Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Праздник Святителей Московских


Поздравляю всех с праздником Святителей Московских. Мы почитаем сегодня всех первосвятителей, которые святительствовали в Москве и в течение многих веков просвещали и Москву, и Русь светом православной веры. И, как мы слышали в Евангелии, велик тот человек, кто не только научит, но еще и исполнит заповеди Божии.

Сегодня, вспоминая этих великих мужей, исповедуем, что они прежде всего смогли исполнить то, что повелел Господь, и своим примером, подвигом своей жизни укрепляли веру православную в нашем народе, в нашем царстве-государстве. И были мужьями державными, обладавшими полнотой церковной власти, и пользовались ею для созидания Церкви, для того чтобы преодолеть все испытания, которые Господь посылал на Русь по грехам наших предков. Но они были истинными отцами народа – не осуждали народ, но болезновали, печаловались, их называли печальниками Земли Русской, и молились Богу о милости. И мы знаем, что не раз и не два эта милость была явлена явно в тех исторических событиях, которые позволили сохранить веру, сохраниться Руси как суверенному и самостоятельному государству. И благодаря этому мы с вами еще до сих пор живы и имеем величайшее благо молиться и причащаться в храме Божием на Божественной литургии Святых Таин Христовых.

Мы все поражены тем событием, которое совершилось вчера в Керчи. Безумное деяние совсем еще молодого человека, который имел вполне разумный облик, и никто не мог заподозрить, что в его душе диавол сплел вот такой вот клубок греховных представлений и желаний. Так что он, дойдя до безумия, осуществил этот бесовский план, совершил такое преступление, убийство многих людей и убил себя самого. Конечно, это Божие попущение. Мы знаем, что Господь говорил по поводу тех, кто погиб под развалинами башни в Иерусалиме: «Не думайте, что эти люди были грешнее вас. Если не покаетесь, то и с вами то же будет». Мы поэтому воспринимаем это событие как Божие вразумление для всей России, для всего мира, чтобы люди задумались о главном: о ценности человеческой жизни, о ее вечной значимости и о том, как действует диавол, как лицо лукавого духа открылось, и мы можем увидеть эту сатанинскую злобу, которая стремится только к одному – чтобы уничтожить творение Божие, человека прежде всего, довести его до безумия, до самоубийства, до убийства. Вспоминаем первый грех убийства, Каинов грех – вот эта дерзость, холодная и расчетливая, ведь Каин убил брата не в порыве гнева, он это сделал хладнокровно, спокойно, расчетливо, и мы видим этот почерк как раз вот и в этом страшном событии. Надо было же все это приготовить, надо было все это рассчитать, где-то найти вот эти взрывные устройства, оружие – человек готовился не один день. Это не был порыв страсти, как бывает: вышел из себя. С нами бывает, мы порой такое наговорим своим ближним, что потом ужасаемся. Гнев захватывает человека порою очень неожиданно, и действительно человек в порыве гнева может что-то сделать даже в драку полезть, но потом остынет и прощения попросит, и осознает свою ошибку, свой грех. А здесь мы видим совсем другое. Вот это холодный расчет – предчувствие убийства. Ведь грех не так сладок сам по себе, как его предчувствие для нас бывает привлекательно. Мы в душе своей проигрываем грех, предаемся каким-то греховным мыслям, получаем услаждение и порой не замечаем даже, что грешим пред Богом. Надо думать, он не день и не два предавался этим мечтаниям, этих холодным расчетам, в этом получал какое-то диавольское удовольствие. Его уже, наверное, невозможно было остановить, хотя внешне выглядел совсем привлекательно и вполне адекватно, нормально учился, общался с людьми, с родителями.

Такова опасность духовного повреждения, почему человек так должен особенно быть внимателен к тем помыслам, которые являются в его сердце, и распознавать от Бога ли они. Порой вовсе не надо быть духоносным старцем и ясновидцем, чтобы распознать действие лукавого духа, потому что оно достаточно о себе говорит: в нем нет ни сострадания, ни милости, ни любви, ни терпения, а запах гордости, неприязни, желание получить своей персоне какие-то особые привилегии, удовольствие. Это отделение себя от Создателя, неблагодарность Богу за все Его великие благодеяния. Христианин призван к тому, чтобы эти помыслы, обнаруживая в своей душе, не принимать их, сердцем своим не сочувствовать им, и уж тем более не желать их осуществления. Отвержение помыслов, отвержение этих греховных образов и мыслей, предложений лукавого духа с молитвой Иисусу Христу: «Господи, помилуй мя, грешного!» Именно по греховности нашего естества лукавый имеет доступ к сердцу, имеет возможность нам нравиться своими помыслами. Именно по греховной природе мы получаем некое удовлетворение страстям своим и некое услаждение, которое ведет человека к плену и уже отчуждению от Бога. Потому что несовместимо с Божественным присутствием в душе, о котором мы всегда молимся: «Господи, приди, вселись в ны, очисти от всякия скверны». Если человек молится одними устами, но сердцем своим стремится к исполнению греховных помыслов, то он, конечно же, лицемер и пред Богом согрешает, порой желая и благодать Божию подчинить исполнению своих греховных стремлений и желаний. Поэтому будем внимательны к своей собственной душе, тем мыслям, которые обнаруживаем в сердце своем.

И будем молиться Богу, сознавая, что жизнь наша в руках Божиих, что в любой момент мы можем так же свою жизнь внезапно завершить. Сколько всяких бывает случаев и в транспорте, и терактов уже сейчас немало, в метро ли, еще где-то, в автобусе мы едем. Да и просто тромб оторвался – и все. Поэтому существуем мы исключительно по милости Божией, потому что Бог нас любит, не желает нашей погибели, но желает, чтобы мы покаялись и были вечно живы вместе с Ним, чтобы мы к Нему отнеслись, как к любящему нас Отцу Небесному.

И чтобы нам действительно осуществить этот Божий замысел, нам очень важно почитать старших – родителей своих прежде всего, живы или уже они отошли в иной мир. Все равно, простив им все, мы призваны о них молиться, и тем самым исполнять заповедь: чти отца и мать твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле. Также и почитание духовных отцов, церковных вождей также является для нас ступенькой к богопочитанию. Если мы не преклоняемся пред этими великими отцами, не стремимся их молитвами обрести милость Божию, то мы тщетно порой пытаемся обрести милость у Бога, потому что хотим перепрыгнуть через даже не одну, а сразу много ступеней, и ничего у нас не получатся. А нужно начать с простого – с почитания своих собственных родителей, с почитания духовных отцов, святителей, Патриарха. И через это обретать навык и почитания Отца Небесного, что является для человека самым необходимым, самым важным для его спасения.

И сегодня мы молимся 17-ти святым Святителям Московским. Их число все время умножалось, начиналось все с трех – Петра, Алексия, Ионы. Патриарх Иов этот праздник установил в Церкви по подобию праздника трех святителей, каппадокийцев великих. Показывая, что и Русь духовно имеет происхождение от Византии, сама уже имеет своих светильников веры и благочестия. Но потом это число стало увеличиваться, стали появляться новые и новые. Потом оказалось, что почти все святители были святые, и это засвидетельствовала Церковь, прославляя их постепенно, изучая их жизнь и приходя к выводу, что это действительно были люди Божии. И вот 17-ть Святителей предстоят Богу и молятся за нас, за москвичей, и за всю Русь, и для нас это, конечно, великая поддержка.

Я желаю всем нам помощи Божией, по молитвам Святителей Московских, чтобы нам бороться со всеми действиями лукавого духа через отвержение их лукавых предложений, чтобы наша душа была устремлена к богопочитанию, к богообщению. И к услаждению не грехом, но самим общением с Богом через восприятие Его Божественной благодати.