Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

протоиерей Евгений Каньшин

Память свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца


Поздравляем всех причастников с принятием Святых Христовых Таин.

Всех вас поздравляю с памятью святителя Тихона, в честь которого освящен храм у нас в скиту, куда сейчас ушел крестный ход из нашего храма. И там совершается праздничная Божественная литургия в честь святителя Тихона.

Святитель Тихон – уникальный человек. И Священное Предание нам оставило его жизнеописание достаточно подробное, имеются также в нашей доступности его писания – книги, которые он составил для назидания паствы. Сам он родился в 1724 году, в семье дьячка в Новгородской губернии. Семья была многодетная и, поскольку отец семьи скончался достаточно рано, семья испытывала большую нужду. Жили крайне бедно. Старший брат будущего святителя ушел служить дьячком, второй брат ушел на военную службу, матери помогали сестры по хозяйству и Тимофей – так звали Тихона в детстве до пострига. Вот Тимофей был при матери, помогал ей всем, чем мог. Жили крайне бедно, и 14 лет когда ему исполнилось, мама отвела его в Новгородскую духовную школу, где он начал обучение. И начал он это обучение весьма прилежно. Поначалу его поддерживал старший брат, который был дьячком, взял его на обеспечение материальное. А по сути дела, просто давал ему кусок хлеба раз в день, больше у них и не было чем поживиться.

Через два года после начала учебы духовное училище было преобразовано в семинарию. И поскольку не хватало учителей, обучение в семинарии получилось очень долгим – фактически 14 лет будущий святитель учился в семинарии. Закончил ее на отлично. За его трудолюбие, между уроками всех учащихся распределяли на подсобные работы – кто копал грядки, кто занимался еще какой-то физической работой. Так что даже сам образ жизни уже был похож на монашеский – труд и молитва, учеба и труды. Тимофей был весьма прилежным учеником, и это отметили многие преподаватели, многие архиереи, которые оценивали труды и экзаменовали учащихся.

По окончании семинарии он был оставлен там в качестве преподавателя риторики, несколько лет преподавал риторику в своей любимой семинарии. За это время, четыре года он был преподавателем, сформировалось его внутреннее решение стать монахом. И буквально в конце 1758 года он был пострижен в монашество и в ближайшем времени после этого рукоположен в иеродиакона, в иеромонаха. Ему назначали различные послушания, которые в постриге уже выполнял иеромонах Тихон весьма усердно. Начальство его ценило, поэтому старались его отправить на самые важные ответственные послушания. Был он весьма прилежным в своих трудах, и на него можно было положиться. Жизни он был весьма благочестивой, строгой аскетической жизни, себя не жалел, трудился, молился, совершал с кротостью и усердием богослужения, так что на него не могли нарадоваться.

И вот через небольшое время епископ тверской выписал, так сказать, его, попросил, чтобы уступили этого иеромонаха ему для управления епархией. И иеромонах Тихон был переведен в Тверь на помощь владыке тверскому. В связи с предстоящими трудами, а надо было поднимать монастыри, он был произведен в архимандриты, и назначен настоятелем нескольких монастырей. Так что ему приходилось совмещать и труды по консистории, по учебным заведениям, преподавательские труды он не оставил, и одновременно управлять монастырями. Это было достаточно сложно и трудно. Но он не роптал, делал все, что от него требовалось. И через малое время решением священноначалия он был рукоположен в епископа и в скором времени отправлен на Воронежскую кафедру. Воронежская кафедра к тому времени пустовала, и сама епархия объединяла в себе и Ростовскую, и Орловскую, и Липецкую, и саму Воронежскую землю, так что там, в общем, как говорится, было где развернуться.

И вот святитель Тихон был отправлен на Воронежскую кафедру, там сразу оценил вот такой пласт дел. Дело все в том, что в Воронежской земле в то время было достаточно много язычников. И достаточно много сохранилось языческих обычаев, со всеми атрибутами этих празднеств, со всякого рода нечестием, развратом, пьянством и прочими поклонениями чучелам, богов языческих. Много было всякого рода бесчинств, связанных с этим грабежей, насилий, убийств – так что досталась святителю кафедра с большими-большими проблемами. И вот он сразу ринулся в труды, сразу ринулся в бой.

Перво-наперво он понял, что народ надо учить, учат народ образованные пастыри, и он первым делом занялся воспитанием духовенства, стал подбирать лучших кандидатов, стал заниматься их образованием. Преобразовал духовную школу в Воронеже в семинарию, поставил очень хороших учителей в семинарию, так чтобы будущие священники получили хорошее образование, знание Священного Писания, Священного Предания, богослужения, аскетики, богословия. Так что можно было бы беседовать им достаточно усердно и одерживать победы и в полемиках с язычниками, и в полемиках со старообрядцами, коих в этих землях было огромное количество. Бежали туда старообрядцы из центральных областей от гнева властей церковных и светских.

И вот святитель Тихон сам, лично, вторгаясь на торжища языческие, там произносил проповеди, обличал нравы людей, которые служили и Богу, и мамоне. Многие крещеные по старым привычкам, уже не помня зачем, участвовали в языческих празднествах, в языческих обрядах. И вот святитель вразумлял их, наставлял, учил и призывал к пути покаяния.

Сам он был жизни абсолютно аскетической. Никто не знает, когда святитель ел, когда он спал, когда он уделял время себе – никто этого не помнит и не видит. Но все заметили его строгий образ жизни и стали обращаться к нему как к пастырю духовному, ходили к нему на откровение, исповедовались у него. Святитель неустанно и крестил, и вразумлял, и делал все, что мог. Обилие трудов, которые святитель произвел за это время, пока он был на Воронежской кафедре, не поддается уразумению, как может человек со своими немощными силами сделать то, что сделал святитель Тихон. Около миллиона старообрядцев он обратил к покаянию и присоединил к Церкви. Тысячами обратил язычников, большое количество православных людей, которые были крещены, но не просвещены в вере, он наставлял, учил. А затем уже из устроенной им семинарии пошли поколения пастырей, которые под его руководством стали созидать храмы, учить народ. Так что эта епархия стала возрождаться, обновляться, как феникс из пепла, была возрождена.

Святитель Тихон всего себя отдавал этим трудам, не жалея своей жизни, своего здоровья. Надо сказать, что труды были великие, и хотя святитель находился на этой кафедре четыре года и семь месяцев, вроде срок-то маленький, но однако сделано им было невероятное количество жизненно важных дел для народа этой епархии. Сам святитель таким образом из-за этих трудов, не жалея себя, подорвал свое здоровье, и очень серьезно захворал. Так что священноначалие отпустило его на покой с разрешением жить в любом месте, где он только захочет. И вот святитель опять же, отпущенный на покой, уже обуреваемый тяжелыми хворями, избрал такую тактику: он стал жить в разных монастырях. Приезжает в один, там остается, занимается проповедями, занимается большим количеством собеседований с народом, перепиской со многими духовными чадами по всей России, его знали и многие вели с ним переписку. Сам уже он начал параллельно и литературные труды. Известно несколько его книг, назиданий к пастве, назиданий к пастырям, известие учительное о том, как узнать свою веру, как стать истинным христианином.

И вот святитель, так переходя из монастыря в монастырь, устраивая благолепие по тем местам, где он был, назидая, уча, оставляя после себя литературу необходимую, продолжал свои просветительские труды. И таким образом 15 лет еще, вот будучи на покое, святитель, переходя из монастыря в монастырь, вел посильные вот такие труды.

Затем уже, чувствуя что хвори его одолевают, и что жизнь его близится к закату, святитель уехал в Задонский монастырь и, оставшись тем, ушел, можно сказать, в полный затвор. Общаясь только с келейником своим Митрофаном, служил он в келье и молился Господу, однако же еще продолжал литературные труды, просил Господа известить, сколько времени осталось ему жить. Господь открыл святителю время его кончины, так что святитель смог объявить об этом времени своим всем знакомым, чадам духовным. К нему приехало за три дня до его кончины огромное количество людей попрощаться со своим духовным отцом и пастырем. Святитель всех назидал словом, благословение преподал, труды свои литературные им вверил для изучения. И через три дня на Рождество, приобщившись Святых Таин Христовых, мирно предал душу в руце Божии.

Через 80 лет были обретены нетленные мощи святителя Тихона, и он был прославлен Церковью в лике святых. Святитель Тихон великий человек, великие труды поднял, хотя прожил он всего 59 лет. Жизнь, можно сказать, по нашим меркам, короткая, но весьма и весьма насыщенная. Как светильник он горел, дабы светить всем, всех обращать ко Христу.

Святителю Тихону будем молиться о том, дабы он взыскал души всех заблудших людей, кто впал в суеверия, в язычество, какие-то вольномыслие или уклонения от веры. Тех кто крещен, но не просвещен в вере, а таких в нашем Отечестве большинство. Святитель Тихон действительно покровитель нашей земли, наш небесный ангел хранитель. Будем призывать его святые молитвы на всех нас, чтобы укрепил каждого в вере, укрепил каждого в уповании на Господа нашего Иисуса Христа.

С праздником вас. Божие благословение да будет со всеми вами.