Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

протоиерей Сергий Теплов

Праздник Святой Троицы


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, братья и сестры, мы с вами совершаем службу праздника Святой Троицы – так именует Церковь этот особенный день, 50-й по Воскресении Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Этот день также называется днем рождения Церкви Христовой, ибо в этот день совершилось великое событие, которые было предвещено Христом Спасителем до Своих страданий, о котором Он говорил также и по Воскресении Своем, чтобы апостолы не удалялись от Иерусалима, но ждали обетований Духа, исходящего от Отца, что апостолы исполнились великой радостью. И когда они пребывали в горнице, слышали необычный шум, и на каждом из них почил язык пламени – таким образом является Дух Божий и этом мире в образе огня и почил на учениках Христовых, которые обрели действием Духа Святого дары проповедовать слово Божие по всей вселенной, разуметь тайны Царства Божия и получили дар говорения на различных языках, ибо это было необходимо для проповеди великих дел Божиих.

И тут же они, исполнившись благодати Духа, заговорили на множестве языков, ибо в это праздник ветхозаветной Пятидесятницы множество верующих людей с разных стран прибыли в Иерусалим для поклонения. И они услышали проповедь Евангелия каждый на своем языке. Это повествуется в Деяниях Святых Апостолов. Можно сказать, что эта Книга Деяний Святых Апостолов есть деяния Святого Духа и есть собственно Евангелие о Духе Святом. Если мы внимательно читаем эту Книгу, то видим, какие дары Дух Святой преподал ученикам Господа, как они проповедовали и совершали чудеса, подобные тем, которые творил Христос. Хотя не в таком, конечно, количестве, но апостолы могли и воскрешать, и целить самые тяжелые недуги. Сами претерпевали они, как мы знаем, многие скорби, проповедуя Евангелие. И все сподобились мученической кончины, кроме Иоанна Богослова, который таинственным образом закончил свой земной путь и по положению святых еще явится в этом мире, может быть, чтобы пострадать за Христа. Так же как и пророк Божий Илия, взятый на небо, и Енох.

Тайна Святой Троицы открывается нам в этот святой день, ибо то, что замыслил Отец, благоволил о спасении человеческого рода, то исполнил Сын, придя по воле Отца в этот мир. Восприняв человеческую природу, пострадав за наши грехи, сойдя во ад, Он воскрес, а далее вознесся на небеса вместе с человеческой плотью, воссел одесную Бога Отца и, как и обещал, ниспослал Духа Святого.

Дух Святой – это мы теперь уже знаем, – есть третье Лицо Святой Живоначальной Троицы. И Святая Троица явилась в своем действии уже в полноте в этот день, потому что Дух Святый, как мы видим, сойдя на апостолов, даровал им особые способности к разумению и проповеди, преодолению страха смерти, совершению чудес. Это все дары Духа, которые являют нам плоды подвига Христа Спасителя. И таким образом завершилась тайна Божественного замысла о Церкви, о том, чтобы всех желающих, всех верующих во Отца, Сына и Духа, во Христа, Бога и Человека, соединить вышеестественной любовью и ввести в радость вечной жизни. Такой замысел Божий. И мы видим, что в веках этот замысел осуществляется уже во всех народах, на всех континентах.

И Церковь неслучайно вспоминает сегодня разделение народов, которое произошло при строительстве Вавилонской башни, когда люди настолько возгордились, что вот такую независимость как бы от Бога пожелали увековечить в этом сооружении, вознесенном до небес. И Господь, видя, как это опасно для людей, что это приведет их к гибели, а Господь, мы знаем, обещал, что потопа больше не будет. Древние люди, они и дошли до такого состояния уже невозврата к Богу, когда уже продолжение жизни было бессмысленно, то есть человеческие души могут также повреждаться, подобно тем ангелам, которые пали и превратились в демонов и уже не способны к покаянию. Так же и человек может прийти в такое же состояние, хотя от рождения имеет от Бога способность воспринимать слово Божие, способность чувствовать своей совестью, что есть грех, а что есть благо. Но лукавый в течение жизни человека много воздействует на душу, чтобы ее приучить к греху, и отклонить, и отвратить от Бога.

Господь, не желая такой погибели (а мы знаем, что Бог каждого человека хочет спасти), Он и совершает это великое дело, разуметь которое нам, конечно же, невозможно во всей его полноте. Но мы становимся его участниками этого дела, если обращаемся ко Христу, если мы словом Христа обретаем веру в Святую Троицу и принимаем Святое Крещение, которое заповедал Христос, крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа. В этой заповеди Крещения во имя Святой Троицы мы разумеем саму великую тайну, что Бог един в трех Лицах, ибо имя одно, а Лица три.

И вот мы все с вами рождены от Бога и в Боге таинством Святого Крещения. И нас погружали в воду трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа, и по Крещении, когда душа рождается для вечности, совершается Пятидесятница личная, то есть таинство Миропомазания, когда со словами: «Печать дара Духа Святого», священник на всех членах нашего тела, а значит, души и духа, запечатлевает дары, ниспосылаемые Духом для спасения человека. Каждый из нас является носителем этих даров, хотя не всегда мы это осознаем и ценим. А мы можем впадать и в уныние, и в маловерие, подвергаемся страхованиям и прочим воздействиям нечистого духа, забывая, что в нас живет Сам Господь, возродил нас для жизни вечной и присутствует в глубине нашего сердца.

Поэтому Господь сказал нам искать Царство Божие внутри собственного сердца, не где-то там или здесь. А лукавый именно нас пытается гонять по всему миру в поисках чего-то, а на самом деле нам нужно углубиться в глубины собственного сердца и обрести там те дары, которые были нам преподаны в таинстве Святого Крещения, которые постоянно обновляются через таинство исповеди и причащения Святых Таин Христовых. Господь все время нам дает возможность укрепляться и возрастать в вере и благочестии, то есть в жизни по вере, в преодолении всех тех искушений, которые лукавый очень настойчиво и искусно, то есть под разными видами, пытается внедрить в наши сердца. Но Господь нам даровал Свою победу. И мы должны быть причастниками этой победы. И причащение победы Христа над смертью и диаволом даруется Духом Святым – таким образом и совершается тайна спасения, в себе самой несущая образ Святой Троицы: то, о чем благоволил Отец, то совершил Сын и то даровал нам Дух Святой Своей благодатью.

Поздравляем всех с этим великим праздником. Он будет праздноваться не один день, но до следующий субботы. И после этой субботы, отдания праздника, будет особенный день воскресный, который именуется Днем Всех Святых. И мы будем созерцать плоды духа, которые явились в жизни многих святых. А собственно потому мы и называем Церковь Святой Соборной и Апостольской, потому что в ней возможно достижение святости. И вот прославляя святых, мы и исповедуем свою веру, что мы желаем идти по их стопам и также быть наследниками Царства Божия. И как вы знаете, этот день всех святых является престольным праздником этого святого храма, он посвящен памяти Всех Святых. И в том числе святых еще неведомых и не прославленных, потому что и невозможно всех святых нам перечислить и прославить.