершал, были во много раз, много крат менее тех, которые свершались в это время в Европе различными монархами. Царь всегда каялся в том, что ему приходилось заниматься такими делами и прибегать к помощи смертных казней, потому что и крамола была, и ереси, много было опасностей для православного царства. Он и молился усердно о всех, кого подвергал таким прещениям. Поэтому в свете современных исследований, конечно, встает большой вопрос, мог ли такой человек, который полагал душу свою за Отечество и за веру, мог ли он отдать такой приказ. Скорее всего, что это тоже клевета, как и прочие вирши заказные, порочащие человека, который искреннее стремился к благочестию и процветанию царства православного. Поэтому не будем слишком доверять официальной версии. В то же время Церковь не прославляет Иоанна Грозного, хотя и есть такие предложения, не спешит с подобными решениями.
Но вот что касается митрополита Филиппа, здесь нет никаких препятствий нам ему молиться и видеть в нем высокий образ жизни во Христе. Этот человек уподобился Иоанну Крестителю, не устрашился царского гнева, но Божию правду возвещал и не боялся самой смерти или мучений, был исповедником и мучеником. Поэтому молясь ему, мы уж точно не согрешим. И верим, что он как покровитель града Москвы, покровитель всей Руси молится за нас. И его благодатный пример пусть будет для нас вдохновительным. Такое стремление к благочестию, к молитве, ко Христу является действительно высоким примером и вдохновением для всех христиан, особенно для нас, москвичей, чтобы не унывать в наших обстоятельствах, у каждого свои. И, как мы знаем, в Отечестве нашем много нерешенных проблем. Сейчас, в связи с выборами, конечно, будет множество всяких искушений, и клевета будет пущена в ход широко. Будем благоразумны, молитвенны, и пусть митрополит Филипп поможет нам быть христианами не по имени, но по духу, чтобы в нашей душе образ Божий был самым ценным нашим достоянием, внутренний человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа. Аминь.