Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru


протоиерей Сергий Теплов

Попразднство Сретения.
На евангельское чтение: притча о неправедном судье


... (нет начала)

Мы вошли в особое время встречи с Господом. Ибо Сретение и означает по-славянски встречу. И встреча души с Богом и есть центральное событие не только в жизни каждого человека, но и во всем мироздании, является самым важным, значимым событием. Ибо для этого Господь создал человека, и весь мир ему отдал для царствования, чтобы воцариться в человеке, в его сердце, и сделать человека сыном Божиим по благодати Святого Духа. И мы призваны все к этому, встрече с Богом, и для этого Господь пришел в этот мир и стал человеком, именно поэтому эта встреча стала возможной.

До пришествия Христа полноты встречи с Богом осуществить было нельзя, хотя мы сегодня вспоминаем двух праведников Ветхого Завета, которые встретили Христа в Иерусалимском храме, движимые Духом Святым. То есть они знали Бога по Его действию, ибо Сам Господь их наставил на то, как можно молиться, на то, как нужно ожидать Спасителя мира. И больше того, привел их в храм Господень именно в тот момент, когда Богомладенец был принесен Пречистой Матерью и праведным Иосифом в Иерусалимский храм.

В сегодняшнем евангельском чтении Господь нам дает наставления о молитве. Молитва является самым главным действием человека, его духа. Мы об этом знаем, но все время об этом забываем. И для нас главным становится все что угодно, но только не молитва. И молиться мы начинаем обычно тогда, когда у нас что-то не получается, и мы попадаем в какие-то трудные обстоятельства. Заболеваем ли, или кто-то из наших близких, либо терпим какие-то скорби, тогда начинаем молиться. А в иных обстоятельствах и вовсе живем, забыв о том, что Господь присутствует в нашей жизни всегда. И мы знаем, что Бог нас не спасает без нашего участия, без нашего желания спастись и всегда ждет поэтому нашего обращения.

И некоторые люди заумные говорят о том, что нечего молиться, потому что наша молитва, она недостойна Бога. Говорят, не произноси имя Господа всуе, поэтому даже запрещают молиться Иисусовой молитвой. Хотя, если мы почитаем славянский текст, заповедь звучит иначе, она говорит: не вземлеши имя Господа Бога твоего всуе, – а это слово означает не только произнесение имени, но и прежде всего то именование, которое мы с вами обрели в крещении, были наречены именем Христовым, христианами, воинами Христовыми. Поэтому это лукавое толкование, конечно, от лукавого духа, оно собственно препятствует молитве. И человек порой и хочет молиться, но лукавый внушает ему, что твоя молитва недостойна, поэтому молчи.

А вот Бог нам говорит совсем иное сегодня. Удивительную притчу мы сегодня слышим, в которой Бог Себя изображает в образе неправедного судии, который ни людей не стыдился, ни Бога не боялся. Это очень характерно для нас, поучительно, что притчу нельзя никогда воспринимать буквально, что притча это всегда особое иносказание. Мы знаем, что Господь Себя в притче сравнивает с вором, который приходит неожиданно ночью. В таком сравнении, в таком приточном изъяснении важно уловить суть – что Бог действует непостижимо и таинственно, и для человека неожиданно и внезапно. Нельзя никогда спрогнозировать действие Божие, оно чудно и неизреченно. Оно непредсказуемо, если Сам Бог его не предсказал через пророков Своих или действием Духа, как это было в случае Симеона и Анны, которые пришли в храм по действию, внушению Духа Божия.

И здесь тоже, в чем здесь суть притчи? Что к этому неправедному судии обращалась какая-то женщина очень настойчиво, неотступно, просила его защитить от некоего соперника. А кто у нас соперник, мы знаем, это лукавый дух, который посягает на наше бытие, на нашу жизнь, хочет погубить, занять место Бога в нашей жизни, все время себя подкладывает в каких-то помыслах, которые мы часто принимаем за собственные. И тем самым лукавый тоже уподобляется Богу, действует скрытно, действует порой неожиданно. Но его действия мы должны распознавать как лукавые, как подделку, недостойную Бога и человека.

И вот эта женщина просила ее защитить от соперника. Собственно и мы тоже просим Бога об этом же, чтобы Господь защитил нас от греха, от действия лукавого духа, как мы в молитве «Отче наш» это слышим: избави нас от лукавого. Или еще: помилуй меня, Господи. Милость Божия означает защиту от смерти и от греха, от того, что происходит по действию лукавого духа в человеке. И вот эта женщина непрестанно досаждает этому судии. Женщина эта была вдова, и сначала судья вовсе не собирался ей помогать, но потом сказал: «Хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне».

И сказал Господь – это истолкование притчи: «Слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защитить их». Сколько здесь для нас утешения! Оказывается, Бог слышит чад Своих, Бог просто медлит защитить. Но если мы видим в этой притче, что неправедный судия и тот откликнулся в конечном итоге на просьбу, неустанную просьбу этой вдовицы, то уж тем более праведный Господь, любящий нас, конечно же, «даст благо просящим у Него», как Он говорит, хотя и не сразу мы это можем ощутить, увидеть. Господь как бы медлит в исполнении наших прошений.

И поэтому нам никогда не нужно искать быстрого и мгновенного осуществления того, что мы просим. Это очень важно. А то мы порой начинаем унывать и думать, что Бог нас не слышит, что наши молитвы Ему неугодны – это внушает лукавый дух. А мы этому верим и унываем, и вовсе порой перестаем молиться. А нужно нам вспоминать эту притчу. Если Господь говорит, что Он всегда нас слышит и желает защитить нас, то так оно и есть. И если медлит защитить, то, как говорит Господь дальше, «подаст им защиту вскоре». Чтобы мы не думали, что прошение это совершенно неосуществимое. Оно вскоре осуществимо. Но «скоро» – это очень таинственное слово, потому что у Бога все скоро. Потому что у Бога «тысячи лет, как один день». И нам это дается в утешение, чтобы мы всегда помнили: часто Бог не дает нам никаких испытаний сверх наших сил и всегда дает нам скорое утешение, когда оно нам необходимо.

Но «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Странный переход к толкованию этой притчи. Это говорит о том, что в последние дни люди перестанут молиться. Потому что молитва есть потребность и проявление веры. Вера без дел мертва, и самым главным делом веры является молитва. А потом уже помощь нуждающимся, нищим и так далее. И Господь свидетельствует о том, что вера оскудеет и молитва иссякнет в этом мире, потому и придется им погибнуть. А Христу и не будут уже молиться. А эта молитва является самым необходимым и самым для нас главным делом, о чем нам говорит Евангелие. И пусть не смущают нас никакие помыслы. Нам должно лепетать Богу и день, и ночь, как говорится в этой притче, и эти слова перекликаются со словами Евангелия, повествующего о встрече Господа в Иерусалимском храме. Потому что о пророчице Анне сказано, что она была тоже вдовицей, как и в притче, лет осмидесяти четырех, которые не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь.

Вот образ этих праведников, Симеона и Анны, встретивших Христа, которые пребывали в непрестанной молитве еще в Ветхом Завете, дает нам такой благодатный пример жизни, устремленной к Богу, жизни, которая вся направлена на то, чтобы совершилась эта встреча. Когда она произойдет – это дело таинственное, но мы верим что она происходит и сегодня, когда мы принимаем Христа в святых Его Таинах Тела и Крови. Хотя это бывает для нас не всегда совершенно очевидно. Но тем не менее, если бы мне чувствовали того благого изменения нашего сердца, нашей души после причастия, то вряд ли бы мы, оставив свои земные заботы, приходили бы в храм Божий и стояли бы на Божественной литургии. Значит, эта встреча для нас так же реальна, как мы стоим в этом храме, только все Господь делает в меру и во время. Так что наша задача уловить в своей душе те Божественные действия, которые освобождают нас от тирании помыслов, страстей, которые вселяют в нас надежду, даруют нам само желание молиться Богу, молиться простыми словами, молиться, призывая Христа и веруя, что это Богу угодно. Бог нам так повелел – всегда Его призывать и днем, и ночью, и на всякое время благословлять Его и благодарить, и верить, что только таким путем мы можем победить грех и спастись. Аминь.