Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

иерей Артемий Сахаров

На евангельское чтение о Закхее


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Дорогие братья и сестры, уже забрезжила заря Великого поста. И сегодня мы слышали чтение о Закхее. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали милосердные слова Господни: «Прииде Сын Человеческий взыскати и спасти погибшего».

Грешник Закхей был мытарем, то есть сборщиком налогов. Мало того, что собирали эти мытари налоги в пользу Римской империи, оккупантов, но и делали это с большой для себя выгодой, за что в народе были презираемы, и слово «мытарь» было синонимом слову «грешник». И вот Закхей был старейшиною мытарей. В Евангелии упоминается о том, что он был богат, намекая на успешность в неправедных трудах. Закхей сделался закоренелым грешником, ибо чтобы накопить богатство злоупотреблениями, нужно время и постоянство в этих трудах. Так что и суд Божий определил его как погибшим уже, обреченным на вечное томление в адских темницах.

В это время Спаситель совершал свои странствия по земле, и Закхей возгорелся желанием увидеть Господа и доказал искренность своих желаний действием. Произволение Закхея было принято, и Сердцеведец Господь благоволил посетить Закхея в его доме. Сего грешного мужа объяла радость, когда он увидел пришедшим к нему Господа, и стали омерзительными ему грехи его. И в осознании своего греха, стремлении загладить, насколько это возможно, свои несправедливости, Закхей самоотверженно полагает начало покаянию и дает обет: «Се пол имения моего, Господи, раздам нищим, и аще кого обидел, возвращу четверицею». И Господь приемлет это покаяние. Лишь минуту назад принадлежал Закхей к числу отверженных и погибших, а ныне Господь возвещает: «Днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть».

Святое Евангелие подобно зеркалу, каждый, если захочет, увидит в нем состояние своей души и то врачевание, которое предлагается Всемогущим Врачом. Сегодня в этом зеркале мы видели грешника, увлеченного страстью любостяжания, усердно работавшего этой страсти, несправедливыми поборами, разнообразными обидами своих ближних. Видели этого грешника, осужденного человека, оправданного Богом за свою веру и истинное покаяние. Утешительное зрелище. Но и по сей день Спаситель, по неложному Своему обещанию, пребывает между нами, и по сей день врачует Он души, уязвленные грехами, и по сей день пребывает Его Божественное определение: «Прииде Сын Человеческий взыскати и спасти погибшего».