Версия для печати

протоиерей Евгений Каньшин

Память святых мучеников в Мелитине


Поздравляем всех причастников с принятием Святых Христовых Таин.

Сегодня Церковь воспоминает святых мучеников, в Мелитине пострадавших. События, связанные со страданиями этих святых мучеников, а их было 33 во главе с Иероном, события развивались в царствование императоров Диоклетиана и Максимиана, с 284 по 305 год.

Император отправил для набора в войска своего военачальника Лизия в Каппадокию, чтобы он сыскал сильных и крепких юношей и пополнил ими число войска. Военачальник Лизий так собственно и сделал. Поехал в Каппадокию и стал обходить дома и смотреть, кто где живет, как выглядит, насколько силен, насколько умен и пригоден ли к военной службе. Вот такой рекрутский набор, по сути, был произведен.

И вот в Каппадокии он обнаружил некоего юношу Иерона, который был весьма силен проворен, умен, быстр. И решили, не церемонясь, с ним так просто, скажем, загрести его в войска и все, чтобы он оставил дом, все дела всех своих близких, просто вот идешь с нами и все, прямо сейчас. Не на того напали. Иерон схватил какой-то деревянный кол или бревнышко такое и, в общем-то, хорошенько этих пришедших за ним с оружием воинов, собственно говоря, побил. Обратил их в бегство даже. Вот Священное Предание говорит нам о том, что даже в бегство их обратил. Ну и прочие друзья его и знакомые, понимавшие что сейчас вот их, собственно, дома будут разорены, тем что юношей всех загребут на службу императору вот так внезапно, многие юноши из этих семей ушли и во главе с Иероном и укрылись в пещере.

Лизий, видя такое посрамление своих воинов, приказал взять эту пещеру, всех этих юношей одолеть и привести их к нему. Воины, пришедшее за юношами к этой пещере, встретили такой отпор, что даже, конечно, число воинов было больше, чем в первый раз, и тем не менее юноши, подобно Иерону, все вооружились, кто чем мог, и дали отпор воинам. Никого не убили, но изрядно помяли пришедших за ними римских воинов.

Ну собственно говоря, по законам того времени сопротивление Риму, римским воинам – это уже преступление. Лизий был в гневе. Но некий знакомый Иерону Кириак уговорил Иерона и юношей не вступать в кровопролитие, в противоборство с римскими солдатами, а подчиниться приказу. Иначе пришлют еще больше воинов, и они вообще разгромят все селение и многих могут и убить. Иерон внял этому голосу и, смирившись, с юношами они предали себя в руки Лизия. Лизий не стал их наказывать, оценив их доблесть, смелость, мужество и силу. Приказал им явиться в определенное место для того, чтобы они были там посвящены в воины и, значит, остались в войске.

Иерон явился. Но в дальнейшем было действие своего рода, типичное для язычества. Надо было, прежде всего, принести жертву богам, а после уже начинать все необходимые приготовления к воинскому посвящению. Вот тут-то и случилось препятствие. Иерон и пришедшие с ним воины были христианами. Напомню, это как раз III век, с 284 по 305 год. Были христианами и отказались приносить жертвы богам. Лизий уже понимал, кто пред ним, и если люди готовы жизнь свою отдать за Христа, то разговаривать с ними бесполезно. Но поскольку рекрутов набрали много и на этой, так скажем, церемонии присутствовало большое количество народа, Лизий решил, чтобы другим неповадно было, устрашить их и всех. И приказал жестоко бить всех, не подчинившихся его приказу. Воины Лизия взяли юношей и жестоко их избили. Иерону еще отсекли руку за то, что он был предводителем этих юношей, а на следующий день их казнили, усекнув во главу.

Через некоторое время христиане смогли испросить телеса усопших мучеников, погребли их с честью. А через довольно продолжительное время, когда уже христианство стало всеобщим достоянием, на этом месте была воздвигнута церковь в честь святых мучеников и обнаружены их телеса нетленными, и положены были в этом храме.

Много мы с вами слышим таких событий, когда святые мученики отказываются приносить жертвы богам языческим. И вот властители, вымещая на них всю ненависть и злобу, уничтожают христиан, всячески издеваясь над ними, мучая, убивая. И этот сюжет был в те времена очень обширен и развит. И все бы было бы привычно и обычно, кроме одного, что люди жизнь свою отдают за Господа. Вот это крайнее мужество, это великое исповедование Христа, эта вера победителей императоров, победителей меча, победителей языческой злобы, эта вера христианская, она, конечно, является живым примером, который никогда не может стать обыденностью, никогда не может стать чем-то усредненным и обычным. Эта вера – самая большая сила, которая есть у человека. Христос дает человеку возможность одолеть своих мучителей, за решимость человека Господь дает ему силу. Совершается это в единое мгновение времени.

Иерону по пути в этот город, где он должен был дать присягу на воинскую службу, было явление. Некто явился ему в белых ризах и сказал, что вы идете прославить Царя Небесного и не убойтесь царя земного. Так вот подвиг святых мучеников – это как раз и есть преодоление страхов, которые есть на земле. Страхов за свою жизнь, за свое здоровье, за свое благосостояние, за свое место в общество, за мнение других людей о тебе, за страх потерять свой уровень достатка или свой жизненный статус. Все это прах и пепел, отвергают это все святые мученики, понимая, что они приобрели самый главный бисер, самое главное сокровище – это Христа Господа. И за это сокровище они отдают все, что у них есть. Что у них есть? Их собственная жизнь, их собственное дыхание. Вера, которую они имеют, сразу показывает им жизнь будущего века. Бог Сам святых мучеников держит в Своих руках по время их подвига исповеднического. А мучители посрамляются, мучители унижают себя своими зверствами и своим коварством. Мучители лишают себя не только славы перед глазами других людей за свою жестокость, но и, безусловно, они поставляют себя противниками Богу, антихристами. Ну какое от этого может быть счастье? Какая от этого может быть слава, какая от этого может быть жизнь? Никакой. Мучители сами уничтожают себя.

А такие, как Иерон со святыми мучениками, как солнце, как звезды сияющие, воссиявают на духовном небосклоне. И становятся нашими небесными покровителями, молитвенниками о нас, немощных, малодушных, еще находящихся в различных страхах людей.

Будем молиться святым мученикам, чтобы они укрепили наше сердце, наш разум, нашу волю, чувства, саму веру нашу, упование на Господа, чтобы не роптали мы ни в болезнях, ни в немощах, ни в трудных обстоятельствах, но взирали всегда на Христа, как и они, и говорили: «Господи, все в Твоих руках находится. Не остави нас, Господи, уповаем на Тебя».



Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: