протоиерей Евгений Каньшин
Неделя о расслабленном
Дорогие братья и сестры, всех вас поздравляю с Пасхой Христовой и причастников с принятием Святых Христовых Таин.
Все мы с вами припадаем к Чаше Христовой как к источнику здоровья, душевного и телесного. Христос пришел в мир спасти человеческий род. И сегодня мы с вами слышали Евангелие, которое указует на цель пришествия Христова особенным образом. Господь посещает в Иерусалиме Силоамскую купель, в которой лежат болящие, ждут схождения Ангела в воду купели, и тот, кто первый из болящих зайдет в эту воду, бурлящую от ангельского посещения, тот исцелится от всех болезней. Множество народа там было, вот один человек среди них был, который, огромное количество лет в своем недуге пребывая, не мог никак попасть первым в купель. Кто-то прежде него всегда сходил в эту воду и исцелялся, а он так и оставался в своей болезни, неся тяжелое такое бремя.
И вот Христос пришел к нему и исцелил этот человека одним Своим словом, сказав: «Возьми одр свой и иди в дом твой». Исцеляет Господь человека, показывая, конечно, здесь и Свою славу, и Свою силу ради того, чтобы люди окружающие, и первосвященники, и фарисеи, и простецы, и мудрецы, все чтобы видели промысл Божий о каждом человеке. Никто у Бога не забыт. Тот, кто в относительном здоровье пребывает, тот, кто в тяжких недугах – никто не забыт у Господа. Однако же, исцеляя этого человека, Господь говорит ему важные слова: «Иди и ктому не согрешай», указывая, что первопричиной его недугов это его тяжелые грехи, которые он сотворил. Именно ими собственноручно человек на себя навлекает бедствия, которые давят его много десятилетий.
Урок получаем все мы из этого. Первопричина болезней физических – поврежденное состояние духа человеческого. Вспомним, что Адам был здоров, ни болезни, ни смерть ему не угрожали. И в этом состоянии совершенно вышеестественном Адам соблазняется на грех. Адам впадает в осуждение Бога, противоречие, прячется от Господа, обвиняет Бога в происшедших событиях, всячески себя противопоставляя своему Творцу и Отцу. И вот то, что он услышал от Господа: «Проклята земля за тебя» – эти слова должны послужить Адаму укором и пониманием того, что бедствия своим преступлением он навлекает на себя, на весь род человеческий и на все земное бытие.
Так важно было хранить с Богом мир и взаимопонимание, так важно было не соблазняться на искушения, так важно было находиться в Боге и ни о чем ином, ни о каких-то дополнительных рассуждениях не помышлять, потому что в Боге всего достаточно. В Боге человек черпает полноту своего бытия. Где еще искать эту полноту, какое еще познание добра может быть вне Бога? Сатана искушает и говорит, что будете знать добро и зло. Как будто Адам не знал, что Бог благ, и какое добро может быть вне Господа? Никакого. А вот что такое зло, он познал в самом своем преступлении.
И всякий человек, наследник этого бедствия, видит таящееся внутри своего сердца преступление. А именно склонность ко злу, склонность к деградации, склонность к саморазрушению и разрушению мира всего. Человек иногда не хочет этого видеть. Искривленная любовь к себе человеку говорит о том, что он главный в этом мире, что все неважно, лишь бы ему было хорошо. И вот это вот бедствие повреждает человеку душу, помрачает человеку разум и вовлекает его в тяжелое состояние душевное, а как следствие и физическое – болезнь и смерть.
И вот Господь в этом самое бедствие и снисходит, воплощается от Приснодевы Марии, чтобы человеку на человеческом языке четко и ясно сказать: «Иди и ктому не согрешай, да не горше тебе что будет». Очень четко Господь показывает причину и следствие, что делать и чего опасаться. Соответственно призыв Божественный: иди – этот призыв как раз указует человеку, чтобы он поменял направление своего движения. Все те пути, которыми он шел, все те дороги, которые привели его к бедственному положению, все это нужно оставить и идти путем совершенно другим. Каким путем – путем за Христом. «Я есть путь, истина и жизнь» – меняет Господь вектор движения этому человеку и каждому из нас указует, куда мы должны направить свои стопы и свой взор по жизни.
Будем извлекать уроки из Священного Писания, изучать его внимательно, чтобы нам свою жизнь корректировать, в своих ошибках каяться, чтобы Господь помог нам и в душевных наших недугах и физических болезнях. Помоги, Господи, всем нам.
Христос Воскресе!