Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Преподобного Сергия Радонежского


Поздравляю вас всех, братья и сестры, с праздником памяти игумена Русской Земли, преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Преподобный Сергий оказал великое влияние на всю историю Руси, и до сего дня мы питаемся благодатью, которую он стяжал и которая действенна на Руси до наших дней. Об этом свидетельствует и великое стечение людей в его обитель, в Троице-Сергиеву Лавру, участие там великого числа архиереев, сам Патриарх возглавляет службу и множество священников, множество людей, которые чувствует своим сердцем, как мы сейчас в молитве говорили, преизливающуюся благодать Божию, дарованную этому святому. По его молитве многие получают укрепление, утешение и спасение

«Никто не знает Отца, токмо Сын и тот, кому Сын хочет открыть», – слышали мы слова Господа. И в лице преподобного Сергия мы как раз видим исполнение этого проречения Христова, ибо Господь открылся Своему молитвеннику, Своему избраннику, который, как мы знаем, уже во чреве матери являл чудесное предстояние Богу и молитву, открылся ему, и поэтому преподобный жил не как все люди, жил особо, устремляясь к вечности, к богообщению. Для этого он пренебрег всеми благами этого мира, и всякую усладу, как мы это слышим, возненавидел, потому что возлюбил Бога. Потому что всякое услаждение плотское подменяет то, к чему призвана душа – к богообщению, к услаждению богообщением. Не потому что земные блага сами по себе плохи, но они не должны заслонять от души Солнце правды, не должны подменять вот этой сладостью временной сладость вечную.

Преподобный познал Отца Небесного, возлюбил Его, и потому он и построил храм Святой Троицы. Очень редкое было посвящение храмов именно Триипостасному Божеству, и даже праздника такого как бы и не было. Был праздник схождения Святого Духа, конечно, Церковь всегда осмысливала этот праздник как явление полноты благодати Святой Троицы, и в празднике Преображения Господня, и в Крещении Господнем ясно также явление Троицы. Но вот в схождении Святого Духа особо, конечно, Бог завершает все домостроительство нашего спасения и изливает благодать Духа, так что верующим душам открывается тайна Отца, Сына и Духа Святого.

Преподобный, познав Отца, познав тайну Святой Троицы, он и провозгласил ее по всей вселенной, провозгласил своим кротким, тихим гласом, научая своих учеников прежде всего тайне богообщения. Знаком этой тайны был храм Святой Троицы, который до сего дня стоит, хотя уже и перестроен его учениками, но по сути тот же храм, заложенный преподобным Сергием, в нем именно почивают его мощи. И мы, конечно, можем без сомнения видеть, что именно Троице-Сергиева Лавра является сердцем России, что чувствуют многие люди своим сердцем и те, которые участвуют в торжестве прославления Преподобного и те, которые заочно молятся, как мы с вами здесь, в этом святом храме.

Но вот именно роль преподобного Сергия столь велика, что он эту тайну не сокрыл в своем сердце только, но и поделился ею с теми, кто был способен воспринять ее. И как мы знаем, учеников Преподобного очень много, они разошлись по всей Руси, и Русь стала святой. Потому что везде появлялись светильники, молитвенники, благодаря им образовывались общины монашеские, строились храмы, монастыри. И самое главное, что вот эта тайна жизни, монашеская жизнь молитвенная, она привилась на древе нашего рода, нашего народа. И поэтому было столь много учеников преуспевающих, которые сами становились учителями для своих учеников, и благодаря этому Русь обрела духовное дыхание, дыхание духа и до сего дня еще хранит, несмотря на все перипетии мировой истории, до сего дня является духовным центром всего человечества. Мы это должны сознавать. Это не повод для гордости и превозношения, но повод к большей ответственности за тот дар, который мы от Бога получили, родившись не на Филиппинских островах, не в Африке и не в Австралии, а родившись в Святой Руси.

Сегодня мы слышим, как Господь исцеляет тещу Петра, которая лежала на одре и была одержима горячкой. Но достаточно было слова Христова, чтобы она тут же исцелилась, встала и служила Господу и Его ученикам. Это образ истинного исцеления, потому что порой у человека много сил и здоровья, а он вовсе не хочет служить Богу и ближним, а хочет получать от жизни удовольствия и самоутверждаться. И поэтому Господь не всем дает такое быстрое исцеление. Потому что болезнь оказывается нам необходима, как лекарство, для того, чтобы смирить свою гордость, отвергнуть лукавый дух, который нас все время искушает и пользуется той гордостью, которая укоренилась в нашей душе от прародителей.

Господь исцелял очень многих в то время, чтобы явить Свою любовь к миру, чтобы люди уверовали в Него как Сына Божия, как Спасителя. Многие бесы с криком выходили, что говорит нам о том, что многие люди несут в себе такой недуг духовный, то есть одержимы в той или иной мере нечистой силой, и это является духовной болезнью человека, он от этого страдает, и от этого страдают окружающие. Порой человек даже не осознает, что находится под постоянным воздействием некоего духа, который незаметно его старается захватить и ввести в то или иное греховное состояние. Поскольку демоны хотят все делать незаметно для человека, и как бы скрываясь в глубинах нашей души, внушают, что это наши собственные мысли, которые они нам подбрасывают.

Но вот по Божиему действию бесы выходят из людей. Мы можем спросить себя: а почему же Господь всех не выгонит? Почему же все-таки и после Воскресения Христа демоны все равно продолжают делать свое дело, и внушать людям грех, даже крещеным людям и причащающимся? Ответ, конечно, прост. Потому что Бог делает все для нашего спасения, для нашей пользы. Если бы нам было полезно очиститься во мгновение ока от всех бесовских приражений, конечно, Бог бы это сделал, потому что Ему это и не трудно. Но если Он не спешит нас освободить от воздействия нечистого духа, то только лишь по одной причине – чтобы мы спаслись, чтобы мы в борьбе, в противостоянии этим искушениям обретали навык молитвы и различения духов, от Бога ли они. Поэтому никогда не будем смущаться, если мы чувствуем какое-то приражение, то есть когда нас смущают какие-то нечистые мысли, хульные мысли или мысли, которые нас ввергают в отчаяние, в раздражение – все это лишь Богом попущено для нашего укрепления, чтобы мы обращались к Богу, как можно чаще, и не надеялись на свои силы. То есть отставили гордыню и через любовь и смирение соединились со Спасителем.

Интересно, что бесы как будто бы даже верующие существа, говорили: «Ты Христос Сын Божий» – это же Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» Значит, у бесов можно тоже учиться. Они, оказывается, тоже кое-что полезное нам могут поведать. Тут требуется осторожность, конечно. Если кто увлечется, то попадет к ним обязательно в сети. Они гораздо умнее и хитрее нас. Но тем не менее можно поучиться у них терпению, постоянству, неутомимости, ибо они постоянно занимаются своим черным делом и не знают ни сна, ни отдыха. Мы же порой расслабляемся, бываем невнимательны, не столь усердны в деле спасении, какими должны были быть.

Но вот Господь им запрещает. Конечно, они не знали еще, что Он Бог во плоти, тайна была сокрыта до самого распятия. Но то, что Господь повелевал, и они все исполняли, демоны, оставляли людей одержимых. Если Господь демонам запрещал исповедовать Себя Христом, то это нам дает назидание в том, что не всякая молитва Богу угодна. Даже если человек и твердит молитву, но в сердце своем несет осуждение, обиду, раздражительность какую-то, то такая молитва может быть и бесплодна, потому что не в том духе совершается. Получается, что мы можем молиться, как демоны, и это вовсе нам не полезно. А как же нам молиться? Как Господь нас учит. Прежде всего простить ближних. И если мы прощаем, то Господь простит нас. Дело в том, что молиться мы можем, только если Сам Бог дарует нам благодать. Молитва есть действие благодати Божией, а не только наши усилия. Вот такая молитва Богу угодна, когда мы в духе любви, смирения, терпения призываем Христа, именуя Его Сыном Божиим, – вот тогда благодать умножается в нашей душе, и мы способны тогда различать те приражения нечистых духов, которые, собственно, и ведут нас к греху, препятствуют постоянно нам молиться и мыслить о Боге.

Преподобный Сергий является для нас высочайшим образцом молитвы и единения с Богом. Он уклонился и даже от святительского сана, предпочитал вот эту уединенную таинственную жизнь во Христе и премудро руководил иных ко спасению. Поэтому сегодня мы ему молимся и верим, что по его молитвам Господь и нас научит правильно жить, по-христиански, во всем видеть благой Промысл Божий, не поддаваться на различные провокационные мысли, искушения. Но помощью благодати Божией, с помощью молитвы обходить все эти опасности и сохранять в себе мир и радость о Христе Иисусе, Господе нашем.

Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас!