Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Евгений Каньшин

Память св. блгв. кн. Михаила Тверского.  10 лет со дня преставления Св. Патриарха Алексия I


Поздравляем всех причастников с принятием Святых Христовых Таин.

Сегодня Церковь воспоминает благоверного князя Михаила Тверского. Связанные с ним события происходили в начале XIV века. Сам князь Михаил должен был вступить на великокняжеский престол. Но по зависти его племянника, Георгия Даниловича Московского, князь Михаил Тверской был оклеветан пред ханом Узбеком, в связи с чем ему надлежало явиться в Орду и держать слово перед ханом. А история была такова, что сам его племянник, князя Михаила, Георгий Данилович Московский, сам хотел стать великим князем и поэтому выступил с войском против своего дяди, князя Михаила Тверского и был разбит. Князь Михаил взял в плен своего племянника Георгия Даниловича Московского и его жену, Кончаку, которая являлась сестрой хана Узбека. Но вот в силу каких-то обстоятельств, хотя никто им не причинял зла, Кончака, заболев, в скором времени скончалась. И вот князь Георгий Данилович воспользовался этим и оклеветал князя Михаила перед ханом Узбеком, в связи с чем пришлось князь Михаилу ехать в Орду и отвечать.

Понимая, что эта интрига вся вокруг власти сплелась, как удавка, вокруг его шеи, князь Михаил готовился к смерти. Попрощался со свой женой, со своими родственниками, поисповедовался, причастился Святых Таин и уехал в Орду. И там собственно особенно его слушать никто не стал. Приняли его милостивно, как это бывает сначала, так сказать, мед, а потом лед. Князя Михаила через несколько дней заточили в тюрьму и одели на него колодки, так что выбраться он уже не мог. Но он понял – это момент его восшествия на крест, жизненный крест его. Хотя верные слуги предлагали ему бежать, скрыться, он сказал, что если он скроется, то Отечество его постигнет пагуба, потому что хан пойдет и разобьет всех, кто остался в Твери и уничтожит всех. Поэтому сам он понимал, что он по сути дела является вот той искупительной жертвой, которую необходимо принести, чтобы не было кровопролития в его земле, в его Отечестве, и не погибли его семья и все поданные и верные люди его княжества.

Так и произошло. Но он имел время несколько дней молиться Господу, по возможности – надо сказать, в Орде были храмы, – его вели из одного места в другое, для того чтобы предать какому-то суду, по дороге заходя в храмы, он причащался Святых Таин, то есть его причащали, поскольку он был в колодках еле-еле шел. Тем не менее когда он прибыл на суд, судить его никто не успел. Георгий Данилович князь со своими приспешниками ворвались в палатку, где был в узах князь Михаил, и один из слуг Георгия Даниловича набросился с ножом на великого князя, поступил тяжко и безумно, вырезал сердце у великого князя. И таким образом князь предал душу свою в руце Божии, а злобствующие и радующиеся своей победе предатели торжествовали какое-то время. Затем отвезли тело князя в пределы московские, а жена его, Анна, испросила тело супруга и с честью его погребла в Тверской земле.

Как видим, истории печальная, история наших Русских земель, история междоусобиц. Они никогда не были чем-то таким легким, воздушным, но это всегда было предательство, всегда было кровопролитие, всегда была месть. Потому что большое количество язычества еще оставалось в душах людей – жажда власти, жажда славы, жажда богатства – ничего не изменилось до сих пор. Все так же продолжается и это говорит только о том, что нутро человеческое напрочь гнилое. И Христос, видя то, что человек способен только разрушать, вследствие испорченности своей природы добровольно человек своими руками все испортил, Христос пришел для того, чтобы помочь человеку из этого замкнутого круга зла выйти. И всякий, кто свою жизнь соединяет со Христом, живет уже по другим законам, не законам мира, во зле лежащего, а законам Христовым, которые возвышают душу, поднимают совершенно на другой уровень понятий человека, мировоззрения жизненного его нравственное состояние, его духовный мир. Человек объединяется со Христом и обретает силу в Боге, святость и чистоту, которую Христос дарует человеку, который готов и жизнь свою отдать, лишь бы исполнить правду Божию, как князь Михаил.

Сегодня мы с вами воспоминаем и десятилетие кончины Святейшего Патриарха Алексия II. Его честные останки находится в Елоховском соборе, и сегодня там будет совершено две литургии с панихидой, приедут архиереи московские помолиться, попросить у Господа милости Святейшему Патриарху Алексию II, которого мы все воспоминаем с большой любовью и с большим теплом. Пастырь он был действительно Божий. Пастырь, на долю которого выпали труднейшие годы советской власти, годы разрушения строя социалистического, 90-е годы, когда совершались такие же вот междоусобицы, только уже в современном формате и варианте, как мы говорим сегодня, когда стрельба, танки, бандитизм, беспредел были будни дней наших.

Святейший Патриарх Алексий всецело старался соединить людей в нашем Отечестве, потому что, воспользовавшись разрушением строя и слабостью государства, немыслимое количество врагов, предателей, шпионов появилось в пределах нашего государства. Как мы знаем, и приватизация была только с одной цель – подорвать устои государства, разрушить, обездолить, обескровить, разграбить наше Отечество. И те, кто сейчас являются власть предержащими и деньги имеющими, многие из тех, кто находится в таких сферах, в то время как раз-то и составляли свое богатство, разрушая и разграбляя наше Отечество. Бог им судья, Господь видит все, и Он Сам разберется с каждым человеком. Дай Бог всем покаяния и исправления жизни. Милостив Господь, милостив, простить может каждого человека, каждого простить может. Лишь бы только сам человек развернул свои стопы на другую дорогу. Лишь бы сам человек воспринял для себя слово Божие как закон жизни, новой жизни, другой жизни.

И вот Святейший Патриарх всячески призывал в то время смутное, лютое, когда в нашем Отечестве немыслимое было количество самоубийств – люди не знали, как жить дальше. Святейший Патриарх словом своим обращался к пастве, старался наполнить храмы духовенством, вразумлял и рукополагал. Мы в то время были совсем юнцами, учились в институтах, у нас в нашем приходе практически все священники заканчивали университеты, первое образование было светским. И избирали тех, кто, получив высшее светское образование, учился дальше. Но тогда же в семинарию не принимали москвичей, вот нас не принимали, потому что старались принять прежде всего на свободные вакансии тех, кто далеко находится – из Петропавловска-Камчатского, из Воронежа, из Якутии, из Белоруссии – чтобы могли в этих землях отдаленных хотя бы немного, хотя бы несколько человек духовенства образованного было. В то время было очень тяжело, только-только начинали появляться церковные книги. Мы сейчас смотрим в лавке, зайдешь – ну там стеллажи, полки, развалы книжные – в общем, как говорится, очень много всего, а тогда это только только-только, вот самиздат был. И мы, уже придя к вере, уже начиная ходить в этот храм, а он был не в таком состоянии, а весьма разрушенном – иконостаса не было, купол был, как ребра мамонта, вот так вот торчали палки, гвозди. Все было разрушено, территория вся, холодно, как говорится, нищета и разруха. Вот храм был в таком состоянии, как все наше Отечество – нищета и разруха. И вот несмотря на это бедствие, Патриарх старался рукополагать как можно больше духовенства, даже нас вот, еще не принятых в семинарию, рукополагали раньше года на два, на три, потому что мы сами ходили слушать проповеди священников, которых тогда еще было совсем мало, ходили на курсы пастырские, которые Святейший устраивал, чтобы хоть что-то услышать о вере, хоть какое-то систематическое получить знание. И этого в то время было достаточно. И Святейший Патриарх рукополагал нас, чтобы возрождать.

И надо сказать возрождение Церкви тогда удержало наше Отечество от полного тотального разрушения, потому что люди ринулись в храмы. Многие говорили уже спустя какое-то количество лет: мода на Церковь, мода на Церковь, вот модно венчаться, модно ходить в храм – это было не модно, это был единственный шанс выжить, чтобы душа утвердилась в вере, потому что опоры не было ни в чем. Кругом была разруха, предательство, обман, ложь и фальшь, американские миссионеры, тоталитарные секты тогда развернулись со страшной силой. И Церковь – это была единственная сила в государстве, которая собрала людей воедино, ко Христу люди тогда пришли от отчаяния. Не было ни на что опереться и нашли во Христе опору. И слава Тебе, Господи. Это великая заслуга Святейшего Патриарха, что благодаря вот его таким действиям по собиранию Отечества. А вы представьте, сколько людей в то время во власти предавало наше Отечество, тех людей, за подписью которых уходили предприятия – за 100 рублей, за 100 долларов к каким-то заграничным спонсорам. Кода вся нефть, которая добывалась в нашем Отечестве, принадлежала иностранным компаниям. И вот Святейший Патриарх и там еще с этими людьми власть предержащими общался, стараясь, чтобы они не думали только о набивании своих карманов, чтобы они подумали еще о том, что будет завтрашний день, и надо спасать Россию.

Вот это вот спасение России для Святейшего Патриарха Алексия было основным делом жизни. Россия для него была не картинка на карте, а Россия для него были живые страдающие люди, которых он хотел спасти от отчаяния и привести ко Христу. Вот этим он и занимался всю свою жизнь. За это ему и слава в людях и милость от Господа. Всегда будем его вспоминать с благодарностью за его труды, за его доброе милующее сердце, за все то, что он сделал для Церкви, для Христа, и для всех нас, для своих сограждан, о которых он очень-очень переживал и страдал.