Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

протоиерей Евгений Каньшин

Память свщмч. Игнатия Богоносца


Дорогие братья и сестры, всех вас поздравляю с принятием Святых Христовых Таин.

Сегодня воскресный день последний перед Великим постом, день, в который вкушается мясо. Следующая седмица именуется масленица, на которой христиане уже отказываясь от мясных продуктов, потихонечку ужесточают пост, и всего лишь неделю вкушают молочные какие-то брашна, переходят к Великому посту.

И сегодня мы воспоминаем священномученика Игнатия Богоносца. По Преданию он родился в Антиохии и со своими родителями оказался в Иудее как раз в то время, когда Христос проповедовал. Был он в числе тех детей, которых Господь, указуя, говорил: «Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное». А у другого евангелиста сказано, что взял Господь отрока, поднял его и, показывая всем, говорит: «Если не будете как отроча сие, не войдете в Царствие Небесное». И вот Предание говорит, что этот отрок это как раз и был Игнатий.

И, конечно, все были пленены проповедью Христовой, проповедью Царствия Небесного, проповедью жизни с Богом, всего того, что было лишено человечество до этого, в ветхозаветном состоянии пребывающее. Закон око за око, зуб за зуб, едва лишь успевал ограничивать буйство стихии человеческой греховной, убийственной, а тут проповедь жизни с Богом.

«Вселюся в них и похожду, буду им Бог, и тии будут Мне людие», – сказал Господь. И вот Игнатий усвоил, что он должен жизнь свою посвятить тому, чтобы быть неразлучно с Богом. И вот с того самого времени, как Господь его воздвиг и показав, сказал Свои слова о Царствии Небесном, с тех пор усвоилось Игнатию такое наименование как Богоносец. Но он сам в продолжение жизни своей именовал богоносцами всех тех, у кого Бог в сердце.

Сейчас многие говорят: зачем мне ходить в храм, зачем мне таинства церковные, зачем мне исповедоваться, зачем причащаться, зачем все это? У меня Бог в душе. Но это не более чем словоблудие. Потому что как Бог может быть в душе, которая не приняла покаяние, подвиг, которая не очистила себя покаянным сожалением, раскаянием пред Богом, не участвовала в этом таинстве, не получила от Бога прощения. Как может быть Бог в душе человека, который не стремится приобщаться к Богу в таинстве самом главном, таинстве причащения. Что там в душе может быть, кроме, в лучшем случае, телевизора – трудно сказать, ничего хорошего.

Вот Игнатий, услышав проповедь Христову, вместе со своими родителями стали приверженцами христиан и сами, приняв крещение, уже были последователями апостолов. И Игнатий непосредственно был учеником апостола Петра, слушал апостола Иоанна Богослова. И со временем, через определенное количество лет он сменил апостола Петра, став епископом Антиохии. И на этом поприще он самоотверженно трудился. Действительно, труды его были равноапостольными: проповедовал и язычникам, и иудеям, писал послания пастве, делал все, что мог для обращения людей ко Христу. И многие приходили посмотреть на него, потому что слышали о нем. И для многих его жизнь высокая аскетическая и что он живой, так сказать, свидетель Христовой проповеди очень многих обращало на путь исправления своей жизни и веры в Господа нашего Иисуса Христа.

И вот император Домициан, который устроил гонения на христиан в 90-х годах, очень многих умертвил из паствы священномученика Игнатия. Сам же он остался целым и невредимым, избег этих мучений, преследований. И сожалел он об этом, что ему не удалось вот таким образом пострадать за Христа, прославить имя Господне. Как говорится, тут обстоятельства были такие, что императоры не желали мириться с разрастающейся верой Христовой. И вот следующий император Траян воздвиг гонение новое на христиан, в том числе ему донесли об Игнатии, которого император призвал к себе и спрашивал о вере, уговаривая Игнатия принести жертву языческим богам. Но получилось так, что не столько император уговаривал Игнатия, сколько сам Игнатий, взяв инициативу словесную, увещевал императора и вразумлял его отречься от идолов, говоря, что идолопоклонничество – это суть бесопоклонничество. Ты, император, погибаешь, поклоняясь бесам, поставляя себя в отдалении от Господа Бога, совершенно утрачиваешь возможность вечной жизни с Богом и здесь находишься во власти темных сил.

Проповедовал Игнатий долго, император все слушал его речи. Тем не менее, остался при своем мнении и решил, что надо Игнатия отправить на публичную казнь. Но уже наслышанный, что казни мучеников являются неким свидетельством исповедничества, и многие обращаются их мужеством исповедания Христова, он решил не казнить Игнатия в Антиохии, а отправить его в Рим. Таким образом, Игнатию пришлось проделать долгий путь через Антиохию, Македонию до Рима. Он шел вместе с воинами в узах, связанный железными оковам, цепями. Многие христиане следовали за ним весь этот путь, не желая оставлять его одного, и помогали, и питали, и поддерживали, и исполняли его поручения.

По пути на место своего мучения в Рим святой Игнатий встретил своего давнего друга, Поликарпа Смирнского, священномученика, имел с ним беседы, обсуждали они вопросы утверждения в вере христиан, борьбы с еретиками. Как мы видим, дух святого Игнатия не был сломлен по пути на место казни. Даже придя в Рим, он проповедовал, стоя перед своим мучением, говорил всем, увещевал хранить веру во Христа, не поддаваться никаким страхам мучений, никаким страхам смерти, но сам говорил, что я желаю исповедовать имя Христово и рад всем сердцем отдать жизнь свою за Христа и тем самым соединиться с Господом. И вот были спущены на него лютые звери, которые поглотили тело священномученика Игнатия.

Христиане после этой казни собрали его святые косточки и положили их в ковчег для почитания святого Богоносца. Но в тот же самый день казни он явился очень многим христианам, особенно тем, кто малодушествовал и пугался, увещевая их держаться Господа и ничего не бояться.

Таким образом, мы с вами видим великое мужество этого святого человека, этого исповедника веры, равноапостольного служителя, просим его молитв святых о укреплении немощных нас в вере, дабы нам сохранять исповедничество веры нашей во все дни жизни нашей.