Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

На апостольское чтение


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Итак, «молитесь за нас братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей ибо не во всех вера». Это заповедь молиться о тех, кто проповедует слово Божие. Мы порой потребительски относимся к священникам, к епископам, к Патриарху, забывая о том, что они исполняют нелегкое служение и нуждаются в молитвах Церкви, то есть народа Божия. Апостол об этом нам напоминает, что его проповедь была по молитвам тех христиан, которых он обратил и просветил. И вот чтобы эта связь любви, связь веры не обрывалась, но укреплялась и расширялась, он напоминает о необходимости молиться за него, апостола. И тем более мы призваны молиться друг за друга и за тех, кто поставлен на служение слову, служение таинствам Церкви. Так чтобы слово Божие распространялось. Оно не распространяется само по себе, оно требует нашего участия. Ибо Бог никому не навязывает Себя, но дает Свою благодать тем, кто ее принимает, кто ее ищет, кто с благодарностью ее сохраняет в своем сердце.

И мы должны не только о себе помышлять, но и о Церкви. О том, чтобы слово Божие распространялось и находило тех людей, которые его жаждут, которые его хотят принять в свои сердца и обрести через это слово вечную жизнь и спасение. В наше время лукавое и время искушений мы видим, как и в Церкви возникают очень трудные обстоятельства и ситуация разделения. Особенно это связано с украинской землей, а это именно та земля, Киев, где Русь обрела святую веру, колыбель нашего спасения, и враг особенно здесь активен. Потому мы на каждой литургии возносим молитвы о единстве Церкви, о том, чтобы восторжествовала вера Христова и любовь, чтобы не было тех разделений и братоубийственных войн.

«Да утешит Господь сердца и утвердит вас во всяком слове и деле благом», – говорит апостол. Мы, прежде всего, призваны хранить мирность и чистоту своего сердца, не допускать туда лукавых и злых, агрессивных мыслей, которые так обильно сейчас всеваются в этом мире и через средства массовой информации особенно. И изнутри нас приходят различные помыслы лукавого духа, направленные на то, чтобы украсть у нас мир и Божие благословение.

«Но верен Господь, – говорит апостол, – Который утвердит вас и сохранит от лукавого». Апостол говорит, что в мире много беспорядочных и лукавых людей. Вот это слово «беспорядочный» очень для нас важно и точно. Нет порядка, нет богопочитания в душе, ибо порядок от богопочитания. Нет почитания Бога – и порядка не будет. Человек ставит порой сам себя во главе своей собственной жизни, пытается судить и рядить все, что происходит вокруг, и теряет правильное устроение верного и верующего человека, который не допускает мысли о том, что Бог может что-то забыть, что-то не учесть и не явить Свою любовь в тех или иных обстоятельствах нашей жизни.

Лукавые люди – те, которые принимают эти лукавые помыслы, и настолько они их принимают, что уже с ними сродняются, уже трудно разделить, где человек, а где лукавый дух. И это самое страшное, когда человек укореняется в этих лукавых помыслах и таким образом сочетается с духом лукавым. Это и есть хула против Духа Божия – нераскаянность, неверие, состояние, уже граничащее с погибелью. И если апостол говорит, что таких людей немало, то и в наше время их, конечно, не стало меньше, почему мы должны быть осторожны в общении с различными людьми.

Конечно, во всяком человеке образ Божий запечатлен, мы в этом не сомневаемся, но вся беда в том, что человек может быть пленен духом тьмы, и общение с ним может быть небезопасным. Поэтому прежде всего мы должны иметь рассуждение, как с каким человеком общаться, не осуждая людей, удаляться от них, когда видим, что их устройство души не соответствует заповедям Божиим. Это не будет нелюбовь. Порой мы по малодушию и тщеславию боимся удалиться от таких людей, которые навязывают нам себя, но это неразумно и греховно. «Всех люби, от всех беги», – такая формула, мы знаем, у святых отцов, в том смысле, что мы не должны никого осуждать и во всех видеть образ Божий, но уразумевать, что есть люди лукавые, и общение с ними небезопасно для дела нашего спасения. Апостол напоминает, что Господь всегда печется о спасении нашей души, и он молится о том, чтобы Господь утвердил и сохранил нас от лукавого. Выражает это в форме уже совершившегося времени, не сомневается в том, что Господь это сотворит.

«И мы, – говорит апостол о себе, – уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем». То есть без сомнения и с усердием примете те назидания, которые апостол посылает своим ученикам, а значит и нам, ибо они для нас очень важны, необходимы.

«Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово». Вот формула спасения: любовь Божия и терпение. Без терпения спастись невозможно. Сам Господь говорит: «В терпении вашем стяжите души ваши». Порою мы не желаем терпеть, мы хотим получить все сразу и недоумеваем, почему Господь не дает нам сразу все для нас потребное. А вот для того, чтобы мы в терпении стяжали наши души, ибо от терпения рождается всякая добродетель. Где нет терпения, там нет и веры и любви. А любовь в терпении и является, и вера укрепляется в терпении, ибо мы всегда веруем, что Господь нас любит, и если попускает нам те или иные страдания и скорби, то лишь только для нашей пользы, чтобы мы укрепились в вере и любви и смогли быть наследниками Царства Божия. Чего я желаю всем нам после принятия Святых Таин Христовых – укрепления в любви Божией и терпении Христовом. Господь терпел и нам велел. Аминь.