протоиерей Евгений Каньшин

Память преподобного Григория, исповедника, митрополита Митиленского


Христос Воскресе!

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с Пасхой Христовой. И сегодня мы воспоминаем преподобного Григория, исповедника, митрополита Митиленского. Священное Предание относительно его жизни оставило нам немногочисленные свидетельства. Родился он в начале VIII века, и как раз его юность попала на период правления императора Льва Исаврянина. Этот император известен тем, что он был гонителем святых икон, святых мощей, крестов и всего того, что православными людьми от апостолов передано и почиталось как святыня. Вот этот император устраивал жестокие гонения: он либо принуждал людей принимать его точку зрения и становиться гонителем православной веры, либо грозил пытками, смертью, ссылками и так далее. Но вот преподобный исповедник Григорий как раз в это время был юношей и начал свое воцерковление. Все эти смуты были пред его глазами.

Но однако же после кончины этого императора Господь восставил некий покой в империи. Пришел иной император, Константин, который был приверженцем православной веры. И вот наступило в мире и в империи Римской такое затишье, в которое как раз Григорий и начал свою церковную деятельность. Подвизался он в монашестве, трудился, молился, вел аскетический образ жизни, строгий к себе до того периода, пока Господь благоволил и на престол взошел иной император. Нет власти, аще не от Бога. Если приходит император тот, который гонит православную веру, это значит, что мы, православные, должны укрепляться в своей вере. Это значит, мы должны, как пшеница, быть очищены от плевел, плевел наших страстей, ненужных привычек, всех наших корявостей и озлоблений.

Пришел иной император, Лев Армянин, и стал проповедовать армянское учение о вере, которое было, как известно, отторгнуто от православия в силу своей еретичности еще в III веке. И вот был период затишья, в начале жизни гонители христиан, под конец жизни, с 811 года иной император-гонитель. И вот период середины жизни. Дал Господь преподобному Григорию и всему миру православному спокойствие и миробытие такое ровное. Для чего? Для того, чтобы люди в это время спокойное в своей жизни занимались созидательным трудом, чтобы они не впадали в спячку, не думали иллюзорно, что всегда так будет, но понимали, что Церковь Христова в этом мире гонима. И если сейчас нет гонений, значит, это небольшой – подчеркиваю, – небольшой период, и волна клеветы, хулы, лжи, очернения, всякой мерзости, ругательства, гонения, значит, еще впереди. И, может быть, даже в очень скорое время это может быть.

Как тогда, так и сейчас православные одинаково об этом должны понимать, разумевать времена и сроки. Помните, Христос говорил: «Разумейте, ибо дни лукавы суть». То есть обманываемся мы, когда солнышко пригревает нам макушку, и расслабляемся, думаем, что так и будет эта благость бесконечно. Но на самом деле все не так. Враг рода человеческого воюет против Церкви, воюет против Христа, воюет против тех, кто носит имя Христово на себе. Почитайте Апокалипсис, там как раз эти строки и написаны. Некогда успокаиваться Церкви, некогда впадать в разленение. Приходит Господь, как сказано, как тать в ночи, когда не ждешь. То есть как вор ночью приходит, и его никто не ждет, что он придет и опустошит дом. Так Господь внезапно приходит и взыскивает от души человека все то, что сделал человек в своей жизни. Гонители в данном случае выступают как жнецы, которые бьют серпами пшеницу, бьют – конечно, это страшно, конечно, это больно, конечно, это тяжелейшие переживания. Но, однако же, во времена вот таких гонений Церковь являет особую свою силу, особую свою миссию на земле. И если почитать многих тех, кто пережил ГУЛАГ – почитайте Иоанна Крестьянкина, почитайте иных старцев переживших лагеря – они вам скажут, что никогда Бог не был так близко как во время этих гонений, во время лагерной ссылки и мучений, которые там приходилось претерпевать.

Господь никогда не оставит Свою Церковь. Церковь – это собрание верующих. Кто уповает на Господа, не будет оставлен ни во время гонений, ни во время благоденствия, ни во время мира. Поэтому мы должны всегда заботиться только об одном: чтобы приближать Господа к своему сердцу, чтобы устранять все препятствия на этом пути, которые возникают. А препятствия это прежде всего наши наработанные, «любимые» в кавычках страсти: самолюбие, гордыня, самолюбование, озлобление, осуждение, нетерпение и иные им же несть числа. Вот воевать с этими страстями – как апостол Павел говорил: «Несть наша брань против плоти и крови, но против духов злобы поднебесных», которые раздувают огонь страстей в человеке, – к этому мы призваны.

И на примере святителя Григория мы видим, что он в это время аскезы подвизался, молитвой усовершенствовался для того, чтобы и душу свою очистить, а далее уже Господь и его поставил как светильника, да видят все. И уже потом святитель Григорий многим тысячам людей приносил пользу. Как мы видим, и один в поле воин, если один человек объединится с Господом. Помог святитель Григорий своими трудами, молитвами, а Господь дал ему за его аскетическую жизнь и желание неотступно иметь в сердце своем Господа, дар и чудотворений. По его молитвам исцелялись многие и многие иные чудесные события совершались. Вот такой человек служил своему народу, служил Господу многие десятки лет. Между одним гонением на Церковь и другим гонением на Церковь, во время благоденствия не занимался ублажением своей плоти или своих страстей, но воевал с сатаной, воевал со своими страстями, восходил к Господу и сам приносил пользу всем окружающим.

Многие говорят: «Ну что монахи, какая от них польза? Зароются себе в монастыре и бубнят там молитву. А миру-то от этого чего?» А вот чего. Посмотрите на святителя Григория – монах, аскет, митрополит, управляет епархией огромной, ведет подвижнический образ жизни, назидает словом и примером свою паству. Вот что делает монах в мире – он светильник да светит всем. Монах, как маленькое зеркальце отражает солнце, так он Христа являет в своей жизни, если он настоящий монах. Вот к этому отражению Христа в своей жизни все должны стремиться вне зависимости от того, в каком качестве ты находишься – многодетный семьянин, монах, в одиночестве проживающий человек или иной какой образ жизни ведущий. Самое главное это вселить Христа в свое сердце, устранить все препятствия на этом пути. А в помощь нам таинства церковные, покаяние, молитва, аскеза – без этого никуда. Любовь в сердце рождается только тогда, когда переживаешь страдания борьбы с самим собой, когда преодолеешь немощи сопротивляющейся плоти, предающей постоянно человека, когда переживаешь внешние трудности с упованием на Господа и смирением сердца. Тогда Бог зажжет в твоей душе и в твоем сердце искру любви. Это и есть то, что роднит нас всех особенно с Господом, это и есть подобие Господу, это и есть уподобление Ему. Без этого не получается никакой должной жизни в Боге.

Так что путь сложный, говорить об этом легче, чем сделать, но трудиться надо. И в пример нам многие святые, прошедшие уже этим путем. Они не какие-то были особенные люди, свалившиеся на нашу землю с луны или там бог знает откуда. Те же самые, рожденные от земных родителей, те же самые, которые детьми приходили в храм, те же самые, которые слышали службу Господню и те, которые решили проложить в сердце своем путь Господу. И мы можем делать это. И нам надо это делать. Будем трудиться над собой и в помощь призовем и святителя Григория исповедника и иных всех святых. Аминь.

В особенности сегодня еще поздравляем наших сестер, сестру Анну и сестру Матрону, у которых сегодня дата пострига. Бог вам в помощь, матушки в вашем труде.






Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: