Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

После акафиста "Всецарице"


Поздравляю всех, братья и сестры, с продолжающимся праздником Рождества Богородицы. И в свете этого праздника нам особенно радостно прославлять Пречистую Деву и чудотворный образ Ее, именуемый «Всецарица». Мы знаем, что через Пречистую Деву Господь совершает многие и многие чудеса, ибо Богородица непрестанно молится Богу, непрестанно печется о спасении тех, кто призывает Ее в своих молитвах, потому так для нас важно иметь такой навык обращаться к Богородице. Особенно когда нас борют какие-то страсти, скорби, болезни, прежде всего нужно вспомнить о предстательстве Божией Матери, Ее участие, Ее любовь к нам гораздо быстрее нам дадут просимое. Господь слышит Свою Пречистую Матерь лучше, чем нас, в том смысле, что Ее молитвы чистые и Богу угодные, и Она поставлена Богом на то, чтобы помогать всем страждущим и призывающим Христа и почитающим Пречистую Матерь Его. Мы знаем заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле». Когда мы почитаем Бога как Отца, и когда мы почитаем Матерь Сына Божия, то мы тоже исполняем эту заповедь вдвойне и имеем все благое, все необходимое для нашей жизни.

Но прежде всего мы просим о спасении души, и именно болезни и скорби нам помогают это понять, что главное все-таки это не земное благополучие и не здравие тела, но выздоровление нашей души. Как говорит апостол: «Страдающий по плоти перестает грешить». И мы на опыте это узнаем, когда посещают нас те или иные болезни, мы невольно и грехи свои вспоминаем, и у нас состояние души совсем иное. Мы даже имеем желание исправить свою жизнь и внутренне молимся: «Господи, дай мне здравие, и я уже не буду жить, как прежде, но буду бороться с грехом. Буду христианином не только по имени, но и по внутреннему своему стремлению». Поэтому не будем забывать, что те болезни, которые мы получаем в нашей жизни, хотя они являются следствием наших грехов, как правило, и Господь не раз на это указывал, исцеляя тех или иных больных. Правда, не всегда это бывает. Мы знаем, слепорожденный не согрешил, ни даже родители его, но через исцеление его явилась слава Божия, великие Божие дела. Но тем не менее всегда болезнь есть следствие греха, это мы должны хорошо знать. И любая телесная болезнь нам лишь напоминает о конечности нашей жизни, о том, что нам прилежит исход из этой жизни и о том, что душа наша больна так же, как и тело. И прося о исцелении – а мы чувствуем болезнь всеми фибрами, что называется, своей души, мы чувствуем, как болезнь лишает жизни, нам не хочется умирать, мы созданы для вечной жизни, для блаженства, и мы начинаем искать помощь Божией, мы начинаем молиться, мы начинаем размышлять о вечном, о смысле своей жизни, о причине болезни, и это приносит нам величайшую пользу.

Но не будем думать, что сами болезни могут нас спасти. Нет, конечно. Просто Бог столь премудр и столь Он любит человека, что даже следствие наших грехов Он обращает во благо. Так что мы в каждой болезни получаем и лекарство от греха, лекарство от вечной смерти, если молимся Богу, если каемся в грехах. Так вот Бог премудро устроил, что никто не спасается автоматически: заболел – и спасся. Нет. Нужно в болезни покаяться в своих грехах и взыскать Божий благодати. И мы знаем, что Господь любые болезни может исцелить. И если не происходит полного исцеления, а только частичное, а главное, исцеляется наша душа – это уж точно мы знаем, когда приходим каяться в грехах. И после исповеди у нас крылья вырастают, и мы чувствуем что как будто какой-то камень свалился с нашей души, и нам уже сама болезнь не страшна, мы уже обретаем новое дыхание, дыхание веры и любви, так что мы имеем очень ясное удостоверение в том, что Бог нас слышит и любит, и врачует прежде всего нашу душу. А вот исцеление тела может быть неполным, мы порой имеем облегчение от болезни, болезнь ослабляется. Но полностью Господь ее не отнимает от нас по той причине, что хочет нас спасти, и сама болезнь нам необходима, как крест, без которого невозможно спастись и войти в Царство Небесное.

Уже в среду мы будем совершать предпразднство, посвященное Кресту Господню, ибо в четверг великий праздник Воздвижение Честного Животворящего Креста, который нам напомнит о том, что путь в Царство Небесное Господь отверз через Крест Своими страданиями и дал заповедь: «Кто хочет идти за Мной, да возьмет свой крест и следует за Мной». Поэтому когда мы в этом мире земном ощущаем те или иные скорби и болезни, мы должны понимать это крест, который нам Господь предлагает взять для нашего же спасения. И великая польза, когда человек смиренно берет этот крест и несет его без ропота, без возмущения: за что? почему? Уже зная внутренне чрез таинства Церкви, через действие Божией благодати, зная, как полезно этот крест нести, следуя за Христом и веруя, что таким путем мы войдем в Царство Божие, Царство вечной радости и любви.

И уже здесь, на земле человек обретает эту радость, уже здесь он чувствует Божие присутствие, когда усердно прибегает к таинствам Церкви, когда и дома старается, и во всех обстоятельствах призывать Бога и видеть в этом самое для себя ценное, что Господь даровал – это веру и содействие Божией благодати. Она действует очень незаметно, так чтобы не подавить нашу свободу. И чтобы почувствовать действие Божией благодати нужно быть очень кротким и внимательным человеком, чтобы не страсти бушевали в нас. Особенно гордость, которая закрывает полностью нас и отделяет от Бога, и мы слышим только себя самих, да и греховные помыслы, которые, принимая, считаем собственными. А это лукавый дух всевает в нас те или иные злые мысли, которые могут ввергать нас и в уныние, и в отчаяние, и в гнев, и в обиды. Душа кроткая, чуткая не позволяет демонам завладеть своей душой, но, призывая Бога, может ощущать мир и радость в своей собственной душе и уже здесь, на земле обретает начатки той вечной радости, которую Господь приготовил любящим Его.

Поэтому не будем никогда унывать, ни в каких обстоятельствах, как говорит апостол: «И в отчаянных обстоятельствах не отчаивайтесь». Потому что отчаяние есть признак неверия в благость и всемогущество Божие, неверие во Христа Спасителя, и это путь к смерти и погибели. Лукавый пытается нас погубить, внушая нам такие греховные мысли и состояния. А наше дело не принять, погнушаться подобными мыслями, ибо они клевещут на Бога и представляют Бога в ложном свете извращенном. Отвергнув зло, мы открываем свою душу для действия Божия благодати. Потому что Господь не может действовать там, где мы от Него отворачиваемся и даем предпочтение злому духу. Поэтому от нашей свободы, от нашего выбора зависит и наше спасение. Бог хочет нас всех спасти, и мы в этом не сомневаемся. Но вот мы бываем таковы, что не хотим спасаться, что мы, подвергаясь искушениям, в них впадаем, и пребываем. То есть не боремся с искушением, не каемся, не призываем Бога, а просто в этом болоте сидим и имеем какое-то греховное наслаждение от того, что эта грязь духовная нас захватывает. И праздники Богородицы, праздники Господни, великие праздники нам все время напоминают о том, что Бог нас любит, что Бог ради нас пострадал и воскрес и желает, чтобы мы все мы воскресли. И коль скоро Бог всемогущ и хочет нас спасти, то только дело за нашим произволением.

Вот мы сегодня собрались в этом храме святой древней обители московской и молились Божией Матери едиными устами, единым сердцем. В этом акафисте, который мы с вами пели, заключены многие и многие откровения Божии. Именно то, что Бог открыл нам в Своем желании нас спасти – о Боговоплощении, о принятии Святых Таин Христовых, и все это стало возможным благодаря смирению Божией Матери, что Она, преклонив главу, сказала: «Я раба Господня, да будет Мне по слову Твоему», Архангелу Гавриилу.

И сегодня мы слышали удивительное пророчество, которое Божия Матерь о Себе Самой изрекла, движимая Духом Святым, при встрече с праведной Елисаветой: «Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди». Вот мы, собственно, исполняем это пророчество с вами, молясь Богородице, прославляя Ее. Это же Божие благословение. Она, конечно, говорила это не от Себя, а именно в смирении Дух Божий действовал чрез Нее, пророчествовал. Но начала Она Свое пророчество словами: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем» – вот начало всякой молитвы и всякого обращения к Богу – это прославление Бога и радость. Радость от того, что Бог пришел в этот мир, чтобы нас спасти. Желаю всем радости, помощи Божией, в несении креста жизненного. Желаю всем исцеления, потребного для спасения. И еще раз всех с праздником Рождества Богородицы.