протоиерей Евгений Каньшин

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора


Дорогие братья и сестры, сегодня Церковь вспоминает святых отцов Первого Вселенского собора, который состоялся в 325 году в городе Никея, при императоре Константине Великом. Необходимость созыва этого собора была в том, что возникла ересь священника Ария: он утверждал, что Вторая Ипостась Божественной Троицы, Господь наш Иисус Христос, был сотворенным существом, не мог быть равночестен Отцу. И вот такое унижение Господа Иисуса Христа – это первое и второе разрушение, собственно говоря, тем самым утверждением Святой Троицы, равночестия Отца и Сына и Святого Духа и подвигло собраться епископам. А было их числом 318, и среди них был и святитель Николай Чудотворец, и святитель Спиридон Тримифунтский, святитель Иаков Низибийский, святитель Афанасий Великий, который еще в то время был диаконом. Собраться и осудить это лжеучение, эту ересь, потому что большие она вызывала споры и столкновения в народе.

Многие прельстились этой ересью, и сановники при дворе императора некоторые, и священнослужители, и епископы даже некоторые, и миряне. И вот возникло в империи такое массовое волнение на тему арианства. И собственно говоря, Собор должен был установить четкие границы, где истинное исповедание Святой Троицы, где точная формулировка о том, что Вторая Ипостась Божественной Троицы, Господь наш Иисус Христос Единородный Сын Божий, был рожден прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожден, а не сотворен и Он единосущен Отцу. Именно это и утвердили догматически епископы и осудили ложь и ересь Ария и его приверженцев. На этом же Соборе было утверждено праздновать Пасху во время определенное, после первого весеннего полнолуния, и ряд еще утверждений о том, что священники должны быть женатыми, и иные некоторые важные пункты решения.

Надо сказать, этот Собор еще не поставил окончательную точку в арианских спорах, и впоследствии эта ересь время от времени возобновлялась. Приверженцами были этой ереси и некоторые последующие императоры и даже патриархи в империи Римской. Так что еще неоднократно на Соборах Вселенских приходилось поднимать вопрос об арианстве, и еще раз категорически высказываясь о нем, анафематствуя эту ересь и ее исповедующих.

Мы с вами сегодня слышали Священное Писание, где Христос говорит о Себе как раз на эту тему Своего единосущия Отцу и о том, что Господь формулирует очень четко в Священном Писании, которое мы сегодня слышали, равночестие лиц Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа. И отцы Первого Вселенского Собора как раз в первых семи членах утвердили Символ веры. Мы с вами теперь, когда читаем утреннее правило, всегда слышим там Символ веры и исповедуем его, произнося эти истины, за которые боролись православные с самого начала времен апостольских и все прочие века. Ересиархов много возникало, желание самоутверждения и гордыня человеческая подвигали многих коверкать Священное Писание – кто-то хотел выдвинуться на какие-то высшие должности, кто-то уклонялся в какие-то смешанные учения с иудаизмом или с иными какими-то особенностями. И всегда Православной Церкви приходилось проводить четкую линию, где истина, утвержденная Духом Святым, Церковью, собранием исполненных благодатью отцов, епископов, а где коверкание истинного слова Божиего и Божественного откровения. Поэтому мы сейчас должны с вами знать Символ веры.

Есть такое разъяснение Символа веры, называется Православный катехизис. Можете его найти в любой церковной лавке или даже, кто не имеет такой возможности, в интернете можно найти. Православный катехизис под редакцией святителя Филарета Московского. Там каждое слово, каждая строка Символа веры разъясняется, разбирается подробно, так что понимания можно достигнуть, изучив Православный катехизис. Святитель Филарет очень четко формулирует все, ясно, доходчиво, так что ни у кого не останется никаких сомнений и смущений.

Было бы хорошо, чтобы каждый сумел найти время и разобраться в этом. Потому что это формула нашей веры, это четкая формулировка, это наш краеугольный камень нашего исповедания, то чем мы отличаемся от всех иных конфессий. Нам это надо знать и, как апостол Павел говорит: спросят вас о вашей вере, а как ты веруешь, то мы излагаем Символ веры, который как раз и несет в себе необходимые точнейшие формулировки о том, как мы веруем. Это наш вероучительный золотой запас. Мы должны беречь Символ веры и строго блюсти, чтобы не было никаких уклонений от точной формулировки нашего Символа веры. Надо сказать, за него очень многие пострадали, многие пролили кровь за то, чтобы не уклоняться в ересь, не дать торжествовать в Церкви ересиархам.

Спаси вас Господь.






Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: