Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Введение во храм Пресвятой Богородицы


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание», – так Церковь прославляет Матерь Божию, Которая, по церковному преданию, вводится ныне в храм Божий, и не просто в храм, но в самое святое место – Святая святых. Перед этим преодолев 15 больших ступеней Иерусалимского храма, поддерживаемая Божией благодатью. Она являет образ восхождения души к Богу. Мы все знаем книгу Лествичника, она так и называется, по числу ступеней духовного восхождения, которую он изобразил в своей бессмертной книге борьбы со страстями. И мы знаем и образ лествицы, которую видел патриарх Иаков, это откровение Божие всегда читается на празднике Божией Матери: «Се Дом Господень, се Врата небесная».

Таким образом, лествица, лестница есть образ восхождения души к Создателю, в Его блаженное вечное Царство. И именно сегодня Церковь уже видит исполнение пророчества о том, что семя жены сотрет змия и называет это исполнением Божественного благоволения и предображением нашего спасения. Мы еще не видим само спасение, но мы его уже прозреваем в этом событии. Праздник этот очень древний, хотя в Священном Писании нет указания на это событие, а святая Церковь свято чтит этот праздник, этот день, и нисколько не сомневается в том, что именно так и произошло, как сохранило церковное предание. И Захария, отец Иоанна Крестителя, движимый Духом Божиим, Который осенил его сразу, как только он нарек имя своему сыну Иоанн, по Божественному повелению данному, разверзлись уста и он пророчествовал о Христе, Которому предыдет его сын Иоанн. И вот он же по разумению Церкви, как это запечатлено в службе праздника, встречает Богоотроковицу Марию трехлетнюю, приведенную Ее родителями Иоакимом и Анной. И святая Церковь видит в этом предображение той жертвы, которую Господь Иисус Христос принесет о спасении мира, ибо она нам видится уже в свете Воскресения Христа, видится уже жертвой, которую Ее благочестивые родители Иоаким и Анна принесли Богу как самое дорогое, что у них было. В знак своей веры в грядущего Спасителя, в знак своей благодарности за дарование им этого благословенного плода, в знак за разрешение их неплодства. И они это исполнили по обету, который принесли еще до зачатия, что очень назидательно для нас, чтобы мы, обещая что-либо даже людям, исполняли свои обещания и не обещали ничего напрасно, легкомысленно.

Они исполняют свой обет с радостью, хотя отдают самое дорогое, что у них было. Но любовь к Богу позволяла им это сделать. Они были счастливы исполнить этот обет и принести эту богоугодную жертву. Святая Церковь прославляет это событие как смотрение Божие о нашем спасении. Конечно же, это возможно только лишь было по непостижимому Божию промышлению о спасении мира. И Господь ради этого сотворил мир, ради этого Он образовал народ от Авраама, народ верующих людей, верующих в грядущего Спасителя, которые во тьме языческого мира хранили надежду на избавление, на спасение от грядущего Спасителя мира. Поэтому в сегодняшнем событии мы видим исполнение Божественных обетований, мы видим уже предображение нашего спасения. Ибо Дева, являясь во храме, ясно Христа всем показывает, уже людям верующим и знающим Христа, для них это очевидно.

Святая Дева была воспитана Архангелом Гавриилом во святом месте и была научена прежде всего тайной молитве Богу. Как мы говорим, Она соввела благодать, входя в храм, ибо Она уже в храме в младенчестве Своем восприняла благодать Святого Духа, и именно это позволило Ей сохранить Свою чистоту мыслей и устремлений к Богу, что стала дверью для входа в этот мир Создателя мира. Вот каково значение этого события. Посему и мы празднуем как великий праздник вхождение Девы Богоотроковицы в храм Божий.

И вспомним в заключение нашего размышления и тот момент, когда каждый из нас получив святое крещение, тоже был введен в Божий храм, представлен Богу, воспринял благодать Святого Духа и в крещении, и миропомазании, и в причащении Святых Таин Христовых. Не будем забывать и о том, что каждый человек, по слову апостола, есть храм Божий. Посему каждый из нас должен прежде всего хранить храм своей души в чистоте и непорочности, имея примером прежде всего Матерь Божию. Для этого нам нужно чаще бывать в храме Божием, чаще причащаться и непрестанно молиться Господу, благодарить Его за все Его неисчислимые благодеяния и приносить плоды покаяния в своих неустройствах внутренних, согрешениях – я не говорю о смертных грехах, но каждый чувствует свою поврежденность, свою нужду в действии Божией благодати. И благодаря тому, что нашлась такая чистая душа, Богоотроковица Мария, мы с вами сегодня стоим в этом храме и принимаем Самого Христа в Святых Его Дарах. С праздником! Аминь.