Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Память преподобного Иоанникия Великого


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, братья и сестры, мы с вами, свершая благодарение Богу, принося бескровную жертву, Божественную литургию и причащаясь Святых Таин Христовых, воспоминаем и великого святого Иоанникия преподобного, который многими подвигами достиг Царства Божия и стяжал дух любви, мира. И оставил нам удивительную молитву, которую мы все с вами хорошо знаем, исполняя вечернее правило: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый. Троица Святая, слава Тебе». Вот такой молитвой он молился непрестанно. И так возлюбил Бога, что уже в детстве, когда ему родители поручали пасти стадо, а это было единственное достояние их семьи, потому что они жили очень бедно. Иоанникий, осенив крестом это стадо, сам предавался молитве к Богу в течение целого дня. И по его вере и молитве стадо всегда оставалось сохранным и никакие воры, дикие звери никогда не повреждали это стадо. Так он любил Бога и так веровал в Его всемогущество, что вовсе не беспокоился, казалось бы, о самом ценном, что было в их семье. Потому что гораздо ценнее молитва к Богу, и, обретая Бога, человек обретает все.

И он был послушным и добрым ребенком. А когда подрос, то бы призван на воинскую службу императором Львом в числе избранных юношей, потому что сам он был статного сложения, сильным, красивым. И в течение шести лет он служил императору, стяжав любовь своих товарищей по оружию и получив многие и многие награды за воинские доблести. Душой же он был с Богом и стремился только к уединению и молитве. И поэтому, как только представилась возможность, он удалился в пустыню.

Но один старец ему посоветовал не спешить уединяться, но пожить в монастыре. И он, как истинное чадо Божие, поспешил исполнить этот совет. Надо сказать, что родители были столь бедны, что не могли даже его обучить грамоте и он не умел читать. А вот в монастыре его научили читать Псалтирь, Священное Писание, он подвизался около двух лет в послушании, выучил 30 псалмов. И когда он читал эти псалмы Давидовы, вдохновленный Духом Божиим, он после каждого стиха повторял свою любимую молитву: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый». И так каждый стих богодухновенной Псалтири он осмысливал в свете Святой Троицы.

Нам тоже никто не мешает так почитать Псалтирь. Потому что мы часто читаем ее слишком механически, порой спешим даже – нам нужно одну кафизму, а то и две прочитать. Хорошо иногда взять просто и каждый стих прочитать отдельно, как это бывает в храме за богослужением, во время пения прокимнов. Ведь прокимны – это есть отдельные стихи, взятые из того или иного псалма, всего два или три, которые распеваются и очень о многом нам могут сказать. А когда мы читаем быстро, мы порой и вовсе не понимаем тех великих смыслов, которые там сокрываются. Поэтому можно взять любой псалом, хотя бы 50-й, который мы все знаем наизусть и часто его читаем, даже не вникая в глубину этих стихов. «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». Можно сделать паузу, задуматься и прочитать молитву: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый». Взыскать эту милость Божию от Святой Троицы. И потом читать дальше: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый. Троица Святая, слава Тебе». Вот так неспешно можно прочитать один псалом, но насытиться Божией благодатью и уразуметь что-то от этих богодухновенных словес.

И вот Иоанникий так и читал эти 30 псалмов, которые выучил в монастыре, перемежая их молитвой к Святой Троице. Эта молитва к Святой Троице может быть заменена Иисусовой молитвой, потому что в Иисусовой молитве тоже прославляется имя Святой Троицы. Когда мы обращаемся ко Христу: «Господи Иисусе Христе» – слово «Христос» значит Помазанник Божий, в этом слове «Христос» сокрывается тайна Духа Божия, и когда мы называем Его Сыном, то неминуемо и почитаем Отца, Который рождает Его вечно. Поэтому Иисусова молитва тоже есть молитва Святой Троице. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного!» И вполне сочетается с молитвой Иоанникия Великого.

Иоанникий Великий дожил до 94 лет, как повествует его житие, сохранив здравие, силу, зоркость. Даже все зубы у него были целыми, в отличие от нас, мы без зубных врачей уже и жить не можем. Вот он получил известие от Бога о своем отшествии, взывал к своей душе: «Не смущайся, душе, не смущай меня. Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый». И мирно отошел ко Господу в свои 94 года, оставил только эту молитву. Никаких сочинений он не написал, но оставил такой глубокий след в жизни Церкви, что получил именование Великого. Мы знаем, что очень немногие святые нашей Церкви именуются Великими. Василия Великого мы знаем, а вот Иоанникия Великого порой забываем. И поэтому сегодня мы, молясь этому святому, верим о его благодатном участии в нашей жизни, верим, что, читая его молитву в вечернем правиле, мы приобщаемся благодати Святой Троицы. Аминь.