Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Сретение Господне


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко», – слышим мы неоднократно эти удивительные слова старца Симеона, запечатленные евангелистом Лукою, которые он произнес, когда на сороковой день Пречистая Дева Матерь, исполняя закон, принесла Своего Сына, дабы совершался обряд благодарения и очищения с принесением жертвы ветхозаветной, двух голубей. И эти удивительные слова свидетельствует о том, что старец Симеон был осеняем Божией благодатью. О чем и говорит евангелист Лука, что Духом он был приведен в храм Господень, чтобы встретить Спасителя мира. Ему было открыто это тихое и таинственное явление Господа во плоти.

«Ныне, – говорит старец, – увидели мои очи спасении Твое, которое Ты приготовил для всех людей. Ты являешься светом в откровение всех народов, и славу людей Твоих Израиля». Слава людей Израиля – это слава Церкви, тех, кто всей глубиной своего сердца воспринял Христа Спасителя. Старец пророчествует о том, что Сей Младенец, лежащий на его руках, будет предметом пререканий и претыканий, и Пречистой Деве пройдет душу оружие, то есть потерпит Она скорбь о Своем Сыне. Дух Святый открывал это Симеону, мы можем об этом ясно слышать в евангельском слове.

Дух Божий действует там, где это абсолютно необходимо. И потому свидетельство этого старца, оно непререкаемо. Но чтобы исполнился закон, потребовался и второй свидетель, и он был предуготовлен Промыслом Божиим. Пророчица Анна, 84 лет, жившая постом и молитвой и чаявшая спасения, также была приведена Богом в храм и она также засвидетельствовала о Христе, что Он и есть Спаситель. И таким образом исполнилось ветхозаветное установление, что можно доверять только тем свидетельствам, когда их два или три. Очевидно что во славу Троицы. И это свидетельство о Христе для нас столь значимо, что Церковь устанавливает великий праздник в этот день.

Хотя, мы знаем, были и другие свидетельства о Спасителе, движимые также благодатью Духа, как это случилось при встречи Матерь Божия Пречистой Девы и Ее родственницы Елисаветы, когда та, движимая Духом Святым, произнесла слова: «Откуда мне сие, что прииде Мати Господа моего ко мне». И был также свидетелем ее сын, который возрадовался во чреве ее. И Божия Матерь стала тоже свидетельницей, ибо Она, движимая Духом Божиим, изрекла удивительные слова о Христе и о Себе Самой, так называемая песнь Богородице, которую мы все хорошо знаем: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея». Видите, и здесь тоже даже три свидетеля. А когда Христос родился, тоже были свидетели – это пастухи и волхвы.

Господь все делает для того, чтобы мы поверили в Него, чтобы мы смогли Его взыскать и, взыскав, найти. Ибо Господь говорит: ищите и найдете. Господь желает этой встречи с человеческой душой, для того Он пришел в этот мир. Поэтому сегодняшний праздник имеет удивительно наименование – Сретение, что означает встреча. Встреча со Христом. То, что произошло, исторически является образом спасения каждой человеческой души, итогом ее жизни. И вот Симеон, по Божественному промышлению, ожидал этой встречи в течение многих и многих лет. И не мог умереть, пока эта встреча не состоялась. Для него смерть становится великим благом и избавлением, поэтому он и возносит эту удивительную молитву: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко», – освобождаешь от уз земной жизни и даруешь обетованное Свое Царство.

И пусть наша жизнь будет устремлена всегда к этой встрече, чтобы мы смерти не боялись, ибо лукавый, как мы знаем, через страх смерти всех делает рабами себе. А вот мученики и засвидетельствовали свою веру во Христа и то, что встреча с Ним уже состоялась тем, что они преодолели в себе страх смерти. И теперь уже не два, и не три свидетеля свидетельствуют о Христе, но великий сонм святых свидетельствует о евангельской правде, о том, что на них исполнились Божественные пророчества. И мы с вами находимся в храме Всех Святых, и, таким образом, все святые для нас свидетельствуют о Христе, что Он истинный есть Спаситель и Сын Божий по Своей природе, что в Нем чудесно соединилось Божественное естество и человеческое – в этом есть тайна всего Божественного замысла об этом мире, что произошло это соединение Бога и человека.

И вот сейчас мы будем приступать к принятию Святых Таин Христовых, и эта тайна будет раскрываться нам в принятии Христа, принятии Его Тела и Крови, Его духа и души. Так что мы из ветхого состояния можем переходить в новое состояние, становиться новыми людьми, чтобы свет, о котором говорит Симеон, воссиял в нашей душе и указал нам путь в Царство Божие. Аминь.




Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: