Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

На еванг. чтение о исцелении согбенной женщины. Прп. Алипия Столпника


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В сегодняшний воскресный день святая Церковь нам предлагает евангельское чтение о исцелении некоей женщины, которая, как говорит евангелист Лука, имела духа немощи и была скорчена и не могла выпрямиться.

Здесь, в этих немногих словах, нам открывается причина многих болезней – это грех и действие духа тьмы, который удручает человека и нарушает богозаповеданный строй жизни его тела и души. Как говорил апостол Павел: дано мне жало сатаны в плоть, чтобы я не превозносился. И каждый из нас имеет такое жало, имеет духа немощи. Хорошее название – с одной стороны, говорит о том, что мы немощны, потому что гнетет нас этот дух, а с другой стороны, что нас вдохновляет на подвиг борьбы с этим духом, потому что этот дух немощный, он падший, и мы, сочетаясь со Христом, имеем возможность побеждать в себе грех и всякую немощь.

18 лет – это много или мало? И много и мало. С нашей человеческой земной точки зрения это очень даже много. Это говорит о том, что мы несем крест пожизненно, и нам не следует роптать или удивляться – почему, за что мне приходится нести этот крест? А нужно задавать вопрос: как мне его нести? И для чего он мне дан? Прежде всего, чтобы душа обратилась к Богу за помощью. Пока мы не ощутим в себе немощь и считаем себя самодостаточными, то и Бог-то нам не нужен, мы сами знаем, что и как нам делать, ставим перед собой цели, прибегаем к помощи Божией чаще всего, когда оказываемся в трудных обстоятельствах. «Гром не грянет – мужик не перекрестится», – так русский народ эту духовную закономерность выразил.

Женщина был скрючена – то есть вместо того, чтобы смотреть горе́, к небу обращать свой взор, а небо – это есть не что иное, как икона Царства Божия, поэтому и так называется в Евангелии – Царство Небесное, «Отце наш, Иже еси на небесех». Небо видимое есть образ царства невидимого, Царства Божиего. И вот человек призван взирать на небо и размышлять о вечном, о Создателе, сотворившим эту красоту, и обращаться к Нему с молитвой. Для этого в пищу человеку были даны плоды, которые нужно срывать с деревьев и тем самым невольно поднимать очи свои от земли к небу. А вот свинья она ест то, что на земле, у нее так и глаза устроены, что она на небо вообще не может смотреть. Поэтому всякое приземленное состояние, забвение о небесном есть состояние свинское.

И вот эта женщина была скрючена, то есть не могла взирать на небо. Вот собственно, что самое страшное для человека – когда дух нечистый препятствует человеку свой взор, внутренний взор обратить к Небесному Отцу. И у лукавого много для этого всевозможных способов. Поэтому когда мы ощущаем в себе какие-то помыслы, обнаруживаем, которые нас уводят от Бога, от молитвы, от памяти о Боге, неважно какие эти помыслы, они может быть очень даже привлекательны и как будто бы полезны, о каких-то земных вещах необходимых нам. Но если они эти помыслы нас лишают богомыслия и обращенности к Богу, то это помыслы очень опасные и вредные. Так они делают нашу душу такой скрюченной, и мы даже этого не замечаем. А Господь есть любовь, Он хочет спасти грешника даже тогда, когда сам грешник еще этого не хочет. Но Господь прозревает наше стремление к небу, он находит те души, которые откликнутся на Его любовь. И в данном случае Господь узрел в той женщине готовность принять Божие действие, исцеление от этого тяжкого недуга. И Господь, даже когда Его эта женщина ни о чем не просила, не потому что была гордой, была смиренной, за 18 лет как-то уже смирилась со своим таким тяжелым положением. Хотя Господь всех исцелял, она почему-то даже и не успела попросить. Но Господь Сам, увидев ее, подозвал и сказал: «Женщина, ты освобождаешься от недуга твоего, разрешаешься».

Вот и мы тоже на исповеди слышим такие слова: «Прощаю и разрешаю тебя от всех твоих грехов». Потому что грех связывает человека, делает его неспособным к высшим движениям, и только благодать Божия может освободить душу от этого смертельного состояния болезненного. Мы это знаем по опыту, как душа обретает радость и силу жизни в себе, надежду на всеблагой Промысл, когда на исповеди открывает свои грехи и желает с ними расстаться. Так же, как эта женщина освободилась от недуга своего. И это действительно происходит, потому что, отойдя от креста и Евангелия, поблагодарив Бога, мы ощущаем новое в своей души – действие Божий благодати, которая нас подкрепляет, подбадривает, вселяет в нас желание, возбуждает в нас это желание жить с Богом. Жить и не тужить, никого не осуждать и никому не досаждать. Человек начинает видеть свои грехи – это тоже великое чудо. Это есть большее чудо, чем прозрение даже слепорожденного, потому что это чудо в области телесной, а вот в области духа чудеса намного больше, потому что душа больше тела, как Господь говорит.

И возложил на нее руки, она тотчас выпрямилась, стала славить Бога. Вот итог Божественного промышления – душа ожила, для вечной жизни. Это выразилось в ее благодарности Создателю, значит, она уже не роптала, не говорила: за что, почему Бог меня так наказал, Бог меня не любит. Она уже была приуготовлена к тому, чтобы принять это исцеление. Мы часто еще не готовы к тому, чтобы принять полное исцеление. Господь подлечивает нас только в ту меру, в которую мы способны воспринять, и это для нас великое благо и милость. И, как мы понимаем, Господь для этого и пришел в этот мир, чтобы спасти. Он Сам об этом говорит: не судить, но спасать. Но спасает Он только тех, кто этого сам пожелает. Насильно никого невозможно спасти, это будет уже не спасение тогда, это будет уничтожение человеческой природы, которая наделена великим даром свободы, а значит, возможностью любить и быть любимым.

И вот это чудо, которое приводит нас в благоговение и трепет перед Создателем, и мы уже чувствуем, как и наша душа оживает и поднимается от земли навстречу Богу – это чудо приводит в негодование некоего служителя, начальника синагоги, который замечает, что это исцеление произошло в субботу. А по заповеди в субботу нужно, как мы знаем, отложить свои дела и посвятить этот день Богу. И вот почему-то это исцеление вызывает негодование, хотя Господь вовсе не Свои дела делал, а дела Божии. И никакой корысти не имел в этом исцелении. А почему-то начальник воспринимает заповедь совершенно в извращенном виде, что как будто бы вообще ничего делать нельзя в субботу. А что тогда можно? В праздности пребывать или какие-то вести праздные разговоры?

Ведь суть заповеди о субботнем дне, чтобы помнили о Господе, чтобы вспоминали, как Господь сотворил этот мир из ничего, как говорят богословы, в шесть дней, и в седьмой почил от дел своих. И в честь вот этого седьмого дня, который продолжается и сегодня, Бог промышляет о мире, значит, Его покой есть относительный покой. Он ничего нового не творит, но все творение живет благодаря Божественному присутствию в этом мире. Божественному промышлению о каждом творении. Даже о малой букашке Господь промышляет, то есть ей дает жизнь, и знает о ней все. Вот как человек может под действием лукавого духа даже заповеди Божии переворачивать и понимать их совершенно ложно и превратно. Кстати, вот этот дух, который пребывал в начальнике синагоги, очень часто вселяется в православных христиан. Тот же самый дух, который внушает какие-то законнические представления о духовной жизни, что нужно от корки до корки прочитать, например, какие-то молитвы. И если не прочитал, то все – страшно согрешил, и причащаться невозможно. И люди годами не причащаются, потому что не могут преодолеть вот это ложное противоречие.

И сегодня мы почитаем преподобного Алипия, великого святого, который дожил до 118 лет. Причем большую часть жизни он простоял на столпе. Можем это себе представить? Наверное, это невозможно представить. Такой подвиг вышеестественный, конечно, только по благодати Духа Божия возможно такой подвиг совершать. И это есть выражение его любви к Создателю, ко Христу Спасителю, Который распялся за наши грехи. И он, будучи на этом столпе, пребывал в непрестанной молитве и руководил многих, кто желал его духовного совета. И даже два монастыря были образованы из таких желающих жизни духовной. Один мужской, другой женский, он руководил ими, не сходя со своего столпа. И последние 14 лет он тяжело болел. Ему уже было за 100 лет, он заболел и не мог уже стоять на ногах, настолько они опухли уже от этого подвига. И Господь дал ему такую тяжелую болезнь. И здесь нет никакого противоречия. Почему святые болеют, да потому что болезнь для человека может быть лекарством, если он принимает эту болезнь как Промысл Божий. Вот святой Алипий молился, лежа на боку, продолжал свой подвиг. И показал нам высоту жизни во Христе. Его молитвами да укрепит нас Господь нести свой крест и распрямляться, распрямляться своей душой навстречу Богу, на каждой исповеди, на каждом причастии, взирать мысленным взором на небо, как призывает нас Церковь: горе́ имеем сердца. Аминь.