Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Св. вмц. Екатерины


«Для чистых все чисто», – говорит апостол в своем Послании к духовному чаду Титу. Для чистых все чисто, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются. Будучи гнусны, и непокорны, и неспособны ни к какому доброму делу.

Тайна духовной жизни есть чистота сердца. Когда благодать Божия освящает человека изнутри, делает его недоступным для бесовских приражений, и именно это состояние и именует апостол чистотой, чистотой от греха, от общения с духами тьмы. Чистый человек – это человек, который освящен Божией благодатью. Ибо Господь свят, Господь чист, и Он желает нас видеть Своими чадами – чистых, светлых и обращенных к Нему с любовью, благодарностью и желающих исполнять Его святые заповеди.

Вот такова была святая великомученица Екатерина. Она получила имя «всегда чистая». Хотя она была язычницей, но душа ее была устремлена к чистоте и святости. Они искала такого жениха, который бы превзошел ее и красотой, и богатством, и знатностью, и премудростью – всеми добродетелями она хотела его видеть выше себя. И в этом проявилось ее смирение – она не хотела властвовать над своим мужем, но желала видеть его выше себя. И поэтому отвергала самые престижные, как бы мы сказали, предложения от знатных отцов, ибо сама она была дочерью правителя Египта в Александрии и была наделена от Бога и красотой, и мудростью, и богатством, знатностью. Не находила такого жениха и потому никому не давала согласия.

А мать ее была тайной христианкой и познакомила ее с духоносным старцем, который возвестил ей благую весть о Христе, о Царстве Божием, и дал им икону Божией Матери с Богомладенцем. Благословил ее молиться Божией Матери о даровании такого жениха. Как мы видим, старец не спешил ее сразу же крестить и сразу же говорить ей о вышеестественных предметах, но дал ей точку опоры – молитву и вверил ее Матери Божией. И она, всю ночь молившись, сподобилась посещения Божией Матери с Богомладенцем. Но Богомладенец отвращал Свой взор от Екатерины, и ей было открыто, что она недостойна этого взора Богомладенца, что она была в Его очах и безумна, и худородна, и бедна, и некрасива.

Она опять пошла к старцу и стала вопрошать его об этом явлении. И он объяснил ей, что всякая душа, не просвещенная благодатью Святого Духа, не может приблизиться к Богу. Что для Бога она всегда нечиста и безумна, потому что не познала самое важное и необходимое для жизни человека – своего Создателя. И тогда она приняла святое Крещение, просветилась Божией благодатью, и вновь Господь явился ей, когда она молилась Божией Матери, и уже не отвращал Своего взора от нее, но милостивно взирал на нее. И ведая ее тайное желание и стремление к небесной чистоте и красоте, обучил ее Себе, и она обрела перстень от Самого Христа на своей деснице, в знак ее союза со Христом. И исполнилось ее сердце любовью к Богу и тем исповедникам и мученикам веры, которые страдали за Христа. Она приняла участие в их страданиях и смело исповедовала себя христианкой.

В Александрии находился сам император, и в его честь было великое празднество. И он сам стал предлагать Екатерине супружество, ибо она была столь прекрасна и красива, и умна, получила очень богатое образование, знала всех философов, но когда просветилась благодатью Духа стала действительно мудрой. Император всячески склонял ее к идолопоклонству, предлагал ей все блага земные, но она никак этим не прельщалась, но исповедовала веру в распятого и воскресшего Господа. И тогда император призвал 50 самых мудрых мужей-язычников, которые должны были убедить Екатерину в ложности ее представлений. Но Екатерина, получив от Бога дар премудрости, не только не была поколеблена в вере вещаниями этих мудрецов, но сама смогла убедить их и в правости своей веры, так что и они обратились ко Христу. Ко Христу обратилась и супруга самого императора, и военачальник Порфирий. Вот какова сила была ее проповеди. Ее мудрость земная была освящена благодатью Духа и поэтому она так победоносно побеждала этих язычников-мудрецов и свидетельствовала о Христе, о Его Царстве, о Его любви, так что люди готовы были идти на смерть и исповедовать свою веру во Христа Воскресшего и уже смерти не боялись.

И сама Екатерина не боялась ни смерти, ни страшных мучений, которые ей грозили. Мы на иконах видим колесо, на котором ее хотели было пытать, она не убоялась, но силой Божией оно было, это колесо, разбито на многие части, так что многие язычники, пытавшиеся мучить святую деву, были убиты этими осколками страшного колеса. Святая великомученица засвидетельствовала свою любовь и верность Небесному Жениху своей мученической смертью, ибо была казнена все-таки по промыслу Божию и, сохранив свою чистоту и преданность Богу, взошла в небесные чертоги. А Господу было угодно прославить ее особым образом. Спустя два столетия ее мощи были ангелами принесены на Синайскую гору, и это было открыто богоносным мужам, которые и приняли эти святые мощи, и до сего дня они пребывают в монастыре, который построил благочестивый император Юстиниан. И кто был на Синайской горе, получал на память перстень, который всем паломникам монастырь благословляет, как воспоминание о обручении святой девы Христу Спасителю.

А ведь каждая душа в крещении обручается Христу, каждая душа именуется невестой Христовой. Ибо Бог желает пребывать в нашей душе, сочетаться с ней самым теснейшим образом, и эту душу освящать изнутри и делать ее богоподобной, святой, чистой. И само имя Екатерины является значимым для каждого христианина, ибо каждый христианин призван к чистоте прежде всего, к тому, чтобы от всякого греха отвращаться и сочетаться со Христом, Который есть источник святости и чистоты. Иного нет способа для спасения, как соединение с Богом через молитву, через жизнь по вере, через несение креста, который Господь каждому из нас милостивно преподает.

Я желаю всем нам, по молитвам святой Екатерины, быть чистыми не только внешне, а прежде всего внутренне. И так, чтобы, как говорит апостол, чистому все было чисто. Чтобы ничего мы не боялись, кто-то там что-то на нас косо посмотрел, кто-то нам подбросил что-то, какую-то землю, иголку куда-то воткнул – и люди порой так этого боятся, забывая о том, что демон не может ничего сделать, если не войдет в нашу душу и не внушит нам ложные мысли, ведущие нас к греху. Поэтому чистому человеку, кто всегда обращен по Христу с молитвой, нет никаких угроз от внешнего мира. Даже если он и пострадает, то получит награду. А душа его, соединяясь с Богом, обретет вечную радость, вечное блаженство, к чему мы все и призваны стремиться. Бог сотворил нас для блаженства, для радости, и уже в этой жизни нам дана заповедь всегда радоваться и непрестанно молиться. Тем самым апостолы указывают и на цель – радость о Господе, и на средство – молитва. Святая Екатерина, как мы знаем, молилась усердно и получила дар мудрости, духовной красоты и нарекается невестой Христовой. Ее же молитвами да сподобит и нас Господь Царства Небесного. Аминь.