Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Память свв. мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта


Поздравляю всех с продолжающимся великим праздником Воздвижения Животворящего Креста Господня, причастников с принятием Святых Христовых Таин. Отдание праздника Воздвижения будет совершаться в четверг, и таким образом праздник этот празднуется в течение восьми дней, что является признаком его величия. И мы с вами все имеем возможность сегодня приложиться к Животворящему Древу. И созерцая Крест и цветы, которыми он украшен, мы яснее себе представляем, что именно Крест является Животворящим, он дает жизнь, красоту, радость. И вот как эти чудесные цветы, которые украшают Крест, так наши души должны украшать Церковь Христову, прославлять Христа, прежде всего несением собственного жизненного креста, подражая нашему Господу и Учителю.

И сегодня мы почитаем мучеников Трофима, Савватия и Доримедонта, которые за Христа пострадали в конце III столетия, во время гонений, воздвигнутых императором Пробом. И однажды они оказались в городе Антиохии, где совершалось языческое празднество, приносили жертвы, лилось рекою вино, творилось бесчестье, то есть блудные деяния. И они, как христиане, были весьма опечалены, видя вот эту страшную картину греха и отступления от Создателя. У них не было осуждения людей, у них была к ним жалость, скорбь, и они, движимые этой скорбью, молились о заблудших, чтобы Господь призвал их на путь спасения. Были замечены, схвачены, допрошены, и им было предложено принести жертву идолам, от чего, конечно, они отказались, и были подвергнуты страшным мукам. Так святой мученик Трофим был отдан известному палачу и мучителю, который изобретал различные жестокие пытки, несколько дней он мучил мужественного христианина, три дня водил его в железных сапогах с гвоздями, побиваемого конниками. Также и другие мученики, Савватий и Доримедонт, не дрогнули пред этими страшными мучениями, но до смерти исповедовали Христа.

Трофим, когда его гнали в этих железных ботинках с гвоздями, молился такими словами: «Многи скорби праведным, и от всех их избавит их Господь». То есть твердо исповедовал, что праведники должны страдать. Ибо самый великий праведник – это Господь Иисус Христос, пострадал невинно на Кресте и в течение всей Своей жизни нес крест жизненный. И если мы хотим войти в Царство Христово, то мы должны подражать Христу по слову апостола: «Подражайте мне, как я Христу». А значит, брать свой крест, значит не страшиться этих временных мук, которые всегда сообразны с нашими силами. В этом можем мы никогда не сомневаться, что Бог не дает нам никогда испытаний, превышающих наши силы души и тела. И поскольку Трофим Савватий и Доримедонт были уже подготовлены благодатью Божией к подвигу мученичества, Господь призвал их и даровал им уподобиться Себе в этих страданиях, и верим, что даровал им великую славу в Царствии Своем.

Поэтому будем всегда верить, что от всех скорбей избавит Господь всех, кто Ему молится, кто в Него верует, кто Ему сохраняет верность. И если мы кого-то видим согрешающим, то нам должно скорбеть об этом человеке, о людях, которые прельщены демонами, которые не видят света Божия, совершая какие-то тяжкие грехи. Мы осуждаем только грех, потому что грех есть произведение лукавых духов, которые уже осуждены. Грех мы осуждаем, а людей жалеем. И если мы хотим кого-то обличить, ближних своих, то прежде всего наше сердце должно быть исполнено любовью и жалостью к этим людям. Тогда только можем открывать уста, по слову: от избытка сердца говорят уста.

И даже если мы будем говорить слова не очень приятные, но если они исполнены любовью к человеку, если в них будет сила, дарованная Христом по молитве Церкви, то, может быть, человек и воспримет это слово, а может, и нет, а может озлобиться и восстать на нас. И мы должны быть готовы и пострадать за этих людей, которых, обличая, хотим направить на путь спасения. Уж тем более мы не должны вступать в споры, раздоры, в осуждение, обиды. Чаще всего нами руководит именно страсть какая-то – гнева, раздражения, недовольства, осуждения, обиды, и мы вот из этой страсти пытаемся вразумлять, как мы думаем, человека. И это вразумление, конечно же, не приносит никаких добрых плодов, потому что из горького источника исходят наши слова. И поэтому нам в таких случаях лучше помолчать и помолиться. Поэтому говорят, что молчание золото. Но не всегда, конечно, нужно молчать, иногда нужно и говорить, и это бывает нелегко – говорить, не поддаваясь тем или иным страстям.

И сегодня мы слышим удивительное Евангелие, которое перечисляет имена всех праотцев Господа нашего Иисуса Христа, начиная от самого Адама. Адам, мы знаем, не имеет родителей, но он сотворен Богом из праха земного. Поэтому у Адама и Евы, созданных Богом, нет пуповины, они особые люди, созданные Самим Богом. И через них Бог, дав им заповедь плодиться и размножаться и наполнять землю, Господь творит всех нас. К сожалению, мы это все время забываем. Мы забываем, что мы потомки Адама. Мы даже своих прапрародителий часто не знаем даже, как зовут. Ну кто-то, может быть, и знает, конечно, счастлив тот человек, у которого хранится родословие. Но после революционных событий, а может быть, и раньше уже была утрачена вот эта традиция, библейская традиция сохранять память о своих предках и молиться о них. Ибо сказано: «Чти отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле».

От исполнения заповеди почитания родителей, оказывается, зависит вся жизнь человека. И как страшно, когда дети восстают на своих родителей, что и предсказано Евангелием, Господом Иисуса Христом: «Восстанут дети на родителей и умертвят их». Мы это видим в нашей жизни, вот эти восстания, как дети отрекаются от своих родителей, как родители проклинают своих детей, и тем самым пресекается род, разрушается жизнь. И мы сейчас, милостью Божией, имеем возможность по крупицам собирать то, что было разрушено, то, что было отвергнуто предыдущими поколениями, которые вкусили немало горечи от этих лет безбожия. И сейчас еще страдают люди от наследства этого времени, но вот удивительно, прошло четыре поколения, и дети тех, кто отвергал Бога, приходят вновь к вере. Я имею в виду здесь, на Руси, не знаю, что там на Западе происходит, там картина какая-то совсем печальная. Но у нас все-таки мы видим удивительное возрождение жизни духа, от которой зависит вся жизнь человека. И мы видим, что и почитание родителей тоже постепенно восстанавливается. Дети начинают заповедь слышать своим сердцем и прощают своих родителей, уже не спорят с ними, не перевоспитывают их, но терпеливо служат им в их немощи, в их старости, несут этот жизненный крест служения родителям и получают великую пользу, восстанавливая вот это родословие, которое у каждого есть. Каждый человек имеет свое происхождение вот свою цепочку, ведущую к Адаму и к Ною, конечно.

И вот святая Церковь свято хранит это родословие. И то, что оно сохранилось, уже говорит о том, что потомки Христа, они были благочестивыми людьми, они сохраняли родословие из рода в род, передавали. Тогда еще книг не было, но люди жили долго и имели хорошую память, и так вот из рода в род вот это родословие, которое с каждым поколением увеличивалось, передавалось и хранилось, как святыня, как что-то очень дорогое и важное.

И для нас важно услышать сегодня, что Христос тоже потомок Адама, как и мы. Как Адам был создан Богом и не произошел от семени, так и Христос, Который родился чудесно от Пречистой Девы, не нарушив девства, рожден без семени, как и первый Адам. И потому Церковь Его именует новым Адамом, и мы к этому Адаму все привиты через Крещение, через причастие Святых Таин Тела и Крови Христовых, уже происходим не только от ветхого Адама, мы, христиане, происходим от нового Адама. И это мы тоже должны всегда помнить, что мы же новые люди, несущие в себе благодать Духа, что мы сотелесны Самому Христу, поэтому называют нас Телом Христовым – Церковь, собрание верных – Телом Господа Иисуса Христа.

И я желаю всем нам не забывать об этом родстве, всегда это помнить. А то порой мы причащаемся, и это как-то не доходит до глубин нашего сознания и сердца, что мы уже потомки Христа. А в то же время мы потомки Адама, то есть в себе имеем грех, имеем ветхого человека. И вот в нашей душе происходит эта борьба ветхого и нового, о чем говорит апостол Павел: «Порой не то делаю, что хочу, а то, что не хочу, делаю», – то есть силен в нас грех, силен в нас ветхий человек, плотский человек. И мы никогда не должны об этом забывать, не расслабляться, не думать, что мы причастились – и все, дело сделано. Нет. Господь нам только дает силы, благодатные силы, для изменения по образу Божию и по подобию Божию.

Поэтому желаю всем нам, как эти цветы, которые украшают Крест, также очищаться от греха, быть Богу угодными, приятными, чтобы Господь не говорил: «Доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас». Аминь.