Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

протоиерей Евгений Каньшин

«Именем Моим бесы ижденут...» О призывании имени Христова


Христос Воскресе!

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с Пасхой Христовой. До отдания Пасхи звучит в храме это приветствие: «Христос Воскресе!» Действительно, Бог пришел в мир, дабы протянуть человеку руку помощи. Рассуждая о Воскресении Христовом, нам надо прежде всего обратить свой взор внутрь своего сердца, увидеть – и как мы знаем, это очень высоко пред Богом, видящий свои грехи выше тех, кто видел Ангелов, – увидеть в своем сердце бесчисленное количество паразитирующих страстей. И гордость, и злоба, и лень, и нечистота, прочие страсти – все есть у нас.

Но сам человек не может освободиться от этих пленений, от этих уз, от этих страстных переплетений, которыми наше сердце и наша душа повязаны. Мы, как Муха-Цокотуха в плену у Паука, обвившего ее паутиной, в своих страстях, не можем никак распутаться и вылезти. И мысли наши прерываются бесконечным числом помыслов, и сердце наше будоражится огромным количеством приходящих к нему чувств, желаний или гневливых состояний. И весь человек постоянно занят делом: он постоянно варит в своем «котелке» какие-то помыслы и постоянно в своем сердце варит какие-то переживания: против кого-то, против чего-то, за что-то, вопреки чему-то и так далее. Весь человек находится в постоянном борении, рассуждении, занятости. Даже если он целый день не будет ничего физически делать, он к вечеру устанет, потому что энергия души, энергия ума, сердца – все это находится в постоянном, непрерывном движении, переживании, общении с помыслами, картинами, мечтаниями, образами, выдумками, страхами и прочим, и прочим. Всем этим каждый человек занят ежесекундно. Что это за чумовое такое состояние человечества? Что это за бедствие такое, что мы, не созидая ничего, в постоянной занятости находимся и в окружении всего этого странного такого бытия нашего?

Неслучайно преподобные отцы многие говорят о том, что человечество находится во сне смертном. Вот, наверное, подобное состояние, когда реальная жизнь проходит, а человек занят вот этой внутренней кашей своей, наверное, это и есть состояние, именуемое сон смерти. А нам кажется, что мы живем, а нам кажется, что мы действуем, что мы в активной находимся форме и эту жизнь всю исследуем. А оказывается, мы пребываем во сне смерти.

Господь пришел человека вывести из этих пут, из этих постоянных внутренних забот. Он говорит, оставь эти заботы, не думай о том, что тебя обуревают помыслы, что они тебе диктуют, куда они тебя влекут, на что они располагают твое сердце, на что они настраивают твои чувства, на что пытаются вынудить тебя что-то делать. Обрати внимание на то, от Бога ли все это. Испытуйте духи, от Бога ли они. И вот человек, прежде всего для того, чтобы проснуться от этого сна смерти, должен заняться рассуждением о том, что приходит в бедную голову, что ложится на сердце, что за чувства водружаются в сердце – зачем, куда, к чему?

Вот Христос говорит, что «именем Моим бесы ижденут» – то есть имя Христово является для нас тем мечом, который разрубает связь человеческой души и сатаны. Потому что враг наш, он бесплотное существо и на бесплотном уровне с человеком общается, всевает помыслы, располагает сердце, образы дает и прочие вещи, о которых уже выше сказали. Значит, имя Христово это тот меч, который освобождает человека от этих пут. Прежде всего надо начинать с того духовную свою жизнь, что начать призывать имя Христово.

Именем Христовым человек начинает расчищать завалы своих помыслов и чувств. Святые отцы говорят: молитва, которая совершается без внимания – молитва пустая, нежизнеспособная, если так можно сказать, молитва, которая является формой без содержания. Содержание в нашей молитве – это прежде всего внимание и сочувствие сердца. Вот эта вот разрозненность чувств – ума, сердца и ума, это наследие грехопадения, которое человек имеет, повреждение, которое в каждом есть. Рождается новый человек и опять постигает в себе вот эту разрозненность ума и сердца.

А вот Христос как раз соединяет и чувства наши, и ум, и сердце, соединяет в Себе. Если мы стараемся привыкнуть к обращению к Господу, внутреннему призыванию Господа, то Он помогает настроить и ум, и сердце, и чувства на правильное и, самое главное, на правильный лад и слаженное взаимодействие. Тогда Христос, как солнце, как сила, которая созидает, образуется внутри человека. «Царствие Божие внутрь вас есть», потому Христа нужно искать там, в глубине своего сердца.

И Бог из хаотического мира нашего внутреннего состояния, внутреннего бытия выстроит правильный мир – четкий, ясный мир, в котором все будет на своих местах. Мир, в котором благодать, соприсутствующая Господу, имени Его святому, благодать поможет отделить пшеницу от плевел: где наши помыслы, которые естественно рождаются в душе, а где приходящие искушения и соблазны, образы, воспоминания ненужные, располагающие нас к каким-то опять чувствам, несоответствующим необходимости. Все расставит: и голова прояснится, и сердце успокоится, и чувства придут в нужное состояние. Не будет неадекватных каких-то возбешений то одной страсти, то другой страсти. Все Господь в человеке уладит.

Вот это вот взвешенное выравнивание состояния внутреннего мира человека и есть тот путь, по которому мы должны пойти. Христос является путем к возрождению личности человека, к тому, чтобы стать истинным человеком, для того, чтобы увидеть жизнь в ее реалиях, для того, чтобы понять свое состояние истинное. Для того, чтобы перестать выдумывать себя, додумывать близких, дорисовывать происходящее. И все эти мечтания уйдут, если только Христос воцарится в нашей душе. Он путь, выводящий человека из мрака и сна смерти. Он истина, которая расставит все внутри души человека по своим местам. Он жизнь, которая появится вот этим уравновешиванием мира внутреннего, жизнь, которая и далее будет обогащать нас благодатью, далее будет нас просвещать, вразумлять, руководить, вести, умудрять и обоживать.

Будем держаться за имя Христово, в каких бы обстоятельствах жизни мы ни находились, в какое бы время дня или ночи не приходилось нам вспомнить о Господе, всегда будем призывать имя Его святое. Какие бы сложности не сваливались на нашу голову, всегда перво-наперво призовем Господа. Будем вообще стараться всегда, везде, в любое время и в любом месте призывать Господа, чтобы наша душа обогащалась Его присутствием и осветлялась Его воцарением в нашем сердце.

Спаси вас Бог, благословение Божие да будет со всеми вами.