Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

протоиерей Евгений Каньшин

Память святого Максима Исповедника


Поздравляем всех причастников с принятием Святых Христовых Таин.

Сегодня мы воспоминаем святого Максима Исповедника – личность уникальную и оставившую заметный след в формировании церковного богословия. И не только. Если вспомнить его жизнеописание, то мы увидим, что первый этап его жизни был весьма, как сейчас говорят, удачным, успешным. Он был сыном знатных родителей, родился в Константинополе в 580 году, учился всем возможным наукам на то время и языкам. Так что как только он овладел должным уровнем знаний, его взяли сразу к императору Ираклию на службу, и он служил при самом императоре.

И так продолжалось достаточно длительное время, пока не случилось такого обстоятельства: император постепенно с патриархом Константинопольским и Александрийским уклонились в ересь монофелитства. Ересь монофелитства – это ересь, которая говорит о том, что во Христе была только одна природа и одна воля Божественная, и не воспринимают Христа так, как воспринимает Православная Церковь – истинным Богом и истинным Человеком, утверждая, что во Христе две природы и две воли. А монофелиты говорят, одна Божественная, и все тут.

Император Ираклий с патриархами потребовали изменить Символ веры православный, имевшийся на то время в Константинополе, на еретический. И вот тут Максим не выдержал этого. Обличая в несправедливости, ереси и императора, и патриархов, он понял, что тягаться с ними невозможно: люди, обладающие высокой властью, так или иначе скорее его куда-нибудь за Можай загонят. И тут он решил, что, наверное, Господь открывает ему дверь в другой этап его жизни. Он давно в тайне сердца своего мечтал стать монахом, и в связи с этим оставил двор, оставил свою службу и уехал в дальний монастырь, где принял постриг и подвизался, в послушании находился у многих святых подвижников того времени.

Через некоторое время Иерусалимский патриарх Софроний попросил Максима совершить путешествие в Малую Азию и в Африку, потому что ересь монофелитства распространялась и там. И Максима просил Софроний составить полемические писания против еретиков. Максим воспринял то как волю Божию, как благословение, и со всем усердием принялся писать полемические труды и схолии против еретиков к разным людям: к патриархам, к императорам, епископам церковным и вообще для чтения всего честного народа, чтобы люди не прельщались этой ересью монофелитства. И вот так случилось, что он был в Карфагене и там беседовал с патриархом Пирром, который был монофелитом. Диспут был их прилюдный, и в этом диспуте Максим победил, окончательно он разложил ересь словесно таким образом, что всем было понятно, что это прямое нарушение апостольского предания, нарушение всего того, что Христос сказал в Евангелии о Себе и о том, что Он истинный Бог и истинный человек. И таким образом Максим более подробно все это изложил, и патриарх Пирр, надо сказать, прислушался к нему и публично признал то, что он был не прав, публично отказался от ереси. В то время Церковь с Западной Церковью и Восточной еще не была разделена, и вот патриарх Пирр даже отправил письмо в Рим, к римскому епископу, папе, как они местно именуются в Риме, с покаянием, полностью принес покаяние и отказ от ереси монофелитства. И с патриархом огромное количество народа. Вот такая публичная победа была одержана.

После этого святой Максим поехал в Рим и отвез это покаянное письмо патриарха. В Риме составили собор и на соборе анафематстовали эту ересь, святой Максим и ему помогал епископ Мартин, римский епископ. И на соборе осудили ересь монофелитства, и всех, кто эту ересь пропагандирует, все кто обращает в это ложное учение православных христиан анафематствовали. Об этом узнал патриарх Константинопольский и решил наложить прещение на Максима и на Мартина епископа и заключил их в тюрьму. Их принуждали и избиениями, и пытками, чтобы они отказались от православия и приняли монофелитскую ересь. Но ни Мартин епископ, ни Максим Исповедник, собственно почему он исповедником и называется: исповедовал до конца веру православную и не отказался, проповедовал истинную веру, исповедовал ее публично пред всеми патриархами, царями и кем бы то ни было.

В конце концов, убить их не решились, но решили сослать их в разные концы земли для того, чтобы они там где-нибудь и погибли. И вот Мартина епископа сослали в Херсонес, недалеко от Константинополя, но он был весьма измучен пытками и избиениями и по дороге он скончался так же, как исповедник. А вот Максима сослали в Колхиду, где он еще несколько лет жил и продолжал написание своих трудов полемических, и там, в Колхиде он скончался в 662 году.

Через некоторое время, когда сменились императоры и патриархи, ересь монофелитства была осуждена на соборе. В 680 году состоялся VI Вселенский собор, и на VI Вселенском соборе ересь монофелитства была осуждена, прославили святого Максима и Мартина исповедников и издали большое количество рукописей святого Максима исповедника, полемических рукописей и схолии все, что было им написано для погашения этой ереси монофелитства.

Как мы видим, святой Максим Исповедник не испугался властей духовных, в еретичестве находящихся, властей светских, в ереси находящихся, не испугался потерять свой статус при императоре, свой достаток, свое жизненное положение в обществе, но все бросил ради истины Христовой, чтобы исповедовать Христа православно, как то заповедано святыми апостолами и Самим Господом. И не просто убежал от двора скрылся и спрятался – моя хата с краю, я ничего не знаю, – нет, но писал полемические труды и ниспровергал ересь монофелитства, продолжая борьбу. Как многие говорят? Один в поле не воин. И вот мы видим на примере Максима Исповедника, все совсем по-другому: один – воин, и еще какой. И императоров убедил еретичествующих, и патриархов обратил на путь покаяния, и ересь саму запечатал, так сказать, печатью осуждения. И обратил миллион людей к покаянию, оградил от этой ереси. Вот была жизнь человека, вот были его труды, и страдания, и кончина. Но он победитель в этой жизни явился, победитель греха, победитель ереси. Это действительно апостолом его можно назвать, апостолом нового времени, апостолом Христовым, который победил врагов Церкви Христовой.

Так что будем извлекать уроки из этого жизнеописания святого Максима Исповедника, будем понимать, что беречь нам надо нашу веру, проповедовать ее, не бояться пред лицом любых угроз духовных, светских, любых еретиков, любых иноверных или сектантских каких-либо ухищрений, исповеданий, беречь свою веру. И пусть Максим святой, Исповедник, молитвами своими нас укрепляет. А мы будем беречь веру и проповедовать ее всюду, и детей своих учить, и воцерковлять, и быть хорошими крестными, потому что в этом тоже залог проповеди православия, проповеди Христовой. И для своих детей учителями должны быть, и для крестников наших учителями должны быть, сами должны постоянно учиться, изучая свою веру, чтобы ни словом и ни делом не погрешить против истины Божией. Помоги нам, Господи, молитвами святого Максима Исповедника.