Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

На апостольское чтение. Об обретении заповеданного нам блаженного покоя


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Будем опасаться, – говорит апостол Павел, – чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим». Господь в одном из псалмов Давида говорит, что не войдут в покой Мой, – о тех людях, которые возмущались и не принимали волю Божию. Покоем именует Бог блаженство вечной жизни. Святой апостол Павел напоминает слова этого псалма: «Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой». То есть человек мятущийся, отвергающий милость Божию, не может войти в радость вечной блаженной жизни. И тут же святой апостол сопоставляет это слово Божие о этом вечном покое, вечной радости. Поэтому мы и молимся с вами: «Упокой, Господи, душу усопших раб Твоих» – то есть введи их в вечный блаженный Твой покой, где нет ни болезни, ни воздыхания, но вечная жизнь, вечная радость. Святой апостол воспоминает слова Книги Бытия, говоря о седьмом дне. Бог говорит, что Он упокоился от Своих дел, и само слово «суббота» – седьмой день творения, – в переводе означает «покой». Почему собственно в субботу мы и воспоминаем усопших – покойников, которые успокоились от тягот и сует земной жизни. И вот в этом покое седьмого дня святой апостол видит всеведение Божие, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.

Бог в седьмом дне уже все сотворил и упокоился от Своих дел. А вот сегодняшний день – Господь его творит или нет? Мы знаем, что без Божиего присутствия мир не может существовать, без Божиего промышления, как мы говорим, все Им зиждется и существует. Но вот в этом слове «покой» святой апостол видит то, что Бог уже видел от самого создания мира, все, что в нем произойдет. Видел и нас с вами, стоящих в храме и молящихся Ему и кающихся в своих грехах. Видел все до конца. Ибо ничто не сокрыто от Его взора. И Господь промыслил о каждом Своем создании, прежде всего о человеке, и теперь лишь осуществляет уже то, что было Им совершено.

И возникает вопрос: а как же тогда человеческая свобода, а неужели все уже предречено и от нас уже ничего не зависит? Это ложное представление. Бог даровал нам свободу и произволение наше к спасению или к погибели. Это наш выбор, поэтому от нашего выбора собственно и зависит наше спасение. Ибо Бог желает всех спасти и привести в познание истины, о том Он свидетельствует и словом и делом. Поэтому никто не имеет основания отчаиваться и говорить, что Бог его не любит, что Бог его забыл, что Бог не хочет его спасения. Это клевета, произведение лукавого духа, который внушает порой людям такие мысли и доводит их до отчаяния. Но если Бог промыслил о нас, и пожелал нас спасти, то Ему ведомо наше произволение и свобода нашего выбора Ему ведома, ибо Он Творец, и ничто не может быть сокрыто от Него. Это не нарушает нашу свободу. Вот что мы должны всегда помнить – что Бог нас не сотворил марионетками и существами безвольными, но даровал нам Свой образ и благословил нас стремиться к Своему подобию. И нет твари сокровенной от него, как говорит апостол, но все обнажено и открыто пред очами Его, Ему дадим отчет. Эти слова апостола вдохновляют нас на разумное трезвенное житие, на благодарение Бога за все Его великие благодеяния. Это дает нам противоядие против всех лукавых помыслов, которые пытаются проникнуть в крепость нашего естества в нашу душу и сердце. И потому, как и сказал апостол, будет опасаться, будем бояться, чтобы не оказался кто из нас опоздавшим. А что такое опоздавший – тот, который потратил время неразумно, и потом этого времени ему не хватило, чтобы успеть что-либо сделать. Будем время употреблять для добрых дел, для служения Господу.

И вот в этом псалме есть и ответ, как нам спасаться. Потому что, говоря о своей клятве не войти в Его покой людям, которые ожесточили свое сердце, мы находим и противоядие. Если жесткость сердца, гордость является причиной погибели, то значит, нужно совершать что-то противоположное вот этому жестокосердию. А что является антиподом жестокосердия? Милосердие, любовь, смирение, кротость – те качества, которые Господь насаждает в наших сердцах с крещения, миропомазания и в каждом таинстве укрепляет нас в том, чтобы мы могли возрасти в добродетелях любви. И поэтому говорит нам: «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим». Опять слово «покой» звучит, опять мы видим, как все это сопряжено – доброе расположение сердца к людям, благодарность Богу, смирение пред Его всеблагим Промыслом. И блаженный и радостный покой, который не является бездействием, а является отсутствием страстей греховных, является успокоением от ложных и суетных исканий, которые так свойственны человеку падшему. Который, потеряв Божию благодать, пытается ее восполнить какими-то земными благами или удовольствиями и всегда оказывается обманут духом тьмы, всегда оказывается в каком-то расстроенном состоянии, беспокойном, никакого покоя он не находит в этих земных утешениях и предметах. Даже больше того, вещи умножают печаль. Чем больше человек имеет вещей и большим владеет, тем больше у него забот и суеты. И потому человек, нашедший Бога, уже упраздняется от этой суеты и, как говорит Евангелие, стремится к единому на потребу, которое избирает Мария, сидя у ног Христа и внимая Его слову. Вот тот блаженный покой, который Господь благословляет каждому человеку достичь в Церкви через участие в святых таинствах, через исполнение заповедей милосердия. И чего всем нам пожелаем сегодня, в этот святой день, молитвами святого Стефана Нового преподобномученика. Аминь.