Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

протоиерей Евгений Каньшин

Память святителя Григория Паламы


Дорогие братья и сестры, всех вас поздравляем с принятием Святых Христовых Таин.

Сегодня Церковь отмечает память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского. И с этим святителем связано очень много событий важных, событий богословских, событий для утверждения православной веры в начале XIV века.

Сам святитель родился в Малой Азии, в семье сановника. И надо сказать, что от нашествия турок семья эмигрировала в Константинополь, и отец Григория устроился придворным сановником к императору Андронику II Палеологу. И весьма успешна была карьера его отца, но, к сожалению, он недолго прожил, скончался, и таким образом дети его осиротели. И император, надо отдать ему должное, Андроник II, сам решил воспитывать Григория, потому что видел в этом мальчике усердие, прилежание и многие способности к обучению. И сам сделал все для того, чтобы Григорий получил максимальное по тому времени образование.

В семье Григория была еще мать и сестры. Император хотел, чтобы Григорий служил по достижении совершеннолетия при дворе, но сам Григорий уже в тайне сердца своего решил посвятить свою жизнь Господу Богу, и как только ему минуло 20 лет, по договору со своими матерью и сестрами, вся семья разошлась по монастырям. Мать и сестры Григория ушли в женские монастыри, сам он уехал на Афон, в Ватопедский монастырь, где был пострижен в монашество и там проходил послушание у его тогдашних старцев. В то время был старец Никодим Ватопедский, и будущий святитель Григорий у него проходил школу монашеского делания. Затем через какое-то время старец святителя скончался. Он, понимая, что слишком еще молод для отдельной монашеской жизни, отдел себя в послушание другому старцу.

Но в то время Афон сотрясали завоевания и, испугавшись нашествия турок, очень многие афониты на время покинули Гору, и будущий святитель Григорий также уехал в город Солунь. В городе Солуни он вел строгий образ жизни, занимался изучением на то время доступного богословия, вел очень строгую подвижническую жизнь, можно сказать, затворническую, хотя по субботам и воскресеньям совершал богослужения. И время от времени приходил на встречи образованной молодежи, чтобы сказать им слово о Христе, слово о христианской аскезе, о жизни монашеской. Таким образом постепенно вокруг Григория сформировалась небольшая община желающих подвизаться, трудиться в аскезе, молитве, и имея вот уже такую общину, после того как угроза турок на Афоне миновала, он вернулся на Святую Гору в монастырь, где попал к игумену, который стал обучать всех молитве внутренней, молитве внимательной, той, о которой мы сейчас говорим, молитве Иисусовой.

В то время в помощь всем, таким образом подвизавшимся в молитве внутренней, были труды ранних отцов с IV века и труды Симеона Нового Богослова – это XI век. В своих трудах Симеон Новый Богослов очень подробно описал аскетические приемы молитвенные, физические приемы, помогающие навыкнуть внутренней молитве. И очень многие афонские отцы оценили эти труды Симеона Нового Богослова и приняли к сведению все его, так скажем, духовные наработки. И таким образом вот в это время, как раз приблизительно 1330 год, на Афоне стало расцветать умное делание, которое стали называть исихастами – молчание ума, молчание ума от воздействия помыслов, тишина внутренняя, в которой беспрепятственно совершается молитва, без развлечения, без образов, без каких либо отвлечений помыслов. Молитва, которая вселяется в разум человека и свершается в нем непрестанно, а затем уже и сердце начинает включаться в этот процесс обращения к Господу – внимательный, сосредоточенный и непрестанный. И таким образом человек весь становится молитвой. Благодать Божия привлекается, таким образом, к человеку, и весь он исполняется Духа Святаго, так что доступны ему и высшие Божественные откровения, среди которых и, в частности, многие созерцательные явления и созерцательная молитва, и созерцание света Божественного.
 
И вот, собственно говоря, с развитием исихазма возник вопрос о природе вот этого света, который видят подвижники-исихасты – что это за свет и какова его природа, сотворенный он, несотворенный, Божественный свет или же иной какой. И вот об этом свете собственно дальнейшие, наверное, 30 лет были очень тяжелые споры. Из Калабрии приехал на Афон монах Варлаам, который решил изучить эту практику подвижников. И, усмотрев во внешних приемах нечто несообразное, как ему казалось, с настоящей молитвой, он обрушился всеми своими осуждениями на исихастов, высмеивая публично их молитвенные приемы, всячески перевирая, оклеветывая их образ молитвы и подводя всех к мысли, что тот свет, который видят монахи в созерцаниях на высших ступенях молитвы, это свет сотворенный, свет, не имеющий отношения к Самому Богу, потому что суть Божественная непостижима, как говорил Варлаам.

Но святитель Григорий усмотрел грубые ошибки и нарушения в изложении богословского основания словами Варлаама. И составил с помощь отцов-исихастов «Святогорский томос» – разъяснение по поводу аскетической жизни исихастов, их молитвенных упражнений, делания. И особо рассмотрел вопрос, касающийся нетварного света. Воспоминая явление света на горе Фаворской святитель Григорий, в то время уже ставший епископом Солуни, рассказывал и объяснял, споря с Варлаамом, доказывая, богословски объясняя, что свет, который видят в высших ступенях молитвенного делания исихасты, это свет нетварный, присущий Самому Господу. Подобно тому свету, который был на Фаворе, свету, который был закрыт завесой плоти Христовой и проявивший себя по воле Божественной, дабы все научились и видели, какого пути совершенства может достичь человек, каких ступеней освящения, обожения в молитве человек может достигать при содействии Божественном.

Надо сказать, что был в Константинополе в 1341 году составлен даже Собор, посвященный этой теме, этим спорам. Результатом Собора было ниспровержение хулы Варлаама, сам он был отлучен от Церкви. А утверждение богословское, основание исихазма святителя Григория было принято, утверждено как православное, как полностью соответствующее евангельскому учению.

Но однако и патриарх на то время Константинопольский, и император – Андроник III Палеолог уже царствовал, они были приверженцами теории Варлаама и ученика Варлаама, монаха Акиндина. Все предприняли они усилия для того, чтобы святителя Григория убрать с арены действий, составили осуждение на него, отлучили его от Церкви и заточили его в тюрьму, в которой святитель Григорий находился в заточении три года. После смены патриарха и императора, через три года святитель Григорий был возвращен в Солунь на кафедру, был посвящен в сан архиепископа, с радостью народ встретил его с почестями.

Но сам святитель продолжал труды богословские и фактически вел затворническую жизнь, всецело посвящая себя богословским трудам. Известно очень много его важных трудов, таких как, например, «Антропология». Все, кто имеют возможность вникнуть в эту тему, приобретут немало интересных познаний и богословской мудрости, увидят, каков был внутренний мир святителя Григория, разработавшего такую стройную и важную систему познания антропологии человека.

Таким образом святитель Григорий трудился на кафедре Солунской до своей кончины в 1359 году. Вся Солунь и все окрестные земли и страны, народ пришел проститься со святителем Григорием. Весь православный люд очень полюбил святителя за его мужество, за его богословски отточенное слово, мысль, за то, что он спас Церковь от очередного раскола, очередной ереси Варлаама. И в 1368 году мощи святителя Григория были обретены, и торжественно прославлен он был в лике святых угодников Божиих. И вот сейчас, на второй неделе Великого поста (первая неделя была посвящена Торжеству Православия), а на второй неделе сразу же Церковь воспоминает труды святителя Григория.

Спаси Господи, с праздником вас, дорогие. Божие благословение да будет со всеми вами.