Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Суббота по Рождестве Христовом. На апостольское чтение «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни»


Сегодня встречаются два великих праздника, которые в древности совершались как единый праздник, который назывался Богоявление – воспоминалось и Рождество, и Крещение Господа Иисуса Христа на Иордане. И святой Златоуст говорит, что Бог не тогда явился, когда родился, а когда крестился. И до Крещения был неизвестен людям, за исключением малого числа, которые были участниками тайны Рождества и которых мы почитаем особо. И в воскресный день завтрашний мы будем чтить тех, кто был участником этого чуда – праведного Иосифа в том числе, Обручника Пресвятой Девы, а также царя Давида, который особо послужил Христу своими пророческим псалмами, и даже Господь именуется Сыном Давида часто, именно потомок Давида должен был быть Мессией. Богоявление – это самое великое событие, которое знает человеческая история. Вокруг этого события все совершается, и этим событием все определено. Святой апостол называет тайну Боговоплощения великой тайной благочестия. Благочестие – это жизнь по вере во Христа Спасителя, жизнь со Христом.

И сегодня святой апостол Павел, наставляя своего ученика Тимофея, говорит: «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни». Эти слова, конечно, адресованы и к нам, ибо это есть ясное указание для христианина, как он должен проводить земную жизнь, какие приоритеты в этой жизни он должен иметь, как бы мы сказали современным языком, что для него главное. «Держись вечной жизни», – в этом слове заключается очень многое. Что значит держаться? Когда мы поднимаемся по лестнице, то мы держимся за поручи, чтобы не упасть, чтобы благополучно совершить свое восхождение. И вот в духовном смысле мы тоже должны восходить к Богу, ибо ради этого Он и явился в этом мире во плоти, чтобы нас возвести в Свое Царство. И для этого нужно держаться – держаться Христа, всегда помнить о Нем, всегда призывать Его святое имя, и тогда человек обретает силу, способность преодолевать всевозможные искушения, силой Христовой побеждать в себе грех. Об этом напоминает нам апостол Павел.

«Преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры». Это некая программа, которая нам предлагается для осуществления – к чему должен стремиться христианин в возрастании Христовом, чтобы в нем являлись добродетели Христовы, которые мы только что слышали из уст апостола Павла. Возрастание в вере, правде, любви, терпении, кротости и есть самое необходимое для спасения, это есть образ жизни христианина, его визитная карточка. И если мы не обретаем в себе терпения, кротости, любви – значит, мы еще не держимся вечной жизни, значит, мы еще погружены в свою страстную природу и легко склоняемся к общению с демонами. Хотя призваны мы к богообщению и нам Господь дарует великую милость – соединяться с Ним, особенно в тайне Тела и Крови. И вот когда мы причащаемся, мы исповедуем тайну благочестия, великую тайну, что Бог явился во плоти. Поэтому мы можем принимать Его Плоть, соединяться с Ним и обретать в себе новые качества, ибо Господь желает нас научить этим добродетелям для нашего спасения.

Кто не научится – как он войдет в Царство Невечернего Света, что он там будет делать? Там не будет страстей, там не будет демонов. И мы должны научиться жить по заповедям Божиим, и возрастать в Божиих добродетелях, восходить по ступеням добродетелей – от терпения, от веры к любви. И дай нам Бог в эти святые дни воспринять Христа своим сердцем, не только устами, но сердцем и носить в своем сердце благодать Христову, держаться этой благодати и следовать за Христом в Его Царство, что Он нам и предлагает – взять свой крест и следовать за Ним. Благодать Божия действует в нас и открывает нам этот путь.

Желаю всем Божией помощи по принятии Святых Даров себя хранить от суеты, от ненужных мыслей, а то и греховных, чтобы было место для Бога в нашей жизни, в нашей душе. Господи Иисусе Христе, помилуй нас! Аминь.