Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Александр Симаков

Память святителя Никиты, епископа Новгородского


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, Всех поздравляю вас с нынешним днем. Прежде всего обращаю внимание, что для нас всегда великая радость и достойное поздравления дело – это наше участие в Божественной литургии. На литургии мы с вами участвуем в трапезе Господней. Благодарим Господа за Его великий дар спасения, за Его великий дар любви к роду человеческому, что Он пришел в этот мир и каждого из нас спас Своей смертью и воскресил каждого из нас Своим воскресением, возводя нас в Царство Божие. И поэтому это главная сущность христианства – благодарение Господу и воспоминание Его всех страданий и благодеяний. Мы приобщаемся Его Телу, Его Крови на литургии Божественной под видом хлеба и вина, являя свое соучастие в этом подвиге Христовом, в желании наследовать Христу Царство Божие.

И вот в нынешний день мы с вами вспоминаем одного очень интересного и назидательного по жизни своей подвижника веры – Никиту, епископа Новгородского. Это святой Русской Церкви, прославившийся в самом начале бытия нашей с вами Церкви. Жил он в Киеве, в Киевской Лавре в XI веке. Только что Русь приняла христианство, в начале этого пути уже возникли в Киеве и обители монашеские. Основателями этой обители являются Антоний и Феодосий, Киево-Печерские чудотворцы, которые подвизались и на Афонской горе, а затем монашеские уставы принесли и в нашу страну. И вот Никита был одним из этих первых монахов этой Печерской обители. Чем замечательна его жизнь? Дело в том, что в самом начале своего пути монашеского, он, видимо, еще не очень зная вот эти искушения, которые постигают человека, который берется идти по пути спасения особенным таким образом, всего себя отдавая Христу, соблазнился видением ангела, а под видом ангела ему явился падший дух, который соблазнил его. Апостол Павел ведь еще предупреждает всех нас, что и вот эти падшие духи могу принимать вид ангела света. И собственно так случилось и с Никитой.

Явившийся ангел, он думал, что он явился в ответ на его молитвы, на его подвиги, хотя подвигов еще было совсем немного, это был начало его монашеского пути. И вот этот явившийся ангел сказал ему, что хорошо ты молишься, все делаешь прекрасно, читай Священное Писание Ветхого Завета и других назидай. Молись, как бы вот не так много. Никита принял эти наставления. И когда читал Священное Писание или, например, был в молитве, всегда видел этого ангела, который поддерживал его. У Никиты даже открылся дар понимания Священного Писания Ветхого Завета. Он очень много говорил на эту тему, поучал, приводил примеры, цитировал такие книги Ветхого Завета, которые многие люди и не знали и редко читали. И, в общем, многие удивлялись этому его просвещению такому неожиданному, назиданию, знанию.

А вот отцы старшие напряглись, они задумались, почему же он говорит только о Ветхом Завете, а Новый Завет и имя Господа Иисуса Христа вовсе не упоминает. И вот тогда отцы поняли, что Никита находится в прелести и принялись очень усердно за него молиться. И его пригласили для собеседования и, помолившись о нем соборно, исцелили его от этого недуга, изгнали беса, которым он был одержим. И после этого Никита вдруг понял, что он вообще не знает Ветхого Завета. И даже случилось так, что он читать-то разучился. И пришлось его по-новому учить читать, и по-новому он изучал Священное Писание, и по-новому начал молиться. Но при этом, видите, какое было искушение. Поэтому мы с вами на примере этого великого чудотворца, который впоследствии действительно стал великим чудотворцем, стал епископом города Новгорода Великого и действительно прославился уже многими добрыми чудесами от Господа нашего Иисуса Христа, вот в начале его пути была такая вот беда, такое искушение.

И нужно нам тоже быть аккуратными, всегда помнить, что рядом с нами находятся, к сожалению, и падшие духи, которые могут нас уловить, если мы с вами удобопреклоняемся к какой-либо страсти. Но чаще всего это гордость, чаще всего тщеславие, чаще всего желание показаться превосходными над кем-то. И поэтому если вдруг вы или кто-то за вас увидит, что есть у вас такие несчастья – и превозносимся мы над кем-то, и гордимся, и кого-то поучаем, а при этом думаем, что все у нас в порядке, что мы на пути спасения – тут, конечно, надо прислушаться к словам людей, которые нам это скажут. Или, может быть, мы сами, наконец, обратим на это внимание и поймем, что не может человек идти по пути спасения, если он над кем-то превозносится, кого-то обижает, кого-то постоянно поучает, считает себя выше и лучше. Вот это, к сожалению, самое удобное, за что может зацепиться падший дух, чтобы нас с вами увести в сторону от спасения.

Поэтому жизнь этого подвижника Никиты Новгородского очень поучительна и назидательна для нас. Будем стараться внимательно смотреть на себя и помнить Христовы заповеди, первейшая из которых говорит, что блаженны нищие духом, ибо таковых есть Царство Небесное. А нищета духа – это понимание своего несовершенства, своих недостоинств, своего еще недоразвития в отношении Божественных истин. Поэтому будем стараться правильно оценивать свое состояние, свое положение, и в соответствии с этим уже жить и молиться.

Да поможет нам с вами Господь, молитвами святых Его угодников, которых поминаем и вспоминаем сегодня, идти правильно по пути спасения, и наследуем Царство Божие. Аминь, друзья мои. Благодарю всех вас.