Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Евгений Каньшин

Память преподобного Максима Грека


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Дорогие братья и сестры, поздравляем вас, сегодня память преподобного Максима Грека, человека, который занимает очень важное место в истории просвещения нашего Отечества светом веры.

Преподобный Максим родился в XV веке, в семье весьма зажиточной и был образован в христианской вере. И благодаря материальному состоянию семьи он имел возможность получать все доступные науки в то время, что способствовало, конечно, достаточно богатому его образованию. Также он еще успел в юности попутешествовать по Европе, посмотреть на мир, побывал и у святынь доступных. Но все-таки душа его склонялась к тому, чтобы послужить Господу в монашестве. И избрав этот путь монашеский, он удалился на Святую Гору, в Ватопедский монастырь и там принял монашество. Стал подвизаться, занимаясь переводами святоотеческих книг на разные языки и вообще знакомясь со всем наследием, которое было доступно, для того чтобы максимально полнее изучить писания святых отцов, изучить путь спасения христианского.

Но в то время на Руси не хватало книг богослужебных, переводных книг Священного Писания. И Василий Иоаннович, царь русский, попросил у Константинопольского патриарха в то время выписать ученого монаха для переводных дел. И вот Максим Грек получил такое благословение, был прислан в пределы нашего Отечества и занялся переводными трудами. Переводил толкование Псалтири, Деяния Святых Апостолов, много писал литературных полемических трудов против жидовствующих, против магометан и различных уклонений в ереси, был таким, в общем, активным полемистом в этом плане.

Но когда он занимался переводами богослужебных книг на славянский язык, тут возникали сложности и ошибки, потому что все-таки он не был исконным носителем русского языка, и в его труд вкрадывались переводные некоторые ошибки, что, надо сказать, через какое-то время было ему вменено как бы в намеренное согрешение. Случилось это потому, что он вошел в некий конфликт с действующей властью. Василий Иоаннович решил, царь, расстаться со своею женою Соломонией, потому что она была бесчадна. Вот Максим Грек позволил себе написать некий труд о том, что надлежит в Бога богатеть, а не служить страстям, в общем, пытался указать на то, что не надо этого делать, надо, как говорится, заниматься душой своей, а не думать о многих попечениях и тем более не служить своим страстям. Но это было воспринято как чрезмерное указательство. И, так сказать, престолу требуется наследник, а наследника нет, в общем, тема очень болезненная и очень сложная. В результате, Максим Грек попал в некую опалу и был заточен.

Шесть лет провел он в темнице, не переставая заниматься литературными трудами. Углем на стене этой темницы он написал канон Святому Духу, известный, до сих пор сохранившийся, употребляемый в церковном богослужении. Через шесть лет он был из темницы выпущен, но отправлен в монастырь для проживания. Не разрешено ему было выбирать, где жить, ну как бы такое поселение. И еще 20 лет он находился в Твери в монастыре, под надзором некоего епископа Акакия, который весьма, надо сказать, милостиво относился к ученому греку, позволял ему совершать дальнейшие переводные труды святоотеческих книг, писать полемические труды, в общем, делать то дело, на которое Максим был призван. И таким образом 20 лет он провел еще, принудительно находясь в этом монастыре, после чего прещение с него было снято. Таким образом, он находился под прещением 26 лет. Прещение с него было снято, но надо сказать, уже здоровье его было подорвано. Выбрал он местом своего монашеского жития Троице-Сергиеву Лавру, где жил до самой своей кончины, до 1556 года. И надо сказать, что с честью был по своей кончине погребен возле Духовской церкви и весьма почитался в Соборе Радонежских святых. И можно найти изображение его среди святых Радонежских.

Преподобный Максим, на могиле которого были многочисленные исцеления, был прославлен Церковью в 1988 году в Соборе Радонежских святых и, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, его мощи были обретены и сейчас находятся в Лавре. Преподобный Максим, конечно, труженик, посвятил свою жизнь образованию народа русского, образованию в вере, искоренению разных еретических толков, которых, к сожалению, у нас в России было много. Несмотря на то, что вот он попадал в опалу, он относился к этому как к воле Божией и почитал утрудненную такую, замкнутую, стесненную, заточенную свою жизнь благом для себя как для монаха и еще более усиливал те труды, на которые и был призван. Конечно, Господь одарил такого человека и явлением Ангела, который укреплял его, говоря, что понеси здесь тяготу мук твоих заточения, там освободишься от вечных. Преподобный Максим, умиленный таким посещением и вдохновленный словами Ангела, как мы видим, проводил свою жизнь без ропота и без уныния, что очень важно.

Конечно, мы ему должны молиться как покровителю образования, научения в вере, призывать его в помощь для назидания детей и всех, кто слаб в вере, кто необразован в вере. Просить Господа раскрыть сердце навстречу вере, просить его ходатайств, преподобного Максима Грека. Его молитвами Господь да укрепит нашу веру и поможет всем нам.