протоиерей Евгений Каньшин

На евангельское чтение (Ин. 7,  1–13). О воле Божией и свободе человеческой


Христос Воскресе!

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с праздником. Завтра, в среду, преполовение Пятидесятницы и память блаженной Матроны Московской.

Мы сегодня с вами слышали Священное Писание. Господь восходит в Иерусалим не тогда, когда Его все ждут, не тогда, когда ученики Его просили зайти туда, потому что именно в это время и хотели его схватить иудействующие, те, кто не принял Его, те, кому поперек слова Христовы были. Вошел туда в праздник, но как один из пришельцев, приходящих на праздник, то есть вошел тайно для того, чтобы видеть народ, тех, кто празднует праздник. Потому что, как всегда, бывает много людей, которые искренне относятся к празднику и радуются установлениям Божественным, и те люди, для которых это практически ничего не значит.

Господь тайно приходит и созерцает происходящее. Пришел Он с целью помочь людям, вразумить и исцелить. Но одни хотят разделить с Господом праздник, другие намереваются Его е и предать смерти. Вот так люди встречают Мессию. А о Нем говорили и пророки, о нем предупреждали великие и малые пророки. И вся вера иудеев была построена на ожидании Мессии. И вот тогда, когда Он приходит, слова Его не приемлют и Сам Он становится краеугольным камнем, тем камнем, который разделяет, одних по правую сторону поставляя, вторых по левую сторону поставляя. Точнее даже сами люди позиционируют себя слева или справа – агнцы или козлища. Но суть в том, что одни воспитывают свое сердце в вере, созидают веру в себе, другие бросают это занятие и перестают трудиться над своей душой – катится все как, так пусть и катится.

Но Христос все равно взыскивает хоть кого-нибудь. Слепым дает прозрение, чтобы они увидели – даже они не оставлены Богом, слепцы. Немощные расслабленные, которые десятки лет находятся в расслаблении, не способны ни на какие отмечания праздников, хождение в храм, и они не оставлены Богом, к ним приходит Господь, восставляя их и вразумляя о жизни. «Иди и больше не греши» – помним мы с вами, как расслабленному Господь сказал. Блудницу, брошенную к ногам Христа, Господь не презирает, но укоряя всех, что каждый имеет в себе те или иные грехи, показывает женщине этой, что нет осуждающих ее, назидая ее словом: «Иди и больше не греши», и ее Господь наставляет на путь покаяния. Апостола, предавшего Его, Петра, Господь восставляет. «Паси агнцы моя», – трижды слышит апостол Петр. Со слезами воспринимает слова Христа, понимая, что понадеялся он на свою самость, на свою гордыню и пал из-за этого. Вразумляет и Иуду, говоря ему: «Целованием ли предаеши Сына Человеческого? Все вы избраны, но один из вас диавол». Не задумывается Иуда над этими словами, делает свое пагубное дело, в результате чего и сам погибает. Господь ищет всех, кого можно спасти. Кого находит Господь – тех, кто открывает Ему свое сердце.

Некоторые говорят: может ли Господь создать камень, который Сам не поднимает? Все уже создано. Этот камень – человек. Свободная воля человека, желание спасения человека. Создал Господь образ Свой и подобие и дал ему свободу. Эта свобода, которая у нас есть – великий дар, и страшный одновременно. Эта свобода может привести человека к Богу, эта свобода может угробить человека, угробить мир весь вокруг него, все разрушить, все умертвить. И ждет Господь смиренно, поднимает Свой взор на сердца человеческие, призывая всех и ждет тех, кто откликнется. Вот он этот камень, который не поднимает Господь, не потому что не может, а потому что богоподобие в человеке заложил. Это богоподобие и свобода – тот дар, которым человек сам должен воспользоваться. Сам должен оценить слова Христа, действия Христа, смерть на Кресте Христову, Воскресение. Сам должен все это внутри своего сердца обдумать, порассуждать, понять, что для него это сделано, для каждого человека. Увидеть в себе бездну греха, ради которой Господь пришел, чтобы помочь человеку справиться с самим собой, помочь человеку вылезти из смертельной ямы, в которой он находится.

«Се стою у дверей и стучу», – говорит Господь. И вот тот, кто открывает дверь сердца своего, кто пускает Господа, тот и будет наследником Царствия Божия. Для того Пасха Христова не пустое слово и не пустое действие. Для того Царствие Небесное, уготованное уже не рабам, но друзьям. Господь говорит: «Не называю вас уже рабами, потому что раб не знает волю господина своего, а вы знаете волю Мою». А воля Божия в чем состоит? Воля Божия желает всем спастись. Спастись от того бедствия греховного, которое внутри нас есть, к которому мы склонны. Не к добру больше всего, но ко злу, не к радости, но к разрушению. Вот от этой сложности, от этой червоточины, от этого пристрастия к смерти Господь и спасает нас Своим Воскресением, Своим образом, дивным и смиренным, Своим словом назидательным спасает нас. Всем тем, что принес, воплотившись в мире от Пресвятой Владычицы Богородицы.

Давайте же с вами обратим все сердце свое к Господу и весь разум свой к Нему, чтобы Воскресение Христово было для нас спасительным. Было для нас тем вхождением, той дверью, которую дарует нам мир с Господом, изменение нашего изломанного грехом бытия и, в конечном счете, восстановление человеческого достоинства, которое доступно всем нам в Царствии Божием.

Христос Воскресе!



Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: