протоиерей Евгений Каньшин

Память семи отроков, иже во Ефесе


Дорогие братья и сестры, всех причастников поздравляем с принятием Святых Христовых Таин, всех вас поздравляем с памятью святых отроков, иже во Ефесе. Семи отроков, с которыми связано великое чудо, сотворенное Господом.

События тех дней завораживают, когда начинаешь читать, увлекают, и действительно понимаешь, что Промысл Божий не может человек никакой осмыслить во всей своей полноте. Промысл Божий заботится не только о ежесекундном, ежемоментном каком-то, какой-то необходимости, но простирается вот в данном случае, связанном с семи отроками, далеко-далеко вперед.

Надо сказать, что случай, происшедший в 250 году по Рождестве Христовом, совершенно уникальный и особенный. И надо о нем сказать несколько слов. Тогда, в правление императора-язычника Декия, с 249 по 251 год он правил, Римская империя еще была вся языческая, только кое-где начинали зарождаться островки христианской жизни. Святые апостолы прошедшие ставили учеников, епископов, пресвитеров, начинали совершаться богослужения, приноситься бескровная жертва во время службы, и только-только стали обращаться ко Христу из язычества многие люди.

И так случилось в правление императора Декия, его воины, достаточно юные по возрасту, но тем не менее вот семь человек, они были христианами, в отличие от прочих воинов, которые были язычниками. И вот в определенный день праздника языческого, когда надо было богам приносить жертвы, они отказались это делать. И, естественно, нашлись, как всегда находятся, те люди, которые донесли императору на этих юношей, сказав, что вот, они отрицают богов и они не собираются приносить жертву им.

Император, весьма уважающий воинов, позвал их и стал с ними очень дружелюбно и вежливо разговаривать о том, что они за веру держат. И юноши рассказали ему, что они христиане, верят в Единого Живого Бога, и Ему поклоняются, и Ему приносят жертву смирения сердца своего и уповают на Воскресение. Император, в общем-то, выслушав все, стал их увещевать, чтобы они не отказывались от поклонения языческим богам. И всячески с ними по-хорошему говорил, чтобы их вразумить, чтобы они поняли, что не надо отказываться от поклонения языческим богам. Но тем не менее, юноши были непреклонны. И император тогда решил наказать их вот таким некоторым смыслом лишить воинской чести и славы. Они были лишены всех регалий воинских, то есть стали самыми простыми людьми, все звания и все почести у них были отняты, а самих их отпустили на тот момент.

Но эти юноши, освободившись от императора таким образом и от воинской службы, по факту того, что их выгнали из войска, они не огорчались. Потому что главное для них было это, если и потребуется, отдать жизнь свою за Христа Господа, к этому они и готовились. И для того чтобы им было удобно это делать, они, придя в свои домы, кто что имел, раздали нищим, взяв с собой только самое необходимое для покупки хлеба и удались в горы, в пещеру. И там молились, ожидая, что за ними вот-вот придут и призовут их на казнь. И им придется исповедовать имя Господне и, если Бог того изволит, то и душу свою положить за Христа. И вот они в этой пещере молились, изредка посылая меньшего из них в город купить хлеб.

Через какое-то время император вспомнил о них, послал своего военачальника разведать, где юноши находятся, чтобы призвать их к ответу. Но военачальник некий, он надавил, так сказать, на родителей их, на родственников и разузнал таким образом, где пещера и где скрываются христиане эти, пошел туда. И увидев, что в этой пещере они в глубине молятся, и Христу молятся, а не языческим богам, что они не отступили от своей веры, он решил их уморить. И с воинами заложили большими камнями вход в эту пещеру очень плотно, так что, в общем-то, отроки оказались в этой пещере замурованы.

Но перед этим, надо сказать, когда младший из них, Ямвлих, сходил в город и купил хлеба, они вкусили его и, по особому смотрению Божию, уснули таким сном сразу все, таким образом, что были, как мертвые. Мы знаем, что такие события похожие случаются, но то был особый Промысл Божий. И вот оказались они погребенными в этой пещере. Некие из воинов, которые тайными были христианами в войске, знающие, где заложили камнями пещеру с юношами, написали таблички такие специальные, на оловянных табличках написали, что тут и как произошло. И в камни эти таблички засунули.

Прошли годы, прошло два века с тех пор. Был император Константин, который издал буллу о веротерпимости, и христианство уже перестали гнать. Но тогда было время возникновения еретических споров. Стали появляться еретики, в том числе и ариане, и другие, которые говорили о том, что не будет всеобщего воскресения, что все это неправда, и иные многие ереси в то время стали возникать. И вот по особому смотрению тот, на чьей земле находилась эта гора и пещера, решил для созидания дороги воспользоваться камнями, которые лежали завалом таким, и стал камень за камнем разбирать вход в эту пещеру, как оказалось. То есть брал камни, и оказалось, что там пещера. И когда разгребли все эти камни, увидели, что там юноши. И эти юноши стали просыпаться, и одежда их была несовременная уже, и сами они, с опаской взирая на происходящее, не понимали, где находятся.

Очнувшись от сна, все юноши, между собой переговариваясь, послали Ямвлиха в город разузнать, что и как. Им-то казалось, что прошло совсем мало времени, может быть, часа два. И вот Ямвлих, идя в город, уже по пути стал удивляться, смотря на окрестности, не понимая, как все могло так быстро измениться. Все какое-то непривычное совершенно, все по-другому, везде храмы и кресты, никакого гонения нет. Придя в город, он желал купить хлеба и подал серебряную монету, которой обычно расплачивался. Оказалось, что уже как много лет такие монеты не в ходу, все совсем по-другому.

Лавочник отвел его в церковь, где Ямвлих встретился с епископом и градоначальником, и те, поговорив с ним, проследовали в пещеру к остальным юношам, и вот те поведали им историю, но в это с трудом верилось. Но найдены были таблички, в которых были описаны события тех лет. И все удостоверились, и епископ, и градоначальник, и бывшие с ними, и огромное количество народа, узнавшие об этом, пришедшие посмотреть на отроков. И таким образом явлено всем было чудо. Все поняли, что Промысл Божий говорит о всеобщем воскресении. Как раз это был период смут. Было правление императора Феодосия с 1408 по 1450 год, и были смуты и ереси, как раз еретики хулили воскресение. И тут пещера с воскресшими юношами. Конечно, для всех это было поразительное чудо, поразительное. Но сами юноши поняли, что послужили делу важному, делу Промысла Божиего. И они поняли, что в этом и была их вот такая, Богом избранная миссия.

Сами же они, восчувствовали, что сделали дело нужное и важное, стали потихонечку ослабевать, понимая, что им, как и всем прочим людям, нужно из этой жизни уходить определенным Господом порядком и быть воскрешенными вместе со всеми в день Суда Господня. Так что они, собравшись вместе и помолившись Господу, тихо опочили в Боге. Для всех это было знамение великое, мощи их с честью берегли и хранили. Так что наш русский паломник Даниил в XII веке, быв в Ефесе, был около мощей святых отроков Ефесских. Вот такое чудо для победы над ересями, для утверждения в Воскресении Христовом явил Господь, и этих святых отроков, святых юношей. Вот такой Промысл Божий. О каждом Господь печется, каждый может в своей жизни найти особые знамения. Если быть внимательным и искать Промысла Божиего, просить Господа укрепить в вере и исправить стопы наши, то есть движение наше по жизни, то Господь не замедлит и каждому будет являть Свою волю и являть Свою поддержку.

Будем молиться святым отрокам, чтобы укрепили нас в вере, чтобы никто не сомневался в словах Христовых, они актуальны и по сей день, и до скончания века. И сколько бы ни было по жизни разных доморощенных толкований и ересей, какие бы лжехристы и лжепророки ни восставали, мы с вами имеем предупреждение от Христа не верить им. И образ святых отроков Ефесских пусть укрепляет каждого следовать слову Господню безукоризненно, следовать воле Господней.

С праздником вас. Благословение Божие да будет со всеми вами.



Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: