Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Воздвижение Креста Господня


Поздравляю всех с великим двунадесятым праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Причастников с принятием животворящих Таин Христовых.

И как мы уже знаем, сегодня для нас особый день, ибо в нашем монастыре есть храм, посвященный этому празднику, Воздвижению Креста Господня, самый древний храм обители, который возвращен милостью Божией Церкви. И сегодня будет свершен крестный ход после поздней литургия и свершен первый молебен в день престольного праздника. Надеемся, что этот храм будет восстановлен, освящен, и мы в нем сможем с вами помолиться. А для нас очень важна вот эта преемственность и воспоминание истоков тех Божиих благословений, которые были даны этому святому месту. Мы видим, как свершается совершенно невозможное – то, что казалось безвозвратно утерянным, вдруг является неожиданно и чудесно. Собственно, и сам праздник нам об этом говорит, потому что Крест Христов был погребен и находился в поругании в течение почти что трехсот лет. И, как мы знаем, промыслительно в месте распятия Христа, Голгофа и Гроб Господень, где Христос был погребен с любовью, находились и находятся рядом, совсем близко, так что оказалось возможно объединить их в одном храме. И мы сегодня воспоминаем историю обретения Креста и историю сооружения этого великого храма Воскресения Господня над Голгофой и Гробом Господним.

300 лет, как мы знаем, после разорения Иерусалима это место было в поругании, засыпано землей, и на этом искусственном холме было воздвигнуто капище Венере, Аполлону, и там приносились языческие жертвы и, возможно, кровавые человеческие. И хотя по всему миру уже вера Христова чудесно распространилась, несмотря на страшные гонения, и к этому времени уже царь Константин был просвещен Богом чрез явление ему знамения Креста на небе, и он восхотел этот крест найти. В это время уже было много христиан во всем мире, и мир был просвещен. Было много мучеников, которые именуются свидетелями Воскресения Христова, ибо они взошли на свой крест, на свою Голгофу, они попрали страх смерти, ибо веровали в воскресение.

Неслучайно Голгофа и гроб Господень, откуда Господь воскрес, находятся так рядом, потому что тайна Воскресения предваряется тайной Креста, и, собственно, это одна тайна Божиего замысла о спасении человеческого рода. И мы сегодня так и поем: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». То есть сегодня в нашем празднике объединяется и Страстная седмица, и Пасха, Воскресение Христово. Поэтому у нас и радость великая, но и есть желание в этой радости приобщиться к скорби распятия и Креста. Поэтому Церковь сегодня установила строгий пост. Ну каждый, конечно, по своим возможностям этот пост совершает, строгость определяется возможностями человека, чтобы не было вреда только, какого-то обострения каких-то болезней. Но важно самое духовное начало, чтобы в этот день мы действительно желали хоть немного свою плоть смирить и подчинить духу. Воскреснуть со Христом и, может, только тот, кто вступил в смертный бой со страстями, которые во многом коренятся в нашем теле, и поэтому необходим пост для тела, чтобы смирить тело и подчинить духу.

Поэтому праздник сегодня очень таинственный, он объединяет и Голгофу, и Воскресение, а само распятие Христа – это есть великая тайна. Как Бог мог стать человеком – это великая тайна, и как Бог мог пострадать в человеческой природе ради нашего спасения. Это тайна, сокрытая от сотворения мира. Величайшая премудрость Божия, до которой невозможно никак додуматься никаким мудрецам. Поэтому апостол говорит в сегодняшнем чтении: «Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну. Где мудрец, где книжник, где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие, когда мир не познал Бога премудростью своей, не познал премудрости Божией, что благоугодно было Богу юродством – то есть безумием – проповеди спасти верующих, потому что Крест есть безумие для погибающих» – для людей, которые не приобщены к тайне Христа.

Действительно, любой человек страшится смерти, цепенеет пред одним только воспоминанием, боится мучений. Это естественно для природы человека, ибо человек создан не для смерти и не для страданий. Но мы с вами приобщены верой уже к тайне Христа. Мы знаем, что через страдания Христа мы с вами исцеляемся от смертной болезни, от греха и от вечной муки. И поэтому для нас Крест становится вожделенным, становится святым в нашем восприятии, мы поклоняемся Кресту. И это было утверждено на Шестом Вселенском соборе, не сразу после обретения Креста, что Кресту должно поклоняться, ибо Крест в понимании Церкви есть Древо жизни, Древо, дающее жизнь. Мы знаем, что смерть пришла через древо, древо преслушания, как его называют, древо познания. Но было еще другое в раю древо – древо жизни, и, как мы знаем, после грехопадения Бог изгнал наших прародителей из рая и поставил Херувима с неким таинственным обращающимся мечом, чтобы хранить путь к этому древу. То есть древо жизни охраняемо было уже с момента грехопадения, когда Адам потерял первую благодать, когда он стал прятаться от Бога, и гордость поселилась в его сердце. Ему еще было несвоевременно эту тайну Креста постигать, и Господь тщательно хранил и хранит тайну Креста, потому что это великая тайна, непостижимая плотским умом.

Господь указывал на эту тайну Своим ученикам не раз и не два, что Ему должно быть распяту. И во всей истории Священной есть пророчества о Кресте, и Сам Господь в Евангелии напоминает об этом, что, как Моисей вознес змею пустыни, и все кто взирали на этого змея медного, они исцелялись от укусов змей, так и Сыну Человеческому должно быть вознесенному на древо. И кто взирает на Крест Христа распятого с верой, тот исцеляется от укусов ядовитых змей – то есть от помыслов, которые проникают в нашу душу от лукавого. И вот этот яд, который может отравить и умертвить душу становится бездейственным именно благодаря тому, что мы взираем на Христа распятого и воскресшего. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» – вот оружие, которым мы побеждаем этих ядовитых змей и обретаем мир с Богом. И для нас страдания становятся уже и не страшными, мы их воспринимаем как возможность сораспяться Христу. Если мы любим Христа, то мы готовы ради Него и пострадать, взять крест, как Он говорит: «Кто хочет идти за Мной, в Мое Царство, да возьмет крест свой и по Мне грядет».

Каждый добровольно, никому Господь не навязывает. И тайна Креста разделяет людей на тех, кто принимает тайну Креста, кто готов следовать за Христом и страдания земной жизни воспринимает как милость Божию, возможность свою веру не только словом, но и делом осуществить и тем самым обрести Божие содействие в борьбе с грехом и победить этот грех в себе. И людей, которые хулят Крест, Христа, Церковь, потому апостол говорит: «Крест для погибающих безумие, а для нас сила Божия». Вот так Крест разделяет мир на две части. Каждый выбирает по своему сердцу и получает соответственно либо воскресение, либо вечную муку.

Поэтому когда нам приходится понести какие-то скорби и страдания, мы не должны унывать, но должны в молитве ко Христу обретать силу и самые страдания считать для себя милостью Божией. Так поступал Иоанн Златоустый, которого мы сегодня вспоминаем, ибо в этот день Господь его призвал в обители небесные. И знаем, какой тяжелый крест он нес в конце своей жизни, был истинным исповедником, и его молитва: «Слава Богу за все» – и, как мы еще добавляем: и за скорбь, и за радость, как бы расшифровывая мысль великого святителя. Он с этой молитвой и предал дух свой Господу в тяжелых испытаниях, в болезнях, в изгнании. Вот пример для нас постижения тайны Креста.

Тайна сия велика есть, ибо это есть тайна Церкви, тайна спасения, и без Креста этой тайны не существует. Ибо протестанты отвергают Крест, и они оказываются вне Церкви. Он уже себя сами отлучили от животворящей силы Воскресшего Христа. Мы же с вами в лоне Православной Церкви благодарим Бога за то, что Господь нам эту тайну открывает каждому в его жизни, и для нас Крест – это есть победа над смертью, это есть древо жизни, от которого мы питаемся все плодами этого древа, то есть подвигом Христа, Его Животворящими Дарами, той благодатью Духа, которую Господь изливает по вере в распятого и воскресшего Христа. Поэтому я всех поздравляю с обретением этой веры в том, пускай малом желании нести свой крест. Пусть Господь укрепит нас этой силой побеждать в себе грех и воскресать для вечной жизни. Аминь.