Версия для печати

протоиерей Евгений Каньшин

Святых отцов Второго Вселенского Собора


Дорогие братья и сестры, всех вас поздравляю с памятью очень важного события.

В 381 году в Константинополе состоялся Второй Вселенский собор, на котором заслушали речи арианского пресвитера Македония. Его выступление было посвящено тому, что он излагал свое видение ипостаси Святого Духа. И выразился таким образом, что совершенно Духа Святаго не делал равночестным Отцу и Сыну. Но, наоборот, низвел Господа Бога Духа Святаго на уровень творения, на уровень ангелов, служебных духов. Таким образом совершенно разрушая Святую Троицу, совершенно противореча словам Христа. Когда Христос сказал: «Идите, крестите всех во имя Отца и Сына и Святого Духа», – не было никакого разделения в словах Христа или какого-то уничижительного отношения. Наоборот, очень четко Христос сказал о том, что Утешитель от Отца исходит, Дух истины, наставит вас на всякую правду, на всякую истину. Никакого уничижения Господа Бога Духа Святаго быть не может.

И после речи Македония многие выступали, на этом соборе присутствовали видные богословы – Григорий Богослов и Григорий Нисский, и иные многие – выступали отцы все и говорили о том, что совершенно эти формулировки Македония, уничижающие Господа Бога Духа Святаго неприемлемы. Затем собрание выработало очень важные пять еще частей, пять членов, формулировок, пять точных формул, которые вошли в Символ веры, его восполнив. Как раз формулировки касались второй части, где мы с вами теперь уже имеем полноту этого Символа веры, говорим: «В Духа Святаго, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего, со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки» и вся дальнейшая часть о Церкви, о жизни будущего века, о воскресении мертвых – пять частей добавочных к Символу веры на этом же соборе святые отцы присоединили к Символу веры, и он получил такую вот законченную форму, формулу, которой мы сейчас с вами и пользуемся и на службе, литургии поем.

В этом, конечно, точном изложении православной веры, отвержении ереси Македония и есть заслуга святых отцов Второго Вселенского собора. За это Церковь в преддверии Рождества Христова, когда мы должны точно исповедовать догматические установления о второй ипостаси Божественной Троицы, Господе нашем Иисусе Христе, втором Лице Святой Троицы, мы перед этим сначала воспоминаем святых отцов, которые восстанавливают почитание Троицы, утверждая догматически почитание Господа Бога Духа Святаго равночестным Отцу и Сыну.

Для некоторых, может быть, покажется все это слишком сложным. Но для тех, кто в Церкви не первый день, наверное, уже эти вопросы когда-то были услышаны и, в общем-то, доступны для понимания. Это очень важное для нас догматическое событие. За это им слава от Господа Бога и от людей, от всех нас, за то, что они даровали нам четкую формулу исповедания нашей веры.




Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: