Версия для печати

протоиерей Евгений Каньшин

Пророк Иона


Всех причастников с принятием Святых Христовых Таин. И всех вас, дорогие братья и сестры, с памятью пророка Ионы. Многим известно это имя святого пророка. Жил он в VIII веке до Рождества Христова. И книга его, написанная им самим, находится в числе пророческих книг Ветхого Завета. Пророк Иона был учеником святого пророка Елисея, был Господом посылаем благовестить людям волю Господню.

И вот как-то раз послал Господь Иону совсем не к своим соотечественникам, а к народу, который был во вражде с Израилем – ниневитяны. Ниневия – город такой, на старых картах можно его найти. И Иона, рассуждая по-человечески, подумал: ну что же я пойду к этим вот врагам, какое-то слово Господне говорить, зачем это все нужно? Мне лучше своим соотечественникам слово Божие говорить. И не пошел. Вот так вот: повеление Божие есть, а он порассуждал-порассуждал, и сделал другое совершенно умозаключение и не пошел. Вот так все просто. Сел на корабль и поплыл куда-то в другом направлении. Ну как можно от Господа куда-то уплыть? Как можно куда-то спрятаться от Него? Такое умозаключение, сякое умозаключение – у людей всякое бывает. Но если воля Божия должна совершиться, то тут она не будет иметь никаких препятствий, никакой человеческий фактор не воспрепятствует исполнению Божественной воли.

И вот поднимается буря, и корабль начинает утопать. Тогда команда понимает, что это гнев Божий, и они начинают искать на корабле виновника. Как ищут виновного? Бросают жребий. На кого жребий выпадет, того надо выбросить в море, потому что он виновник этой бури. Ну уж как говорится, такие вот суеверия, такие нравы, и так уж оно было. И вот жребий выпадает на Иону, и он понимает, что он, действительно он причина гибели корабля, бури, как гнева Господня, потому что он не туда пошел, не исполняет волю Божию. Направил стопы свои по своим умозаключениям человеческого немощного разума, совершенно против воли Господней. И это гнев Божий за его непослушание. Страшно стало? Страшно. Но куда ты бежишь от гнева Господня? Никуда. Поэтому Иона понял свою ошибку, раскаялся и сказал команде, что да, это он виноват в этой буре, в этом гневе Господнем. Он прогневал Господа. И сказал им: да, выбросьте меня за борт, я достоин смерти, не всем же вам из-за меня погибать.

И вот команда так и сделала, и Иона был выброшен в пучину, волны огромные безумные, которые захлестывали весь корабль и грозились потопить всех. И на удивление всех буря утихла. Сразу же практически утихла буря. А Иону поглотила большая рыба. Сказано в Священном Писании – кит. Ну пойди, пойми, какой там кит. Но это даже и неважно, потому что дальше Промысл Божий и действует особым образом. Поглощает Иону рыба гигантская, и вот он во чреве заключен этой рыбы три дня. По прошествии трех дней эта рыба извергает его на сушу, к тому месту, где он должен был по воле Божией находиться.

Иона понимает, что не предал его Господь смерти. Наказание он получил, но имеется в виду, знаете, что наказание это в переводе со славянского «научение». «Наказуя, наказа мя Господь, смерти же не предаде мя». Научил его Господь исполнять волю, показал ему Свою силу и славу. Страшен гнев Господень. Иона понял свою ошибку. Зачем же убивать человека, который находится в покаянии и наказывать его смертью. И вот милостивый Господь дал ему жизнь во чреве этой рыбы, так что Иона неврежденный оказался через три дня выброшен этой рыбой на берег.

И Иона пошел в Ниневию, стал заходить в дома, стал говорить людям, что гнев Божий идет на вас. Если вы не покаетесь за беззаконие ваше, осталось 40 дней, через 40 дней погибель настает. Кстати, цифра 40 – здесь имеется в виду и наш сорокадневный пост. Тоже как традиция поститься с покаянием, и затем уже встречать Пасху Христову. И вот народ внял голосу Ионы. Тоже по особому произволению Божию, люди смирили свои сердца, склонили свои выи. Даже сам царь Ниневийский снял свои царские регалии все, порфиры, украшения, оделся в рубище обычное и сел вместе с народом в пепле и стал просить Господа прощения, плакать и стенать, лишь бы Господь не погубил весь город.

А Иона тем временем отошел от города на некое расстояние в пустынное место и тоже сел отдохнуть. Солнце его нещадно палило. И вот Господь дал, стала расти около него тыква. И стала виться вверх по камням, и листьями своими загородила его. И все это очень быстро свершилось, так что Иона смотрел на это, как на чудо Божественное, и сидел в прохладе, радовался. И радовался, что так Господь о нем печется, такое чудо сотворил. И вот как он только вот стал размышлять: ну вот зачем идти вот в эту Ниневию, зачем этим людям грешным проповедовать, уж заслужили, наверное, они наказание. Уже должны бы они, наверное, за свои беззакония и наказаны быть смертью, чего уж их там проповедью уговаривать: покайтесь, покайтесь. Уже пусть погибают, наверное, за свои беззакония, чего там уже с ними возиться.

Вот размышлял Иона, так сказать, рассуждал об этом. И вдруг появился некий червь – Священное Писание так говорит, – который стал грызть эту вот тыкву, которая закрывала Иону листьями от зноя солнечного. Растение это погибло, упало, листья его опустились, Иона опять стал палим солнцем. И сказал: «Господи, что это? Почему так опять случилось? Почему так случилось, почему растение это погибло? Оно защищало меня от солнца, такое было хорошее и, в общем-то, жалко, почему так случилось?» А вот Господь ему говорит: «Иона, ты пожалел это растение, которое сам не сажал. А ты думаешь, Мне не жалко людей, даже и грешных, которые в этом городе живут? А младенцев, которые не знают греха в этом городе очень много? Как же ты думаешь о погибели этих людей? А Я думаю о их покаянии».

И вот очень важные слова. Не всегда, бывает, мы понимаем, что суды Божии – не человеческие суды. Рассуждение Божественное – не человеческое рассуждение. Решение Божии – не наши с вами умозаключения. И вот таким образом и пророк – не значит, что он был идеальный человек. Да, дар благовестить волю Господню у него есть, но во всем остальном он обычный человек, со своими рассуждениями. И вот тем более Священное Писание так открыто нам с вами раскрывает вот эти немощи человеческие, которые абсолютно присущи каждому из нас. Как Ионе, так и нам все эти рассуждения присущи.

И вот терпеливо Господь учит на примерах таких явных, вразумительных, увещевая словом, даже своего пророка, казалось бы, который должен быть вообще выше всех. Но тем не менее нет, не выше всех. Дар есть, а в остальном он человек. И вразумляет Господь и его. И очень чувствительно вразумляет. Вспомним бурю на море, и посылает его в этот город. И надо сказать, народ покаялся, Иона был свидетелем перемены в людях, перемены даже и в самом правителе Ниневии. Милость посетила город весь. Господь сказал Ионе: «Возвести им прощение. И пагубе и смерти не будут преданы жители этого города за их покаяние и перемену поведения своего».

Чудное событие, прекрасно изложенное в Книге Ионы. Не стал он себя щадить, не стал он выгораживать себя. А это еще раз говорит о том, что он был истинным пророком. Потому что урок, который записан им самим, на себе самом проверенный, открытый без всякого, так сказать, сусального золота, этот урок действительно проникает в глубину сердца каждого человека.

Всем нужно понемножечку читать Новый Завет и Ветхий Завет. Положить закладочку. Библия состоит из двух частей Ветхий Завет и Новый Завет. Новый завет начинается с четырех евангелистов и Деяния Апостолов и Послания Апостолов. То есть Новый Завет – это все от Рождества Христова, а Ветхий Завет это все до Рождества Христова. Пятикнижие Моисея, Бытие, Исход, Левит и так далее. И книги пророков. Вот надо читать и Новый Завет, и Ветхий Завет потихонечку, хотя бы по страничке в день. Уроков там реально, жизненно важных, гигантское количество, жизненно важных, которые нам нужны каждый день.

Иона пророк затем был послан Господом с проповедью покаяния к соотечественникам своим в Израиль, где он прожил достаточно долгую жизнь и скончался своей смертью. Не все пророки умерли своей смертью. Но Иона, возможно, оставлен был Господом долго жить для того, чтобы проповедью своею, теми уроками, которые он получил сам для себя, он мог делиться со своими соотечественниками, дабы они, как люди подобные ему, не наступали на те же самые грабли со своим осуждением, со своим озлоблением, со своими неприятием других людей, пусть даже иных по своему менталитету, по своей вере или по своим обычаям. Все дети Божии. Если человек жив, если Господь дает ему его бытие, значит, он Богом особо усматривается. Значит, мы не должны относиться к нему с ненавистью и пренебрегать им или ненавидеть его. Но только если это не агрессор, нападающий на нас с оружием, несущий смерть.

Вот такое чудо. Пророк Иона. Читайте Ветхий Завет, и пусть благодать Божия поможет вам уразуметь его уроки.




Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: