Версия для печати

протоиерей Евгений Каньшин

Память свв. мучеников Сергия и Вакха


Сегодня Церковь воспоминает святых мучеников Сергия и Вакха. Кстати, преподобный Сергий в постриге назван Сергием в честь как раз вот мученика Сергия, который пострадал вместе с мучеником Вакхом.

Событие это, страдание святых мучеников, свершилось на грани веков, в правление императора Максимиана. Правление его было с 284 по 305 год. И как раз святые мученик Сергий и Вакх были весьма людьми знаменитыми и удостоенными чести служить непосредственно императору, были его главными военачальниками. Он очень их уважал за их доблесть, за их верность, и они служили ему, как царю земному, находясь на военной службе. Все, что нужно, они исполняли с достоинством.

Как всегда, когда люди трудятся с честью, находится обязательно какие-нибудь завистники. Это было и в те времена, и сейчас тоже, ничего не изменилось. Завистники пришли и, подсмотрев за святыми мучениками, что они не кланяются идолам, донесли императору: твои приближенные воины, сановники, которых ты любишь и опекаешь, не поклоняются отеческим богам. А это считалось преступлением. Император, услышав эту клевету, был поставлен в такое положение, что он должен среагировать на это преступление. Но с другой стороны, это его опора, эти люди его ближайшие доверенные лица, это значит лишить себя этих людей, означало для императора, свою опору подорвать.

И вот он решил поставить такой, может быть, эксперимент. Может быть, слово не очень подходящее, но тем не менее. Он объявил праздник отеческим богам и сказал всем собраться в храме Зевса. Все должны были собраться ближайшие сановники, служители при императоре. А Сергий и Вакх не вошли в храм Зевса, остались на улице, и не пожелали туда войти. Тогда царь сказал их силой привести. Вышли воины, взяли под стражу Сергия и Вакха и насильно ввели в храм Зевса. Император уже там начал спрашивать, что такое, что случилось, почему вы не приносите нашим богам поклонение и жертвы. Они сказали, что мы служим единому истинному Живому Богу, Господу Иисусу Христу, а не бездушным идолам и потому не собираемся воздавать никаких почестей этим бездушным истуканам, не собираемся совершенно поклоняться им.

Тогда император понял, что это слова, которые ему донесли о святых мучениках, правда, понял, что он должен их увещевать, при их непреклонности казнить. Но сам понимал, что он не хочет этого делать собственными руками. Как Понтий Пилат, помните, умыл руки и сказал: не повинен я от крови Праведного. Так вот, император, тоже попытавшись убедить их в том, чтобы они отреклись от своей веры, что это позор на их голову. Даже предпринял такое действие, он приказал снять с них все регалии. У сановников такого уровня очень много всяческих знаков отличия. И причем там золотые перстни были, специальные накладные, защита, на теле, тогда все ходили в оборонных защитных специальных приспособлениях и прочие знаки отличия, все это с них снять, облечь их в позорную одежду и водить по всему городу, чтобы все видели их унижение. Он надеялся, что они, получив такой укор ото всех и от императора, возревнуют о былой своей славе человеческой и откажутся от Христа.

Но святые Сергий и Вакх, водимые по всему городу в таком позорном виде, были непреклонны. И все стали спрашивать: а почему с ними это происходит? И все говорили, что вот они христиане. И тогда помимо того, что у одних рождается в голове ужас: какой кошмар быть христианином, какое же унижение этому следует, а может быть, даже и пытки, а может быть, даже и смерть. Другие подумали: возможно, какая сила во Христе, какая сила в этом Боге, что люди такого уровня, такого ранга, с такой ответственностью внутренней, с такой верой внутренней, верностью, они не боятся потерять все мирские регалии, всю свою сановную славу и власть, не боятся даже быть отторгнутыми от императора, даже в позорном виде в таком, как их влачат по городу, прийти. И все это ради своей веры во Христа. Каков же Он, этот Христос?

И именно такая тенденция и начала развиваться в империи, такая вот, так скажем, интрига. Вспомните, мы недавно читали: Иоанн Креститель послал своих учеников ко Христу и сказал спросить: «Ты тот самый, которого мы ждем или не Ты?» И когда ученики Иоанновы пришли ко Христу, а Христос как раз до этого с людьми, с огромным количеством людей встречался, и болящих исцелил, и хромых поставил на ноги, слепым даровал прозрение, бесноватые освободились от бесов, мертвых воскресил до этого – сделал все, что мог. И вот Иоанновы ученики подходят, как слепые котята, и говорят, невзирая на все эти чудеса: «Ты Христос или нам другого ждать?» А Господь обращает их внимание и говорит: «Да вы посмотрите – слепые прозирают, глухие слышат, бесные освобождаются от бесов, мертвые восстают, нищие благовествуют». Нищие ропщут на жизнь, какой ужас, какой кошмар, мы в таком живем состоянии, да. И нищие благовествуют, то есть радуются, говорят слава Богу воссылают, хотя они нищие. Значит, есть у них причина. И он говорит, ну наверное, человек-то вот совсем уже блажен, так сказать, ничего не понимает в этой жизни, ко всему относится поверхностно, ничего не замечает, который не видит этих вещей происходящих. «Блажен, иже не соблазнится о Мне», – то есть направил взоры учеников Иоанновых. Так вот как раз такое же и происходит. Ради этого Христа святые мученики Сергий и Вакх отказываются от всего. Если такие люди так делают, то каков же Сам Бог?

Конечно, император пытался их еще увещевать, конечно, он говорит: вы мои самые любимые, дорогие, уважаемые мной люди, вы моя опора. Вернитесь ко мне, вернитесь к отеческим богам, откажитесь от своего заблуждения, ереси этой христианской и давайте жить счастливо. И я вас еще больше одарю всеми регалиями и званиями, какими только возможно, и богатством, и славой, так что ваш позор этот, никто о нем и не вспомнит, увидев, какая потом будет слава на вас.

Ничего не получилось у него. Сергий и Вакх говорили ему о Христе, но он, как камень, сам ничего не понимает. Понял, что непреклонны они, но сам не хотел руки свои в их крови окунать и отправил их в восточную часть империи, к некоему сановнику, который и был известен своим лютым отношением к христианам. И уже многих жестоко мучил, и молва о нем шла в народе просто как о звере лютом, от которого реки христианской крови текут. Отправил их туда, не желая марать свои руки в их крови.

И вот святые мученики попадают к этому властителю, а он занял свой пост благодаря Сергию и Вакху. Когда-то он был совсем в таком иерархическом, светском плане никчемным человеком. Но они, увидев в нем способность к управлению, ходатайствовали о нем императору, и по их прошению император Максимилиан возвел этого человека до такого уровня, что дал ему восточную часть империи управлять. Так что когда Сергия и Вакха в цепях прислали к этому человеку, он понял что пред лицом его стоят в цепях его благодетели и благотворители, те люди, благодаря которым он стал тем, кем стал. И, конечно, понял, что император хочет его руками с ними разобраться. Тоже он был поставлен в такое положение, что увещевал их, что вы мои благодетели, вы стоите перед мною, как рабы, я был рабом, а теперь стою пред вами, и в моей руке ваша жизнь. Откажитесь от своего Христа, я совершенно не хочу проливать вашей крови и только буду обязан это сделать из-за вашей непреклонности.

Но святые Сергий и Вакх увещевали его долго и упорно. В конце концов, он впал в такое бешенство, что Вакха тут же приказал бить бичами и бить немилосердно. Так что воины, уже уставая, сменяли друг друга, пока наконец-то уже до такого состояния избили Вакха, что живого места на нем не было, уже кровь, как ручей, текла от него, и он, в конце концов, предал душу свою в руце Божии.

Надеясь, что подействует вот эта лютость на Сергия, этот правитель стал увещевать Сергия, говоря, что я тебе дам власть, славу, все дам, откажись, смотри, что будет. Откажись от Христа. Но Сергий был совершенно непреклонен, так что опять же в назидание всем прочим христианам скрывавшимся Сергия обули в сапоги с гвоздями высокими, набитыми и водили по всему городу. Ангел Божий, явившись ночью Сергию, исцелил его от этих ран. Наутро думали, что он уже совершенно истек кровью, может быть, даже и умер, а Сергий вышел из темницы в здравии, прославляя Господа, славословя Христа, увещевая всех вокруг отказаться от веры в идолов и обратится к Господу славы, истинному единому Живому Богу.

Еще многажды его увещевали и поняли, что бесполезно. И в конце усекли главу его мечом. Так святые мученики Сергий и Вакх побеждали империю языческую, побеждали императора, побеждали само гнездо язычества и победили его. Христиане, тайком взявши мощи святых, похоронили с честью. На месте убиения Сергия был воздвигнут храм. Сергию святому и Вакху молятся о том, чтобы прекратилась злоба людская. Если кто испытывает на себе чужую злобу, или мщение, или какие-то действия, то как раз святым мученикам Сергию и Вакху молятся о прекращении этой злобы, о том, чтобы они победили эту злобу благодатью Господней.

Святые мученики показали такую силу веры, такое мужество, упование на Господа, такое самоотвержение, которое сделало их величайшими святыми мучениками, величайшее дерзновение имеют они перед Господом Богом. Будем им молиться о всех, кто заблуждается в вере, о всех, кто малодушествует, о себе самих. Потому что никто за себя поручиться не может, но всем нужно укрепление в вере, чтобы эти святые, мужественные, верные Господу люди укрепили и наше сердце, нашу волю, нашу веру и даровали нам путь проходить ко Христу без падений тяжелых.

Святые мученики Сергий и Вакх, молите Бога о нас!




Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: