Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Евгений Каньшин

Свт. Иоасафа Белгородского


Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Дорогие братья и сестры, всех вас поздравляем с памятью великого святителя нашей земли, святителя Иоасафа Белгородского. Родился он в городе Прилуках, был воспитан в благочестивой семье. У родителей он был первенцем, и они возлагали на него очень много надежд, как любой родитель хочет видеть своего сына образованным человеком, состоявшимся в этой жизни. Мечтают родители о том, что у их детей будет хорошая семья, свои дети, их внуки и так далее и так далее. Но по-другому сложилась жизнь святителя Иоасафа.

В миру его звали Иоаким, родился он в 1705 году. В 1712 году отец определил его на преподавание. В скором времени через несколько лет он был определен в академию Киевскую, в которой проходил долгое обучение, показал себя весьма прилежным учеником, весьма талантливым и благочестивым. Само поведение его в процессе обучения было безукоризненным, преподаватели обращали на него внимание как на достойного прилежного ученика, который выполняет все, что необходимо.

Закончив обучение, Иоаким был оставлен при академии, ему разрешили преподавать там, а сам он решил внутри своего сердца, что будет принимать монашеский сан. Родители были поначалу против, но он потихонечку уговаривал их, в конце концов они согласились. В 20 лет он был пострижен в рясофор, затем через два года был пострижен в монашество. Занимался преподавательскими трудами, все исполнял послушания, которые на него возлагало начальство академии. В постриге дали имя Иоакиму Иоасаф, так что далее, в 1734 году, он был пострижен в сан иеродиакона, затем в иеромонаха. И был определен в архиерейский дом исполнять послушания, связанные с организацией приходских богослужений. Очень много общался с духовенством. В это время как раз он вошел активно в понимание устройства приходской жизни, жизни священников, их семей, узнавал все неурядицы или передряги какие-то сложности. Архиереи, которым помогал иеромонах Иоасаф, брали его с собой для поездок по храмам, богослужениям и там иеромонах Иоасаф очень много набирался опыта по общению с духовенством и ведения приходских дел.

Через некоторое время он был возведен в игумены и поставлен в Лубенский монастырь игуменом, созидать монастырь, строить его, вести паству и заниматься устроением монашеской жизни, что он прилежно выполнял несколько лет. Затем священноначалие узрело в нем человека, способного на большие труды, хотя святитель Иоасаф очень строго относился к себе, много уделял время молитве, аскезе, занимался собственными литературными трудами и был достаточно беспощаден к своим каким-то немощам, хотя здоровьем он не блистал, но тем не менее был очень строгой жизни. И вот священноначалие такого подвижника решило далее, что ему надо подвизаться на поприще уже здесь, в наших землях. Он был возведен в сан архимандрита и отправлен на благоустройство, на устроение Троице-Сергиевой Лавры. Четыре года он отдал устроению обители преподобного Сергия, трудился, как мог, отдавая всего себя этому служению. Много произносил проповедей, вразумляя паству, вразумляя монашествующих вести жизнь христоподражательную. Архимандрит Иоасаф был в большой чести у народа, многие любили его за его строгую жизнь, за его прекрасное богодухновенное слово, многие стремились быть его духовными чадами, потому что видели, как через него благодать Божия действует, помогая и вразумляя многих.

Далее, через четыре года, в 1748 году архимандрит Иоасаф был возведен (было это в городе Санкт-Петербург) в епископа Белгородского и отправлен был на Белгородскую кафедру, и там во всей красе его деятельность раскрылась. Он очень много посещал храмов, вразумляя паству, назидая духовенство, был всем, как отец и как мать. Очень много совершал милости пастве, сам ходил, раздавал милостыню под праздники Рождества, посылал келейника своего с письмами, в которые были вложены какие-то деньги для помощи неимущим и бедным, многодетным. Святитель все, что мог, отдавал, и, конечно, при такой жизни и строгой аскезе здоровье его во многом оказалось подорванным. Понял он, что дни его, в общем-то, уже склоняются к закату. Посетив родителей своих, повидавшись с отцом, последний раз он побывал в своем доме незадолго до своей кончины. И на пути на свою кафедру, даже не успел доехать до назначенного места, скончался в загородном архиерейском доме, причастившись Святых Таин, поисповедовавшись, и было ему от роду всего лишь 49 лет жизни. Как мы видим, короткая, даже по нашим современным меркам, 49 лет – это очень короткая жизнь.

Но святитель Иоасаф, безусловно, как звезда на небосклоне, светил очень многим, его желание подражать Господу в смирении и любви было видно многим, его труды остались до сих пор с нами. Его писания имеются, написал он очень важное аскетическое творение – «Борьба семи добродетелей с семью пороками человеческими». И многие другие труды святителя Иоасафа назидают сейчас всех нас. И, безусловно, святитель Иоасаф был человеком жизни святой.

Надо сказать, что по его кончине так сложилось, что для отпевания архиерея должен был приехать архиерей, но он задержался и очень надолго, на два месяца. Святитель скончался в декабре, а отпевание его свершилось в феврале, и надо сказать, что все то время гроб с телом святителя находился в храме, и не было никаких следов разложения. После погребения святителя прошло два года, и мощи его были обретены нетленными, он был прославлен как святой. Святителю была составлена служба. Известны случаи исцелений у мощей святителя Иоасафа. И мы, безусловно, все должны к нему обращаться как заступнику нашей земли, как человеку, у которого мы можем учиться вере, благочестию, аскезе, читая его богодухновенные труды, назидаться мудрости, которая в них заключена.

Святителю отче Иоасафе, моли Бога о нас!